Вторая (и последняя) часть краткого конспекта закадрового сериала-спутника «Дом, который построили драконы» (первая часть). В этот раз мы кое-где уточнили и дополнили рассказ содержанием интервью сценаристов, режиссеров и актеров.

Серия 6. Принцесса и королева

Серию после смены актеров в ключевых ролях шоураннеры между собой называли второй пилотной серией. В сериале много временны́х скачков, но в этой серии скачок самый значительный — десять лет. К моменту его завершения заменили сразу четырех актеров: исполнителей ролей Рейниры, Алисенты, Лейнора и Лейны. Визерис стал выглядеть дряхлее и слабее. Мигель Сапочник взялся режиссировать серию сам, потому что с этого момента в сериале должно стать меньше «Игры престолов» и больше собственно «Дома драконов».

Кастинг-директор Кейт Роудс Джеймс вспоминает, что Райан Кондал искал на роль Рейниры «нестандартную девушку, панк-рокершу». Нужна была сильная женщина, умная и немного не от мира сего, ведь вся история крутится вокруг нее. В ее поисках Джеймс с помощниками вдохновлялась образом Эмилии Кларк (Дейнерис Таргариен) из оригинальной «Игры престолов». Эмма Дарси подошла идеально: Мигель Сапочник признаётся, что не мог видеть в роли Рейниры никого другого после просмотра ее проб. После выбора Эммы стали искать юную версию Рейниры. Джеймс считает, что им очень повезло и с Милли Алкок; она читала книги и хорошо ухватила роль.

Мигель Сапочник рассматривал Оливию Кук на обе ключевые роли — и на взрослую Рейниру, и на взрослую Алисенту. Ее попросили почитать обе роли, и Алисента им понравились больше. А потом нашли Эмили Кэри, она составила потрясающую пару для Оливии Кук, считает Джеймс.

Мигель Сапочник не позволял юным и взрослым исполнителям одной роли создавать какой-то согласованный образ. Каждый работал со своим сценарием и с тем, что им говорили шоураннеры устно. Шоураннеры объяснили Эмили Кэри, что ее героиня после десятилетнего скачка меняется больше всех. Это поддержано и в костюме: теперь она носит роскошные ткани, подчеркивающие, насколько уверенно она чувствует себя в роли королевы.

В изначальном сценарии не было сцены, в которой Рейнира сразу после родов несет ребенка к Алисенте, но Мигель Сапочник решил ввести новую исполнительницу роли одним непрерывным дублем, используя достоинства съемочной площадки, где интерьеры Красного замка представлены в виде единого пространства. В шестой серии вообще меньше переключений между героями, чтобы зритель привык к их новому виду. Команда сериала прекрасно понимала, что новых актеров могут принять в штыки.

Мавританский замок Ла Калаорра в провинции Гранада в Испании в «Доме драконов» стал усадьбой пентошийского принца, который принимает у себя Деймона с семьей. Снаружи Ла Калаорра выглядит как типично мавританский замок, но внутреннее убранство соответствует итальянскому Возрождению. Для съемок замок почистили от птичьего помета, покрасили стены в более темный цвет, нарисовали фрески и частично заставили их книжными полками с двумя тысячами книжных корешков из белой фарфоровой массы без глазури. Испанская сторона так восхитилась результатом, что попросила ничего за собой не убирать и не перекрашивать.

Когда снимали сцену смерти Лейны Веларион, нужны были какие-то ориентиры, чтобы актриса представила размеры своего дракона. Мигель Сапочник указал на грузовик и сказал: вот это Вхагар, точнее ее голова. А теннисный мячик, который помогает актерам определить точку, куда нужно смотреть, это глаз дракона. Команда по визуальным эффектам использовала программу дополненной реальности, чтобы режиссерам было проще представить поведение драконов в сценах с ними.

Райан Корр (Харвин Стронг) сказал своему агенту, что все трюки хочет выполнять сам. После многих часов тренировок и пятидесятого дубля, когда Харвин попадается на уловку Кристона Коля и начинает наносить ему один удар за другим, Корр пожалел о своей просьбе.

