Закадровый сериал-спутник «Дом, который построили драконы» выходит одновременно с «Домом драконов» и знакомит зрителей с закулисьем только что показанной серии основного сериала. Как создавались декорации, реквизит и костюмы? Что говорят сценаристы и режиссеры о своей работе? Какие новые технологии использовали на съемках? Ниже мы предлагаем краткий конспект первой половины серий, [+] а конспект второй половины — в отдельном материале.

Серия 1. Наследники драконов

Сцену пролога, когда Джейхейрис оглашает имя выбранного наследника, снимали в тронном зале Красного замка, завесив все декорации зеленым экраном. Вместо Железного трона на возвышении установили другую декорацию с маленьким седалищем для короля и балдахином со знаменем Таргариенов позади. Все внутреннее убранство Харренхолла создано на компьютере. Вдохновляясь готической архитектурой английских соборов, таких как аббатство Уидби, художники придали этому размах, чтобы соответствовать книгам Мартина.

Железный трон представляет собой гибрид книжного описания и оригинального трона из «Игры престолов». «Концепт получился великолепно, но как воплотить его в жизнь?» — вспоминает мастер по реквизиту Питер Ли. Пропитанные гипсом бинты свисают с металлических опор на ступенях и в покрашенном виде напоминают оплавленные клинки. Трон состоит минимум из 2500 мечей. На работу ушло пять месяцев.

Обновляя дизайн тронного зала Красного замка, художники нарисовали колонны в виде изваяний королей, но когда отлили их в натуральную величину, поняли, что смотрятся они простовато. Тогда художники предложили украсить их барельефами с важнейшими деяниями каждого короля. Одна колонна при этом осталось пустой в ожидании изваяния Визериса. Сидя на Железном троне, он видит пустую колонну и с тревогой раздумывает над тем, как потомки запечатлеют его собственные деяния.

Череп Балериона Черного Ужаса длиной девять метров создали четыре скульптора за семь недель. Декораторы сделали зубы тоньше (чем в «Игре престолов»?), чтобы они напоминали шипы — так образ стал агрессивнее. Череп установлен в алтаре в специальном «соборе» с куполообразным потолком.

В сцене объявления Рейниры наследницей Милли Алкок должна была показать смесь гордости и страха — гордости за то, что отец наконец увидел в ней не просто дочь, и страха перед ответственностью. Фабиан Вагнер (оператор) отметил, что намеренно делал переклички с другой снятой им сценой — коронацией Серсеи Ланнистер. «Коронационный костюм Рейниры отсылает к средневековой Франции с византийскими элементами, потому что это одежда, которую могли носить и три, и пять поколений назад», — объясняет художник по костюмам Яни Темиме. Над платьем работали три вышивальщицы десять недель.

Сцену похорон снимали в Хартленд Куэй (Hartland Quay), туда очень тяжело добраться и там нельзя разжигать огонь. Об этом съемочная группа узнала слишком поздно, чтобы выбрать другое место — решили нарисовать горящий огонь на компьютере.

Общий вид на утес, можно различить гвардейцев Таргариенов в красных плащах

Турнирное поле построено в форме Колизея с отдельной зоной — королевской ложей. Это была идея художника-постановщика Джима Клея, но Сапочник сомневался, что строить такую дорогую декорацию целесообразно для единственной сцены.

Из-за ковидных ограничений единовременно на площадке могли работать не более 150 человек, а на турнире хотелось показать тысячи зрителей. Толпу размножили, используя спрайтовую технику: статистов и разные их действия снимали по отдельности на фоне зеленого экрана под разными углами и затем помещали в кадр. Эту технику ранее успешно использовали, например, в Долгой Ночи в 8-м сезоне «Игры престолов».

В турнире участвовали 40 рыцарей в разной броне. Турнирная броня включает множество элементов, демонстрирующих тщеславие владельцев. Темиме вдохновлялась европейскими и восточными доспехами, включая персидские и греческие. На производство доспехов ушло больше полугода работы команды из 10-12 человек.

