Спецвыпуск THR о Доме драконовАвтор книги о создании Игры престолов «Огонь не может убить дракона» Джеймс Хибберд следит и за «Домом драконов». На днях в THR вышел его большой материал о сериале в двух частях (первая, вторая) с кучей интересных фактов. Предлагаем ниже краткий конспект.

В 2016 году руководители HBO объявили о решении шоураннеров «Игры престолов» закончить сериал восьмым сезоном. Мы переводили большой материал об этом, поэтому не будем повторяться. Сразу же стали искать идеи для спин-оффов. Джордж Мартин прилетел в Лос-Анджелес с двумя: в HBO заинтересовались Танцем драконов, но не рассказами о Дунке и Эге.

Однако руководство сети решило дополнительно подстраховаться. «Если вы ищете замену величайшему сериалу всех времен, вы не станете делать ставку на единственный сценарий, — объясняет глава отдела контента HBO и HBO Max Кейси Блойс. — Мы перепробовали всё, для нас не было слишком странных идей». Беньофф и Вайс отказались работать над продолжениями Игры престолов, так что были приглашены самые разные авторы. Всего на рассмотрении оказалось 15 (еще раз: 15!) разных концепций приквелов, самая странная из которых предлагала рассказать о приключениях семерых андальских супергероев, которым люди затем стали поклоняться как Семерым богам; проект не продвинулся слишком далеко.

От стадии концепции до стадии разработки дотянули пять идей:

  • История Рока Валирии: сценарий писал Макс Боренштейн (утечку с информацией о проекте мы обсуждали здесь). Проект отменен.
  • История Эйгона Завоевателя: в своем сценарии Фар Шариат и Рэнд Равич изобразили Эйгона пьющим буяном. Проект отменен.
  • История ройнарской королевы Нимерии: сценарий сначала писал Брайан Хелгеланд, сейчас же сериалу нашли шоураннера — Аманду Сигель.
  • История Долгой Ночи: сценарий писала Джейн Голдман. Сначала именно по этому сценарию заказали съемки пилотной серии, но в результате проект был отменен.
  • История Танца драконов — пошла в производство.

Над тем, что позже станет «Домом драконов», работали последовательно три сценариста. Проект достался Карли Рэй («Мир Дикого запада», «Хранители»), но она никак не могла договориться с Мартином о начальной точке: если исходить из того, что «семена войны часто вызревают в мирное время», то история растянется на десятилетия, а как это снимать? Затем проектом занялся Брайан Когман, со-исполнительный продюсер и автор сценария нескольких серий «Игры престолов»; по словам инсайдера, его подход был хорош, но он ушел из проекта, когда в 2018 году руководство HBO решило поставить на «Кровавую луну». (Мы подробно освещали новости вокруг этого проекта и утечки со съемок здесь.)

Шоураннеры сериала с тремя ключевыми актерами: похожей на мальчика Эммой Дарси (Рейнира), Оливией Кук (Алисента) и Мэттом Смитом (Деймон)
Шоураннеры сериала с тремя ключевыми актерами: похожей на мальчика Эммой Дарси (Рейнира), Оливией Кук (Алисента) и Мэттом Смитом (Деймон)

Мигель Сапочник считает, что HBO боялись сделать ставку на Танец драконов, потому что он слишком похож на «Игру престолов», а сети хотелось оригинальности. В HBO считали, что никому не нужна «новая Игра престолов». «Ирония в том, что многим зрителям как раз она и нужна», — считает режиссер. «Кровавая Луна действительно отличалась от остальных проектов, в ней создали уникальную картину мира. История воспринималась взрослой, сложной и умной. Сердцем ее был вопрос лишения гражданских прав перед лицом колониализма и религиозного экстремизма», — рассказывает исполнительный вице-президент HBO Франческа Орси. Проблема в том, что в основе сюжета лежали примерно восемь строчек из «Мира Льда и Пламени», и Мартин вполне однозначно озвучивал свои опасения по этому поводу. «Сочиненная с нуля история, от которой Джордж Мартин то и дело чесал в затылке, вызывала определенные сомнения», — сообщает инсайдер. Он позднее и сам озвучивал эти опасения в интервью:

Это событие подобно Библейскому потопу, оно произошло в глубокой древности. Когда разработка только началась, я сказал им, что это все равно, что в приквеле «Сопрано» рассказывать об этрусках, потому что они предки Тони Сопрано».

Тем не менее, в HBO выделили 30–35 млн долларов на съемки пилотной серии, а потом поставили на ней крест и спрятали результат ото всего мира, не показав даже Мартину. Голдман была шокирована этим решением: она считала, что отлично справилась, уже подобрала команду сценаристов, планировала первый сезон и вносила изменения в пилот по замечаниям руководства канала. «Нельзя сказать, что пилотную серию было невозможно смотреть, что это был полный провал. Снято было очень хорошо, смотрелось отлично. Но не хватало глубины и содержательности. У меня не было тех же ощущений, какие возникли, когда я смотрел пилотную серию оригинального сериала», — говорит Роберт Гринблатт, который в это время был председателем WarnerMedia (владелец HBO).