Изначально в сценарии пожар охватил весь Харренхолл, но пришлось ограничиться двумя комнатами, причем они не были огнеупорными, поэтому вместо настоящего пожара использовали дым и отдельные источники огня. Гэвин Спок (Лионель Стронг) так вжился в роль, что стальная кочерга гнулась от его ударов. За несколько дублей он сменил шесть штук и сорвал голос. Райан Корр (Харвин Стронг) шутит, что он и Гэвин всегда готовы вернуться в «Дом драконов» как призраки Харренхолла или безымянные герои в маске.

Сценаристка и исполнительный продюсер Сара Хесс рассказывает, что они не сразу решили, в какой серии произойдет пожар в Харренхолле. С одной стороны, сразу две важные смерти в огне — это перебор, а с другой, огонь объединяет эти события тематически.

Серия 7. Дрифтмарк

Съемки первого сезона начались именно с 7-й серии. Сапочник считал, что события серии идеально подходят для начала: почти все герои здесь гости, все растеряны и никто не знает, что делать. Это лучшая точка, чтобы актеры могли нащупать своих персонажей.

Съемочная локация расположена на горе Святого Михаила в Корнуолле. Обычно продюсеры не берут в работу такие сложные локации, потому что во время прилива дорогу к острову полностью затапливает. Помимо этого, на острове запрещено вносить изменения в ландшафт, приходилось строить платформы и закреплять их так, чтобы не повредить скалы. Ввозить растения тоже запрещено, но здесь съемочной группе на помощь пришли местные садовники. Всё это окупилось потрясающей красотой местности. Возведенные на острове декорации постарались вписать в архитектуру монастыря, получилось настолько естественно, что актеры не всегда понимали, где декорации, а где исторический памятник.

Церемонию похорон, принятую в доме Веларионов, сочинили с нуля. Райан Кондал объясняет, что начали с того, что Веларионы всё берут от моря, от соленой воды. Сброшенные в море каменные саркофаги копятся на дне и со временем укрепляют фундамент Высокого Прилива.

Уил Джонсон (Веймонд Веларион) готовился к своей первой сцене три месяца — у него длинная речь на валирийском языке, пришлось зубрить.

Кроме актеров основного состава в сцене похорон участвуют еще 50 статистов.

Съемочной группе снова не повезло с погодой, всю первую сцену снимали под дождем. Это и само по себе изматывающе, но к тому же усложняет дальнейший монтаж: одну сцену снимали, когда вышло солнце, другую — когда зачастил дождь. Похороны и поминки длятся весь день, поэтому согласовать погоду и освещенность очень тяжело. Кое-где это решали с помощью спецэффектов. Особенно тяжело пришлось со сценами, снятыми на послеполуденном солнце, пришлось вырезать резкие тени и рисовать другой свет (кстати, получилось так себе — прим. 7kingdoms.ru). Помимо этого, команда по спецэффектам убирала из готовых кадров корабли и деревеньки вокруг острова.

Для каждого нового дубля саркофаг приходилось доставать из моря снова и снова. Между дублями проходило по четверти часа, пока саркофаг вернут на место. К счастью, он лишь выглядит каменным, а на самом деле сделан из утяжеленного стеклопластика и потому довольно быстро всплывает после падения в воду.

Сцена поминок снималась по правилам театра: все актеры расположились на своих местах и делали то, что должны делать, пока их всех снимали вместе четыре камеры. Обычно такие сцены разделяют на кусочки и снимают последовательно. Это позволяет незанятым актерам отдыхать, но не в этот раз.

Драконы у Мартина растут, пока не станут слишком большими для этого мира. Вхагар — самый старый из драконов в данный момент, ей уже 130 лет, и она 150 метров в длину. Она гораздо больше Дрогона — настолько большая, что не умещается в Драконьем Логове. Она живет сама по себе и много спит, как старая кошка, смеется Кондал. Первую часть сцены снимали в Холивелл Бей в Корнуолле, а первый полет — на студии Volume через полгода: съемочная группа боялась, что зрители заметят, насколько Лео Эштон (Эймонд) вырос по ходу сцены. Эштон сам снимался во всех трюках.

Хореографу боевых сцен Роули Ирламу пришлось попотеть, чтобы научить детей драться на камеру — наносить удары под правильным углом. Он тренировал юных актеров до автоматизма, чтобы на съемках они уже не думали над хореографией. Грязь и клинки нарисовали на компьютере, но основная кровавая работа досталась гримерам.

