Фривольные фрески в покоях ВизерисаГлядя на убранство Красного замка в «Доме драконов», невозможно пропустить фривольные фрески, которые совершенно не вяжутся с ценностями Семибожия. Многие, конечно, догадались, что фрески как-то связаны с валирийским происхождением королевской династии, но тут Райан Кондал в своем интервью для Westeros.org обратил наше внимание на еще несколько пикантных деталей:

Мы вдохновлялись временами римского упадка, чтобы показать эпоху правления Таргариенов, когда они вместе со своими драконами уже долгие десятилетия правят миром. Как показать их инаковость? Через фрески мы даем понять, что Таргариены придерживаются других обычаев, берут в жены своих сестер (Эйгон сразу обеих), что они живут в Вестеросе, но являются чужеземцами с иными ценностями. Это даже не таргариеновские фрески, а валирийские, потому что Красный замок был построен, когда их валирийские корни были сильнее. На фресках, если присмотреться, изображены люди с драконьими головами или телами, наполовину мужчины, наполовину женщины. Это сложно и интересно. Мы старались отделить Таргариенов от традиционных жителей Вестероса.

Глупо обсуждать фрески без иллюстраций, поэтому если вам нет 18 лет, то дальше не читайте (правда, сериал вам тогда тоже нельзя смотреть, верно?).

Кондал говорит, что Таргариены, вероятнее всего, воспроизводили валирийские фрески. Для создания валирийской культуры вдохновляться античным декоративным искусством вполне естественно. Засыпанные пеплом и поэтому прекрасно сохранившиеся Помпеи и Геркуланум позволили гораздо больше узнать о фривольных нравах людей тех времен: при раскопках археологи обнаружили десятки фресок, мозаик и барельефов эротического содержания — на стенах публичных домов, иногда бань и часто в частных домах.

Фреска на стене борделя в Помпеях
Фреска на стене борделя в Помпеях

На Драконьем Камне, построенном еще до Рока, ничего подобного мы не видели, зато в Красном замке эротические фрески встречаются всюду — в коридорах и личных покоях: несколько фресок украшают спальню и кабинет Визериса Таргариена, покои Эйммы Аррен (здесь же позже расположится юная Алисента Хайтауэр), одну фреску можно увидеть даже у кровати юной Рейниры (правда, при конечном монтаже ее почти не видно и подходящий скриншот мы сделали по закадровому сериалу «Дом, который построили драконы»). Любопытно, что на всех фресках Красного замка изображены именно оргии, у римлян это был не такой уж вездесущий сюжет (зато на росписях греческих амфор такого немало).

Мы не сразу это увидели, но на фресках действительно полно гермафродитов. Близкий друг и десница Джейхейриса Миротворца септон Барт полагал, что драконы «изменчивы, как пламя». Эта ошибка возникла потому, что у драконов отсутствуют явные половые признаки — змей считался самкой, если начинал откладывать яйца. Возможно, смешение половых признаков в человеческих телах по замыслу художника показывает безразличие валирийцев к полу? В этом случае понятно, почему увлеченный всем валирийским Визерис не понимает, как в Вестеросе могут воспротивиться женщине на троне.

Совокупление с драконами и полудраконами отсылает зрителя и к версии о происхождении драконьих всадников — не зря же в одной из своих лабораторий, в Гогоссосе, валирийцы скрещивали животных с людьми. Да и сами Таргариены не устают напоминать, что они «от крови дракона», тем более что уродливые дети с хвостами, крыльями и чешуей рождались в их семье нередко.

Висенья, дочь Рейниры

По мере того, как власть Визериса слабеет, валирийский декор ограничивается его личными покоями, а набирающая силу королева Алисента Хайтауэр насаждает всюду умеренность, аскетизм и семиконечные звезды Семибожия. Это не только демонстрация набожности, но и связь с домом: Старомест — центр веры и родной город Хайтауэров. Вернувшись в Красный замок после трех лет отсутствия, Рейнира сразу замечает, как всё переменилось.

По мнению некоторых историков, Римская империя обрушилась не только в результате варварских нашествий, военной анархии и дробления власти, но также из-за распущенности нравов и принятия новой религии. В «Доме драконов» используют исторические отсылки, противопоставление свободы нравов и религиозной строгости, чтобы усилить беспокойство и создать впечатление, что темные века близко. Этот художественный прием нагнетает ощущение надвигающейся бури не меньше, чем гниющий заживо король и постепенно захватывающие замок крысы (разносчики чумы).