Источники Хибберда сообщают, что в HBO очень переживали из-за того, как зрители приняли завершение «Игры престолов», и уже не были уверены, что им удастся развить случайный успех этого проекта. Джордж Мартин с раздражением говорит о том, что «Игру престолов» судят по финалу: «Ох уж этот токсичный интернет и эти подкасты, где люди говорят, мол, восьмой сезон оставил настолько плохое впечатление, что они не будут пересматривать сериал. Я больше не доверяю таким мнениям». Кейси Блойс тоже считает, что негативная реакция на восьмой сезон в социальных сетях не является исчерпывающим отражением чувств зрителей. Так или иначе, по мнению Сапочника, после всех споров вокруг восьмого сезона и не оправдавшей надежд «Кровавой луны» сеть боялась растерять своих фанатов и предпочла вернуться к чему-то знакомому. У HBO имелся колоссальный опыт создания культовых сериалов — но никакого в создании спин-оффов, тем более полноценных франшиз. В этой ситуации руководство HBO решило довериться (или переложить ответственность?) тому человеку, с которого все началось: Джорджу Мартину.

Тот же, в свою очередь, после ухода Брайана Когмана продолжал бороться за Танец драконов. И пока весь мир чествовал «Игру престолов» на церемонии Эмми, он встретился со своим старым знакомым, Райаном Кондалом. К тому времени руководство HBO уже возложило все свои надежды на Мартина, поэтому протеже писателя предложили контракт на следующий же день после этого разговора. (Подробнее о влиянии Джорджа Мартина на HBO и о его переживаниях по этому поводу мы писали в этом материале.)

Мигель Сапочник так устал от работы над «Игрой престолов» (11 недель ночных съемок промозглой зимой в Северной Ирландии только для последнего сезона), что категорически не хотел участвовать в работе над ее приквелами. Но он дружил с Кондалом и согласился немного помочь, чтобы сохранить магию оригинального сериала. Постепенно он вовлекался все больше и больше, пока не занял второе кресло шоураннера. В итоге они образовали настоящий дуэт по образцу Беньоффа и Вайса: «В первый год совместной работы мы всегда приходили на встречи вдвоем. Это помогло нам лучше понять и изучить друг друга, и потом, когда на встрече уже был только один из нас, второй тоже как бы незримо присутствовал», — объясняет Сапочник. Кстати, Беньофф и Вайс прислали паре поздравление и пожелали удачи, когда было объявлено о запуске «Дома драконов» в производство в 2019-м, но в остальном лишь подтвердили решимость идти в будущее своей дорогой.

Шоураннеры сериала Мигель Сапочник и Райан Кондал
Шоураннеры сериала Мигель Сапочник и Райан Кондал

Первый сезон «Дома драконов» стартует 21 августа, решение о заказе второго сезона сеть примет по реакции зрителей на первые серии. Шоураннеры ориентируются на три или четыре сезона, но Джеймс Хибберд предполагает, что теоретически после этого можно было бы рассказывать историю Таргариенов других времен с другими актерами (и, возможно, с другой командой, чтобы не получилось как с «Игрой престолов», когда шоураннеры устали и перегорели). Тогда обретет смысл и название сериала: «Дом драконов», в отличие от напрашивавшегося «Танца драконов», универсален и подойдет для любого периода. (Не может ли быть так, что «Дунк и Эг», «Рок Валирии» и «Восстание Роберта» станут частями большой антологии про Таргариенов под общим названием? Это уже чисто наши фантазии, впрочем.)

Мартин в полном восторге после просмотра девяти серий (в черновом варианте): «Это мощно, волнительно и мрачно, похоже на шекспировскую трагедию. Нет всеобщих любимцев, каким была Арья. Все герои с изъяном. Все люди. Все совершают добро и творят зло. Всеми движет жажда власти, ревность и старые обиды — прямо как у людей. Они именно такие, какими я их написал».

Сериал воспринимается более камерным, скорее как семейная драма, но есть в нем и другой мотив: «Мне понравилась идея сосредоточиться на одной семье, тем более что история Таргариенов полна переживаний. Еще мне понравилась тема стремительного разрушения империй: еще 20 лет тому назад я и представить не мог, что мы будем бурно обсуждать этот вопрос в нашей собственной стране», — говорит Кейси Блойс.

Про то, что на две главные женские роли выбраны четыре актрисы, вы уже знаете: по ходу первого сезона в сюжетной линии будет сделан скачок на 10 лет вперед, и повзрослевших Рейниру и Алисенту станет играть более взрослая пара. Хибберд добавляет, что это окажется не единственный скачок на годы, однако не поясняет, насколько сложной будет структура этих переходов: одно дело — периодически возвращаться к событиям более ранней временно́й линии (с молодыми актрисами), другое — параллельно тянуть несколько таких линий.