У Эймонда Таргариена очень сложный грим, когда ему удалили остатки глаза и зашили рану. Но у детей сокращенный рабочий день, поэтому гримеры должны были работать очень быстро.

В сцене разбирательства взрослых из-за детской драки очень сложная хореография, когда важна даже последовательность того, как разные герои переглядываются между собой. В сцене участвует 15 актеров и 40 статистов, но все держалось на Падди Консидайне (Визерис).

Рейнира и Деймон женятся по любви. Райан Кондал со своей группой сценаристов придумали валирийский брачный обряд с нуля, опираясь на земные первобытные обычаи. Слова клятвы лингвист сериала Дэвид Петерсон перевел на высокий валирийский. По какой-то причине в самой серии не стали пускать их перевод субтитрами, но слова переводятся примерно так: «Кровь двоих течет едино. Призрачное пламя и песнь теней, два сердца как угли из Четырнадцати огней. Будущее в стеклянной свече. Звезды свидетели: обеты принесены во времена тьмы и света».

У Рейниры большой головной убор, а свадебные наряды отсылают к форме смотрителей драконов — нечто очень простое, с элементами японского кимоно. Кровавый подол переходит в белый верх, но после состаривания ткань уже не выглядит белой. Это облачение из времен до Рока Валирии, объясняет Яни Темиме.

На церемонии жрец говорит на высоком валирийском: Hen lantoti ānogar / Va sȳndroti vāedroma / Mēro perzot gīhoti / Elēdroma iārza sīr / Izulī ampā perzī / Prūmī lanti sēteksi / Hen jenȳ māzīlarion / Qēlossa ozūndesi / Sȳndroro ōñō jēdo / Rȳ kīvia mazvestraksi (мы для своих субтитров перевели: Кровь двоих / Течет едино / Призрачное пламя / И песнь теней / Два сердца как угли / Из Четырнадцати огней / Будущее в стеклянной свече / Звезды свидетели / Обеты принесены / Во времена тьмы и света — прим. 7kingdoms.ru). Перед тем, как испить из кубков, Деймон и Рейнира рисуют друг другу на лбу иероглифы: на лбу Рейниры написано «огонь», а на лбу Деймона — «кровь». Эти слова составляют девиз Таргариенов.

Серия 8. Лорд Приливов

Деймон Таргариен — натура деятельная, поэтому создатели сериала хотели найти ему соответствующее хобби на Драконьем Камне, где он провел три года после женитьбы на Рейнире. «Он собирает драконьи яйца в инкубатор, потому что предвидит борьбу за корону», — объясняет Райан Кондал. Драконьи яйца отличаются от тех, что были в «Игре престолов». Они больше размером, содержат больше деталей и ярче по цвету. Всего для сериала сделали 20 разных яиц. Те, которые предполагалось помещать в инкубатор, сделаны из гипса, чтобы выдерживать высокую температуру.

Драконы не насиживают яйца, а откладывают их в горячих вулканических горах, формируя из выходящей с яйцами слизи гнезда. В этих гнездах, отчасти вдохновленных Чужими, поддерживается оптимальная температура и влажность, поэтому когда Деймон вскрывает гнездо, из него валит пар. Много пара использовали и при съемках в самой расщелине — дракон не бросает яйца где попало, а выбирает лучшее место.

«Прошли годы, и Алисента обрела веру» — так в сценарии помечены превращения, случившиеся в Красном замке. Суть превращений режиссерка серии Гита Патель показала глазами Рейниры: здесь больше не снуют люди, стало холоднее и сумрачнее. Всё это влияние Алисенты, объясняет художник-постановщик Джим Клей: она избавляется от символов декаданса, роскоши и упадка Таргариенов, заменяя их на нетленные простые образы Семибожия. «Замок теперь похож на дом умирающего, что вообще-то правда, но Алисента привнесла дух благочестия и религиозности», — уточняет Райан Кондал.

Визерису Таргариену в «Доме драконов» придумали отдельное хобби. Он не любит летать на драконе, да и к моменту начала истории его дракон уже мертв. Гораздо больше его интересует история, и его главное увлечение — это модель Валирии, которую он создает по древним свиткам, стремясь постичь что-то в истории своего рода, что для него принципиально непостижимо, считает Мигель Сапочник.