Турнирные доспехи Деймона Таргариена

Доспехи Деймона превращают его в живое воплощение дракона, считает Райан Кондал. К шлему Деймона Таргариена подступались семь или даже восемь раз, постепенно упрощая его. Темиме хотела, чтобы на шлеме обязательно были драконьи глаза, неотрывно наблюдающие за соперником — так на шлеме спереди появилась драконья морда.

Серия 2. Порочный принц

Красный замок должен показать могущество Таргариенов — таковы были стартовые данные, сообщает художник-постановщик Джим Клей. Декорации по периметру составляют 62×39 метров, а высочайшая точка — 13,5 метра. Это комплексная декорация — не просто угол, а выстроенный в натуральную величину интерьер замка. Это позволяет снимать с любого ракурса, включая переходы из одного помещения в другое. Несколько уровней и закутков позволяют добавить интриг, когда герои что-то увидели или услышали с лестницы или стоя за ширмой. Режиссер Грег Яйтанес водил в замок учеников, потому что такие декорации редко строят для фильмов: «Такие огромные декорации вы увидите всего пару раз за всю свою карьеру».

Крагас Драхар напоминает Кондалу Бугимена. У него серая хворь (и уже давно) и странная походка. Устрашающая маска, по легенде, создана из маски Сынов Гарпии и других обломков от затонувших кораблей, которые выбросило море. Костюм тоже составлен из разных частей: «Он пират и создает себе костюм из элементов, которые попадаются под руку», — говорит Темиме. Режиссер Грег Яйтанес не хотел, чтобы Драхар сражался мечом, и попросил сделать молоток. Старший оружейник Тим Льюис придумал двухсторонний молоток, одна сторона которого напоминает молоток для отбивания мяса, а другая — с лезвием.

Любимые сцены оригинальной «Игры престолов» у Кондала происходили в Малом совете. Писать эти сцены трудно, ведь в них заключено много интриг. Джим Клей решил сделать зал совета монументальнее за счет колонн. Шары для голосования придумали случайно. У художника-декоратора Клэр Нии Ричардс была мраморная подставка и несколько красивых шаров, при виде которых Джиму Клею пришла идея регламентирования голосования: если кто-то хочет, чтобы ему дали слово, он берет свой шар; шоураннерам идея понравилась.

Райан Кондал отмечает, что в «Игре престолов» рыцари королевской гвардии уже не пользуются тем почетом, что во времена Визериса, поэтому там не было такого пышного церемониала, как в «Доме драконов». Режиссер серии Грег Яйтанес был одержим шахматной доской с фигурами в честь отобранных претендентов. Их напечатали на 3D-принтере и раскрасили вручную. Закупщик реквизита Элли Мерфи отмечает, что тяжелее всего было с гербом Коля из-за его фаллической формы — фигурку несколько раз переделывали.

Фигурки с гербами претендентов на белый плащ

В оригинальной «Игре престолов» мост, ведущий к Драконьему Камню, снимали в Испании на небольшом островке Гастелугаче на побережье Бискайского залива. Работать там было тяжело, в «Доме драконов» его заменили виртуальной съемочной площадкой Volume с более чем двумя тысячами светодиодных экранов и 92 камерами захвата движения, данные с которых передаются для создания фонов на движке Unreal Engine. «Похоже на что-то из NASA», — шутит режиссер Грег Яйтанес. Съемки не зависят от времени суток (положения солнца) и погоды, а главная сложность заключается в том, чтобы совместить элементы на экране с реально отстроенными декорациями, туманом и актерами, чтобы их освещенность, яркость и фокус были естественными. Хотя изображение на экранах выглядит натурально только под определенным углом, актерам очень понравилось, когда они сразу могли видеть, что окружает их героев.

Серия 3. Второй этого имени

Для королевской охоты в честь вторых именин принца Эйгона в Уолдершоте выстроили целый городок с шатрами и навесами, каждый из которых оброс разнообразным реквизитом. Роскошь в сцене охоты демонстрирует силу королевской династии, но также и начавшийся упадок. Строительство и подготовка к съемкам в охотничьем лагере прошли отлично, но первый день съемок был сорван — начался страшный ливень, который едва не разрушил лагерь.