Райан Кондал старается сохранить как можно больше деталей из первоисточника. Например, Мигель Сапочник предлагал переименовать Рейнис, чтобы зрители не путали ее с Рейнирой, на что Райан Кондал ответил: «Мы не можем». С самого начала Кондал хотел как можно точнее адаптировать книгу: «Я фанат этих книг уже 20 лет. Я фанат Игры престолов с той самой ночи, когда на канале HBO показали первую серию. Игра престолов — как Битлз, ее нельзя повторить. Я приступал к работе с желанием снять то, что сам бы хотел посмотреть как фанат, и мне очень нравится результат».

Шоураннеры сериала с тремя ключевыми актерами: Эммой Дарси (Рейнира), Оливией Кук (Алисента) и Мэттом Смитом (Деймон)
Шоураннеры сериала с тремя ключевыми актерами: Эммой Дарси (Рейнира), Оливией Кук (Алисента) и Мэттом Смитом (Деймон)

Вместе с тем, в новом сериале мир претерпел изменения. О деталях, которые стоят за обновленным Железным троном, мы рассказывали в отдельном эссе. Интерьеры Красного замка взяты из «Игры престолов», но для нового сериала они объединены, теперь это практически настоящее здание, с лестницами и переходами, в котором можно жить. Это позволяет режиссеру снимать сцену, которая плавно перетекает из одного помещения в другое. Еще одно изменение касается драконов. Каждый из как минимум 17 драконов сериала имеет уникальный дизайн и свой характер. Мы уже видели рога Караксеса, зеленоглазую Сиракс и лапу Вхагар. У некоторых драконов даже есть шейный мешок, как у бородатой агамы. Кондал отмечает, что в «Игре престолов» драконы едва вернулись в мир и еще не обросли инфраструктурой — стойлами, седлами и слугами (хранителями драконов), — а во времена «Дома драконов» всё это есть.

Создатели сериала провели работу над ошибками и в смысловой части, чтобы «Дом драконов» больше отвечал духу нынешнего времени. Так, в ответ на критику сексуального насилия над женщинами в «Игре престолов» они снизили число подобных сцен: «Мы не уклоняемся от этого, но подходим осторожно и вдумчиво. Насилие над женщинами не следует ни преуменьшать, ни прославлять». Также к вопросу насилия над женщинами относится деторождение: «Детская кроватка — это наше поле битвы», — говорит одна из героинь сериала. Сапочник поясняет: «В Средневековье шанс умереть при родах был очень высоким. В первом сезоне будет несколько сцен родов, мы покажем их немного по-разному, как это делалось с битвами в «Игре престолов».

Много внимания уделено расовому, этническому и прочему разнообразию в команде «Дома драконов» и в самом сериале. Четыре из десяти серий сняты женщинами (Клэр Килнер и Гитой Патель; еще 3 снял сам Сапочник, остальные — Грег Яйтанес), в рамках программы наставничества в съемочную группу набирали плохо представленных в ней людей. И, конечно, это проявилось в выборе актеров. Стив Туссен (Корлис Веларион) пробовался на несколько ролей в оригинальной «Игре престолов», из последних — на роль Арео Хотаха, но не мог себе даже представить, с каким хейтом столкнется в социальных сетях после объявления его роли: «Подобная хрень случается, ничего не поделаешь. Я для себя решил так: есть люди, для которых это много значит, но это не должно влиять на меня лично».

Подобрать актрису на роль Рейниры Таргариен было сложнее всего. На роль претендовали несколько актрис, но шоураннеры выбрали сравнительно неизвестную Эмму Дарси, которая показала глубокое понимание своей героини. «Рейнира постоянно борется с представлением о том, что значит быть женщиной в этом мире. Ей страшно оказаться запертой в материнстве, и она часто задумывается над тем, насколько все могло сложиться иначе, родись она мужчиной. Я небинарный человек, мне одновременно близка и далека мужская и женская идентичность, и мне кажется, что для Рейниры это тоже справедливо. Ей тяжело при дворе», — объясняет Эмма Дарси. Мы бы сказали, что такие акценты тоже соответствуют принципу разнообразия.

Райан Кондал консультирует Мэтта Смита (Деймон Таргариен)

Фанаты не сразу приняли Мэтта Смита в роли Деймона Таргариена, тогда как создатели сериала без ума от его «странной андрогинности». В другом интервью Райан Кондал утверждает, что после просмотра «Короны» на роль Деймона Таргариена рассматривал только Мэтта Смита или кого-то вроде Мэтта Смита: «Принц Филипп очень похож на Деймона. Он играет роль лишь второй скрипки при своей жене, королеве Англии, и отчасти плывет по течению. Также и Деймон, принц-проходимец, пытается нащупать свое место в мире… У Мэтта огромный опыт, очень широкий спектр ролей. При встрече мы быстро поладили в творческом смысле, он добавил образу своего героя страданий и психологичности, что превратило персонажа в одного из самых глубоких в мире Мартина».