В начале истории модель Валирии небольшая, но с каждым новым временны́м скачком становится всё больше, пока не занимает отведенные для нее покои почти целиком. Всего для модели построили восемь бесшовно соединяемых частей, однако три такие части представляют собой незавершенные версии, чтобы показать процесс работы короля над городом.

Визерис очень хотел завершить свой город и продолжал работать с помощниками даже после потери руки — эти части намеренно сделали менее искусными. Когда же Рейнира возвращается в Красный замок, Валирия заброшена и покрыта паутиной. Максимальная длина модели — 8 метров, она изготовлена из полилактида, но имитирует пористую вулканическую породу (пемзу). Отдельные части — всего их около двухсот — печатали на 3D-принтере, некоторые детали вырезали вручную. (В модели мастера́ по реквизиту спрятали несколько шуток, о которых не стали рассказывать в фильме. Одна из них — фигурки свиней с крыльями в честь издевательского подарка Эймонду Таргариену — прим. 7kingdoms.ru.)

Еще один важный элемент образа Визериса — трость, на которую король опирается, когда согбенный ковыляет через весь тронный зал к Железному трону. «Король почитает драконов, но боится владеть их силой сам, — передает свой разговор с шоураннерами закупщик реквизита Элли Мерфи. — Эта трость — семейная реликвия, которую он начинает использовать в старости». (Видимо, предполагается, что трость ранее использовал Джейхейрис Таргариен. Заметим также, что Визерис не такой уж и старый: в книгах он умирает в возрасте 52 лет. — прим. 7kingdoms.ru.)

Последний парадный костюм Визериса

Другой элемент финального королевского образа — золотая маска, прикрывающая изуродованное болезнью лицо. Маску покрыли латунью, чтобы она выглядела в тон короне. «В этой маске есть что-то от Призрака Оперы», — шутит Падди Консидайн (Визерис).

Обезглавливание Веймонда Велариона в техническом смысле Райан Кондал считает одним из лучших во всей франшизе «Игры престолов».

При написании сцены последнего семейного ужина Визериса Таргариена сценаристы вдохновлялись Тайной вечерей. Гита Патель должна была показать всех героев, но в центре застолья — тройка Алисента-Визерис-Рейнира и их последняя попытка преодолеть застарелый конфликт. На краткий миг кажется, что еще не все потеряно, говорит Мигель Сапочник, называя серию одной из своих любимых.

Физическое состояние Визериса отражает накопившиеся проблемы как в семье, так и в самом правлении короля, объясняет Райан Кондал. Мигель Сапочник буквально говорит, что именно порез о трон стал причиной болезни Визериса, похожей на проказу. С первой по восьмую серию Визерис предстает в семи разных обличьях. В первой серии болезнь почти незаметна, но потом она прогрессирует, и это отражается в мелких деталях — волосы редеют, появляются залысины, кожа бледнеет, покрывается испариной и рытвинами, язвы разрастаются и мокнут. Часть этого рисуют визажисты, но часть дорисовывают уже на компьютере. Чтобы облегчить выставление светотени, сделали модель головы в финальной стадии болезни и снимали ее попеременно с актером. У него также был дублер по имени Ник для того, чтобы показать худое изможденное тело. Такую технологию раньше использовали для съемок обнажения Серсеи Ланнистер.

«Момент смерти Визериса имеет огромное значение, — говорит Гита Патель. — Семь серий до того состояли из выбора между властью и семьей, и вот он умирает в одиночестве». Гита Патель гораздо больше рассказала в своем интервью для THR. Для нее вся серия — это кульминация сюжетной линии Визериса. Было очень важно показать долгий проход Визериса к трону, те огромные усилия, которые он прикладывает, поэтому здесь нет монтажной склейки. В какой-то момент Гиту Патель осенило: «Он идет не к трону, а к дочери. Он делает это ради нее, это усилие ради семьи, а не ради королевского долга».