В сценах участвуют люди всех сословий, множество актеров и статистов, лошади и собаки — костюмеры говорят, что одели 118 ведущих актеров и 12 тысяч статистов. В кадре люди занимаются сотней вещей: ощипывают кур, роют отхожее место, куют оружие, разводят костры, беседуют, едят и т. д.

Джефферсон Холл играет и Джейсона, и Тиланда Ланнистеров. Грег Яйтанес считает, что Джейсон напоминает Гастона из мультфильма «Красавица и чудовище».

Оленя и кабана нарисовали на компьютере, а вместо настоящих животных с актерами взаимодействовали каскадеры в синих трико и масках. «Белый олень не имеет никакого отношения к миру Мартина. Мы его позаимствовали из бретонского цикла», — признаётся Райан Кондал.

Райан Кондал считает, что сериал еще не дорос до битвы на целую серию, как Долгая Ночь или Битва бастардов, но ему все-таки хотелось включить в сериал необычное запоминающееся сражение. Режиссер Грег Яйтанес заранее спланировал битву вместе со своим оператором Пепе Авиллой дель Пино, используя ягоды годжи и тыквенные семечки. По мнению режиссера, она все-таки похожа на Битву бастардов — там всё показано от лица Джона Сноу, здесь же — от лица Деймона Таргариена.

Съемочную площадку Volume использовали в сценах с Караксесом, но не для создания фонов, а для динамического освещения, чтобы блики на доспехах и шкуре дракона выглядели натурально.

Деймон на Караксесе, снимают в Volume

Сцена битвы очень важна для понимания характера Деймона Таргариена. Деймон все три года, пока идет война, безуспешно стремится показать себя. Когда же брат сообщает, что идет ему на выручку, он предпочитает умереть на поле боя, чем принять эту помощь и признаться в беспомощности, объясняет Мигель Сапочник. Перед триумфом он испытывает горькое разочарование и поражение, которые было очень важно показать правильно. Хореограф боевых сцен Роули Ирлам отметил, что пришлось потрудиться над движениями Мэтта Смита, чтобы зритель понимал, насколько он искусный воин, даже если в первой серии на турнире проиграл Кристону Колю. У Мэтта Смита это первый опыт съемки в экшн-сценах.

Битву поначалу планировали снимать на пляже в Корнуолле, но Грег Яйтанес осмотрел площадку и понял, что ничего не получится, потому что приливы и отливы оставляли на собственно съемки всего три или четыре часа в день. В результате пляж воссоздали вблизи основной студии сериала под Лондоном с выброшенным на берег остовом корабля и кольцом стен, напоминающим скалы. Пляж в реальности гораздо меньше, чем кажется в кадре, но декорации смещали соответственно продвижению персонажей.

В битве приняли участие 165 статистов, сообщает старший оружейник Тим Льюис. В сцене появления драконов участвовали 65 каскадеров и 140 статистов для создания активности на заднем фоне. Всех требовалось одеть и вооружить, причем Райан Кондал хотел, чтобы войско Корлиса Велариона выглядело богато. Статисты получают плату за каждый удар по ним. Для битвы сделали несколько заполненных кровью наконечников для булавы — чуть большего размера, чем обычно. При ударе они эффектно разбивались, заливая «жертву» кровью.

Тактику пиратов Райан Кондал сравнил с тактикой партизан во время войны во Вьетнаме: у американцев тоже было преимущество по мощи вооружения, но им не удалось навязать противнику сражение на своих условиях. За всю битву Деймон не произносит ни слова, даже на военном совете; Райану Кондалу это напоминает старый мультфильм «Хитрый койот», где тоже всё понятно без слов. Сцену обреченных пряток Деймона в остове корабля художник-постановщик Джим Клэй связывает со сценой с разбитым вертолетом в «Падении Черного Ястреба».