В сцене семейного ужина и в тронном зале было несколько тонких моментов и диалогов, которые не озвучены в сценарии и могут быть вообще не замечены зрителем. Так, Эйгон несколько раз бросает на отца взгляд в поисках его одобрения, потому что ему, словно подростку, очень недостает отцовской любви. Гита Патель считает, что его поведение вообще продиктовано недостатком родительской любви. Тому Глинн-Карни (Эйгону) шоураннеры сказали, что его герой немного похож на Джоффри Баратеона: «Только он не отъявленный психопат, а сложнее. Его решения вызваны неуверенностью, замешательством и гневом. Он просто сильно сбит с толку и психически нездоров».

Гита Патель считает, что Рейнира и Алисента мирятся по-настоящему. Они понимают, насколько одиноки и как скучали друг по другу, и у смертного одра своего отца и мужа находят силы для сближения. Восприятие Алисентой последних слов Визериса об Эйгоне Гита Патель снимала так, что Алисента действительно верит в то, что говорит потом.

Служанку Алисенты Диану, которую изнасиловал принц Эйгон, играет несовершеннолетняя актриса Мэдди Эванс, прослушивания которой были до того хороши, что Гита Патель настояла, чтобы ее взяли, даже несмотря на то, что это немного удлиняло съемки (несовершеннолетние не могут работать дольше нескольких часов в день). Диана по сценарию пьет именно лунный чай, но Патель не знает, появится ли эта героиня в сериале снова. В сцене нужно было показать Алисенту с хорошей стороны.

Серия 9. Зеленый совет

Мигель Сапочник определяет жанр девятой серии как триллер, потому что счет в этой гонке двух наследников идет на минуты. Обычно зал заседаний Малого совета освещен несколькими источниками света, но здесь намеренно выбрали приглушенное освещение — как в «Крестном отце», вспоминает оператор.

Зрители смотрят серию глазами Алисенты Хайтауэр. Режиссерка серии Клэр Килнер намеренно закольцевала две сцены между Алисентой и Отто Хайтауэрами: если в первой серии Отто руководит действиями Алисенты, подсылая дочь к убитому горем Визерису, то здесь Алисента требует, чтобы отец прекратил вмешиваться в ее дела. Это позволило еще сильнее подчеркнуть, как изменились герои. В интервью для THR сценаристка серии Сара Хесс рассказала, что беседовала с Оливией Кук (Алисента Хайтауэр) о том, как та понимает свою героиню; они сошлись во мнении, что Алисента искренне заблуждается насчет последней воли Визериса и злится, что теперь ей придется обеспечить ее исполнение, хотя на последнем ужине она была готова признать Рейниру законной наследницей и оставить соперничество позади. «Мейстеры-рассказчики в «Пламени и крови» рисуют Алисенту злобной коварной стервой, но на какой источник они опираются? Мы исследуем это в первом и будем исследовать во втором сезоне».

Джим Клей отмечает, что превратить уютный и отреставрированный Касерес в трущобы Блошиного Конца непросто. Всё лишнее скрывали циновкой и потрепанным тряпьем, землю покрывали грязью, мерзкой жижей, старыми овощами и другим мусором. Трущобы нужно было показать с темной стороны.

Сражения детей в бойцовых ямах по организации похожи на собачьи и петушиные бои. Детей набирали из клуба дзюдо и джиу-джитсу, ставили им новую хореографию, до того безумную, что они стали напоминать диких обезьян. Эта важная сцена дает представление о том, кем является будущий король. При этом Клэр Килнер подчеркивает, что симпатизирует всем героям, которых снимает: да, он насильник, но нужно показать и просто мальчика, которым всю жизнь пренебрегали. «Он первый первенец в королевской семье, которого не назвали наследником. Как это на него повлияет? Он может делать вид, что ему это безразлично, но на самом деле он подавлен, пренебрежение отца разъедает его, и он страстно ищет одобрения вокруг», — добавляет Сара Хесс.

Актриса, исполняющая роль мадам в борделе, где Кристон Коль надеялся найти Эйгона, была учителем Фабьена Франкеля (Коль) в театральной школе, поэтому он нервничал, будто экзамен сдавал.

Великая септа отличается от того, что мы видим в «Игре престолов» (Бейлор Благословенный еще не родился и не воздвиг новый центр веры в Семерых). Архитектура вдохновлена еврейским музеем в Берлине по проекту Даниэля Либескинда. Джим Клей восхищен, как архитектор поработал с освещением: проходя через высокие решетчатые окна, свет фокусируется в центре и будто бы возносит зрителей вверх. У Клея высокие окна и статуи семерых богов перед ними расположены на концах семиконечной звезды. Интерьер септы воссоздали в студии Volume — использование технологии вынуждает помещать все физические декорации и людей в центре с опорой на пол и достаточно далеко от экранов. Экстерьеры септы полностью нарисованы, а лестница и площадь за ней действительно существуют. Это место в Касересе так понравилось Клэр Килнер, что она настояла на съемке здесь какой-нибудь драки.

Возня Эйгона и Эймонда показывает их взаимную неприязнь. Клэр Килнер вспоминает, как в какой-то момент им пришла идея, что Эйгон в бессилии плюется в брата, а потом еще и кусает его за руку.

Корона Эйгона Завоевателя напечатана на 3D-принтере и затем последовательно покрыта медью, никелем и железом. С внутренней стороны корона обклеена кожаным шнуром для удобства.

Райан Кондал в очередной раз признался, что без ума от киношного реквизита, особенно мечей, и поэтому к созданию двух фамильных клинков Таргариенов, Темной Сестры и Черного Пламени, привлек настоящего оружейника Питера Джонссона. «В мече главное заточка и правильный центр тяжести, но это также символ власти, и дизайн должен учитывать это», — говорит Джонссон. В основе геометрии клинка лежит семиугольник, чтобы показать приверженность Таргариенов Семерым после того, как Эйгон принял вестеросскую веру. По изготовленному из дамасской стали реальному клинку оружейники сериала делают копии из более безопасных (например, резины) или более звонких материалов — в зависимости от того, для каких целей мечи будут использоваться, рассказывает старший оружейник Тим Льюис.

Еще одно валирийское оружие в сериале — это кинжал с предсказанием Эйгона. Впервые кинжал появляется в первом сезоне «Игры престолов», переходит из рук в руки, пока не наносит роковой удар Королю Ночи. Создателям «Дома драконов» показалось, что включить столь важное оружие в свой сериал — это хороший способ связать две истории. Хотя у съемочной группы был в распоряжении оригинальный кинжал, его решили переделать: силуэт общий, та же рукоять из драконьей кости, но чуть меньшие размеры (предполагается, что за годы рукоять могли переделать).

Одной из самых красивых частей Драконьего Логова являются бронзовые двери с барельефами, изображающими битву на драконах (любопытно, что не все сюжеты — о драконах-победителях; можно назвать это пророчеством. — прим. 7kingdoms.ru). Художники и скульпторы воссоздали во всех деталях ровно треть от реальной высоты дверей, остальное нарисовали уже на этапе постобработки.

Сцена коронации — очень сложная с точки зрения логистики и спецэффектов. Было очень много разговоров об ограничениях, что можно снять, а чего нельзя. Построить Драконье Логово в натуральную величину слишком дорого, поэтому физические декорации размером 75×35 метров представляют собой отдельные части Логова. Согласовать съемки в разных частях этих декораций было почти невозможно, приходилось постоянно отслеживать положение зеленого экрана и объяснять актерам и статистам, что их окружает, куда нужно смотреть. В этом очень помогала программа дополненной реальности для смартфонов и планшетов.

Мигель Сапочник рассказывает, что им казалось, будто финальной сцене недостает эпичности. В какой-то момент Сара Хесс предложила: «А вот было бы круто, если бы Рейнис ворвалась туда прямо из-под пола». Легко придумать — сложно сделать. В этой сцене необходимо согласовать множество компьютерных и физических объектов, снятых в разных средах, в разное время. (Нам кажется, что получилось так себе; в THR спросили Сару Хесс, не планирует ли команда поменьше использовать Volume во втором сезоне, и она после долгой паузы ответила утвердительно. — прим. 7kingdoms.ru.)

Доспехи Рейнис Таргариен

Доспехи Рейнис черного и красного цвета, потому что она Таргариен по рождению, объясняет художник по костюмам Яни Темиме. Это элегантные приталенные и богато украшенные доспехи с чешуйками в форме когтя, уточняет доспешник Саймон Бриндл.