Серия 4. Король Узкого моря

В оригинальной «Игре престолов» корабль для всех сцен был один, а в «Доме драконов» концепт-художнику Киерану Белшоу поручили придумать новый корабль — небольшую быструю прогулочную барку для перемещения по Черноводному заливу; такой корабль не годится для путешествия по открытому морю. На студии построили треть барки в натуральную величину.

Смотрины в Штормовом пределе снимали на виртуальной площадке Volume. Технология накладывает ограничения на расположение актеров в кадре. Например, нельзя, чтобы статисты стояли у экранов, на которых изображены стены или колонны. Для придания динамики сцене режиссерка серии Клэр Килнер решила использовать ветер и листья на полу; для нее это первый опыт работы с Volume. Райан Кондал говорит, что шутливые элементы для таких мрачных историй необходимы, но при этом они не должны выбиваться из общего тона повествования, а это непросто.

Платье Рейниры

Красное открытое платье Рейниры контрастирует с личностью героини, считает художник по костюмам Яни Темиме. Одежда для нее слишком взрослая, ей неуютно в ней, но она соответствует роли, которую Рейнира обязана играть как принцесса.

Исполнительный продюсер Дэвид Хэнкок говорит, что валирийский язык знают в некоторой части вестеросского общества, подобно тому, как латынь знали в Средневековой Европе, но прежде всего это язык королевского семейства. Таргариены изучают его с детства и переходят на него, когда не хотят, чтобы чужие их поняли.

Задний двор с сердце-деревом вдохновлен византийскими часовнями, говорит художник-постановщик Джим Клей. Сначала местное чардрево хотели полностью скопировать с чардрева в Винтерфелле, но в итоге позаимствовали лишь какие-то части и текстуры. Лик чардрева вырезан по фотографии матери Мигеля Сапочника, но ей лицо показалось странным, она даже не узнала себя.

В сцене, когда Деймон Таргариен входит в тронный зал, снимались 250 статистов. Корона Деймона сделана будто бы из человеческих костей. На раскраску, создающую иллюзию кости, требуется много времени, поэтому корону сделали в единственном экземпляре и боялись ее испортить. Когда Мэтта Смита попросили поклониться поглубже, он отказался: «Не могу, корона упадет». Мастер по реквизиту в этот момент выдохнула с облегчением.

Мигель Сапочник хотел, чтобы покои Рейниры немного напоминали личные покои Серсеи Ланнистер из оригинального сериала; сходство прослеживается в форме окон и балконе.

Записка Деймон написана на высоком валирийском: Kesommi aōle mīsās. Rhakiāzmo inkot dōros indīs. Geltilio rȳ jās. Ninkiot avy rhaeninna. (Надень это. Нажми на стену за гобеленом. Иди по проходу. Я встречу тебя снаружи.)

Приключения Рейниры и Деймона в Королевской Гавани снимали в испанском городе Касересе. В оригинальной «Игре престолов» испанские города почти не использовались для Королевской Гавани (одно из исключений — триумфальное возвращение Эурона Грейджоя), съемочная группа предпочитала хорватский Дубровник. Касерес гораздо меньше, его легче подготовить для съемок за счет узких улочек, здесь хватает статистов и при этом сходство средиземноморской архитектуры позволяет произвести замену, подразумевая, что за 200 лет Королевская Гавань могла измениться. У местных жителей пришлось брать разрешение шуметь, ведь сцену снимали несколько ночей, но людям нравится, что их город участвует в съемках, поэтому с этим проблем не было. Местные жители также охотно работали статистами, а Городской совет согласовал отключение всего электрического освещения. Для сцены использовали несколько источников света: один имитировал лунный свет, а еще один — свет от огня.

Райан Кондал написал политическую сатиру для уличного театра. Через нее нам показывают, как простые люди видят аристократию, высмеивают Деймона и Рейниру. Клэр Килнер хотела сделать постановку в духе английского театра, чтобы женщин играли мужчины — на роли взяли испанских актеров и позволили им немалую долю импровизации. Любимый реквизит Сапочника в первом сезоне — деревянный трон этого уличного театра, который Килнер уже после изготовления предложила переделать в нужник.