Что касается убитых при побеге Рейнис людей, Сара Хесс в интервью THR ответила: «В игре престолов гражданских не считают», — не уточняя при этом, является ли это ее точкой зрения или так считает Рейнис или вообще вся вестеросская знать. Ив Бест (Рейнис Таргариен) в интервью призналась, что ее героиня не хочет насилия, все эти люди на помосте — не ее враги. Мысль, которая вызревала у нее в голове с тех пор, как ею пренебрегли еще на совете в Харренхолле: «Да идите вы все к черту!». Ее не избрали королевой, так что теперь сами разбирайтесь.

Серия 10. Черная королева

В оригинальной «Игре престолов» остров Драконий Камень воплотило испанское побережье Сумая в Испании и остров Гастелугаче с извилистой лестницей, но для «Дома драконов» нужно было изобразить гораздо больше уголков острова. Прекрасный гористый ландшафт нашелся в холмах Монсанто в Португалии. Чтобы доставить сюда оборудование и реквизит, съемочная группа попросила помощи у местных военных, и те выделили вертолет. На склоне горы развернули съемочную инфраструктуру — кухню и биотуалеты, места для хранения и т. д.

При создании драконов в реальном окружении очень важно правильно передать освещение объекта. Образцы для 3D-художников снимают одновременно с основной сценой, но вместо дракона используют макет драконьей головы, выполненный во всех мельчайших деталях.

Драконы еще живут в Драконьей Горе, здесь множество смотрителей драконов, это резиденция наследника короны (и других персон из королевской династии), поэтому на острове живет много людей, он не выглядит покинутым, как во времена Станниса Баратеона.

Замок на Драконьем Камне в оригинальном сериале представлен обрывочно и не воспринимался как нечто целое, считает Райан Кондал. Для «Дома драконов» интерьеры построили почти в натуральную величину, как до того поступили с Красным замком и Высоким Приливом. Художник-постановщик Джим Клей отмечает, что замок выглядит гораздо брутальнее остальных декораций первого сезона. Это достигается за счет почти полного отсутствия выверенных перпендикулярных полу гладких стен — здесь они выглядят так, будто выточены в скале. Это подчеркивают и клубы пара, впрочем, не настолько интенсивные, как внутри самой горы (см. выше).

Личные покои Рейниры вдохновлены залом совета из оригинальной «Игры престолов». Здесь гораздо больше текстур (чешуйчатые и плохо обтесанные каменные поверхности, утварь, ткани и т. д.), чем в других декорациях сериала.

Доминирующим декоративным элементом выступает барельеф с драконом — почти как в оригинальном сериале, но Райан Кондал и Мигель Сапочник хотели, чтобы он выглядел так, будто его сначала вытесали в скале, а затем заковали в валирийскую сталь отдельные элементы (чешую, рога и пр.)

Кровать вырезана из твердых пород древесины, причем резьба на поверхности выполнена подчеркнуто грубо, чтобы сымитировать драконью чешую. Кровать установлена точно у барельефа — будто бы дракон склонил над спящими голову.

В «Доме драконов» Расписной стол переставили в зал побольше — это место для совещаний в Драконьем Камне. В «Игре престолов» никогда не фокусировали внимание зрителей на столе, но Райан Кондал считал, что с этим реквизитом все в порядке, его достаточно будет воссоздать, освежить краску и восстановить какие-то детали (ведь стол гораздо новее!). А потом художественному отделу пришла в голову идея, что стол можно подсветить снизу, чтобы выделить береговую границу, реки, значки поселений и подписи к ним. Райан Кондал был в восторге. В результате стол вырезали из стеклопластика и частично покрасили так, чтобы он казался вырезанным из обсидиана (и янтаря? — прим. 7kingdoms.ru). Под столом на двух подставках с колесиками установили по десятку свечей, которые постепенно нагревают стол, и он начинает светится. Поначалу под стол хотели поместить жаровню, но это было слишком опасно, поэтому в сериале происходящее больше похоже на местную магию огня, а в реальном производстве, конечно, использовались светодиоды. Режиссеру Грегу Яйтанесу так понравился стол, что он уделил ему много внимания в разных сценах, а Стив Туссен (Корлис Веларион) намекнул, что стол неплохо смотрелся бы в его саду.

Грег Яйтанес считает тишину очень важным инструментом в создании эмоциональных сцен в кино. Один из любимых моментов режиссера в этой серии — заминка, которая возникает, когда Рейнира впервые входит в зал совета в короне. «Жди, пока не почувствуешь, что тебе есть что сказать. Она думает о своем отце. Что бы он сделал? Посмотри на все эти обращенные к тебе лица. С чего начать? Что королева должна сказать перво-наперво? Просто стой, пока не поймешь, что пора действовать», — передает Яйтанес свой разговор с Эммой Дарси (Рейнира).

Деймон подманивает к себе одичавшего Вермитора валирийской песней — «колыбельной», как ее называет Мэтт Смит (Деймон). «У него уже есть дракон, но он флиртует с другим», — говорит режиссер; по его словам, действия Деймона обретут смысл в будущем. Текст песни написала Ти Миккель, а лингвист сериала Дэвид Питерсон перевел с адаптацией. Hāros Bartossi в переводе означает «С тремя головами». Приводим текст с переводом из нашего субтитрового перевода «Дома драконов»:

Drakari pykiros / Ты пламенем дышишь,
Tīkummo jemiros / Ты крыльями машешь,
Yn lantyz bartossa / Но две головы
Saelot vāedis / Для третьей споют

Hen nuhā elēnī: / Устами моими.
Perzyssy vestretis / Огни отгорели,
Se gēlȳn irūdaks / И магией крови
Ānogrose / Уплачена плата.

Perzyro udrȳssi / С речами, как пламя,
Ezīmptos laehossi / С ясными глазами,
Hārossa letagon / Чтоб троих нас связать,
Aōt vāedan / Тебе я пою.

Hae mērot gierūli: / В одно мы сплотимся
Se haros bartossi / И с тремя головами
Prūmȳsa sōvīli / Полетим, как предсказано,
Gevī dāerī / Красиво, свободно.

Создавая Штормовой Предел, Джим Клей зацепился за название замка — это нечто на краю мира, а вокруг бушуют штормы. В отличие от Драконьего Камня или Красного замка, родовое гнездо Баратеонов не отстраивали — ограничились технологией со светодиодными экранами в студии Volume и отдельными декорациями на зеленом фоне. Из физических декораций сделали каменный трон лорда, скамейки и конструкции, напоминающие кафедры по периметру зала.

Последние 10 минут первого сезона с первой битвой на драконах хотели сделать особенно запоминающимися. Грег Яйтанес вместе с оператором Пепе Авилой дель Пино купили игрушки драконов и долго планировали сцену, попутно снимая ее на телефон. Сцена, в которой мы видим огромный силуэт Вхагар над Люком, вдохновлена сценой из старых «Звездных войн», а контраст между величественными спокойными небесами и смертью вспомнился режиссеру из своего опыта, когда он летел на самолете во время грозы и пилот набрал высоту, чтобы оставить тучи внизу.

В «Доме драконов» используется более совершенная модель механизма, имитирующего спину дракона. Если в «Игре престолов» амплитуда и скорость движений были небольшими, то новая конструкция позволяет разнообразить физику «спины дракона». Всадников снимали в студии Volume, и съемочная группа боялась повредить светодиодные экраны, ведь в сцене много воды, ветра и дыма, а экраны стоят космических денег. Всё это приходилось учитывать.

Арракс, но почему-то с моделькой маленького Эймонда

Последняя сцена, когда Деймон сообщает Рейнире о смерти ее сына, в сценарии задумывалась другой, но во время репетиции Мэтт Смит (Деймон) предложил изменить ее. «Все должны знать, что идею этой сцены, когда мы отходим от стола и камеры к камину, пока Деймон сообщает Рейнире новости, придумал именно он, этот чертов гений», — вспоминает Эмма Дарси (Рейнира). Вообще, в актерской игре Мэтта Смита многие его коллеги по сериалу отмечают спонтанность и интуитивный подход к воплощению своей роли. Другой эпизод, который актер придумал прямо на съемках, связан с падением короны Визериса: когда Падди Консидайн (Визерис), согнувшись в три погибели, ковылял через тронный зал в 8-й серии, корона неожиданно соскользнула с его головы, но он продолжил восхождение к трону, а Мэтт Смит поднял корону и положил ее на голову короля. Им обоим показалось, что эта спонтанно сыгранная сцена очень хорошо раскрывает отношения братьев, и ее решили доработать и включить в сценарий, рассказывает снимавшая серию Гита Патель.