Серия 5. Мы освещаем путь

Сериалы никогда не снимают так, как их потом показывают: съемки первого сезона «Дома драконов» начались со сцены в Дрифтмарке из 7-й серии, а декорации замка Дрифтмарка впервые появляются в 5-й. Декорации едва успели закончить к началу съемок — даже фрески еще не высохли. Новый замок Веларионов отчасти вдохновлен Херст-каслом, построенным медиамагнатом Уильямом Херстом в Калифорнии, только Корлис Веларион не скупил свои экспонаты, а добыл во время путешествий. Это своеобразный музей жизни Морского Змея. Он Синдбад-мореход своего времени.

Как и с другими валирийскими элементами архитектуры, для создания Высокого Прилива Джим Клей обращается к византийскому зодчеству. Зал Девяти вдохновлен собором святой Софии в Стамбуле — здесь похожие росписи на стенах, арки и окна. Зал построен в форме раковины и хранит историю путешествий Корлиса Велариона. Владетель замка тщеславен — его родовое гнездо меньше, но не уступает богатством Красному замку и в чем-то даже превосходит его. Здесь тоже есть парадная лестница, но сложно изгибающаяся в форме спирали с росписью стен позади. С точки зрения проектирования, тронный зал здесь сложнее, хотя и меньше.

Стены замка украшены множеством фресок, среди них корабль Корлиса, карта мира и герб Веларионов. Стены расписал художник Стив Митчелл, изобразив Девять путешествий Морского змея в стиле средневековой фрески с искаженной перспективой. Идея нарисовать на стенах корабль пришла в голову Клею, когда он посетил выставку полотен Уильяма Тернера.

Шоураннеры позволили художникам сочинить добытые Корлисом трофеи на свое усмотрение, предоставив им лишь краткие сведения о его жизни (не подробнее, чем они описаны в «Мире Льда и Пламени», полагаем). Джим Клей со своей группой среди прочего изучали различные экспонаты в Британском музее. Одним из трофеев стал будто бы сделанный из слоновой кости висячий город, другим — удерживаемая змеями астролябия (армиллярная сфера), напоминающая заставку оригинальной «Игры престолов». Каждый предмет нужно было придумать, а затем как-то воплотить в жизнь с помощью подручных средств: например, висячий город сделан из пенопласта. Плавниковый трон в сериале сделан из настоящего плавника (древесины, прибитой к берегу).

Сценарий свадьбы Рейниры и Лейнора занимает 25 страниц — очень тяжело удерживать внимание зрителя в настолько длинной сцене. Свадьбу снимали две недели с участием двух сотен статистов. Сцена делится на три большие части. Первую снимали больше статичной камерой, вторую — динамической, а третью — хаотичной.

Для свадьбы Рейниры и Лейнора повара сериала приготовили кушаний почти на десять столов. Выбор ограничили таким образом, чтобы столы выглядели жутковато, объясняет режиссер Клэр Килнер, поэтому в цветах отдали предпочтение черному, красному и золотому и сосредоточились на животной пище: жаренные ягнята, запеченные целиком курицы, перепела и голуби, овечьи головы, телячьи ноги и т. д.

«В книгах есть судьбоносный момент, когда Алисента надевает зеленое платье на турнир, а мы решили перенести его на свадьбу», — рассказывает Райан Кондал. Чтобы выделить зеленую Алисенту, костюмеры долго искали подходящую ткань и дополнительно ее окрашивали, а также следили, чтобы Алисента была единственным ярким зеленым пятном среди гостей и выделялась даже на фоне родичей; кроме Хайтауэров зеленого цвета нет ни на одном другом госте. Это очень важная сцена для развития персонажа, фактически только сейчас она взрослеет. Это подчеркивают не только платье, но и прическа и макияж.

Платье Алисенты на свадьбу Рейниры и Лейнора

Танец жениха и невесты придумали специально для сериала, вдохновляясь движениями древних птиц. Первая версия получилась слишком современной, другая — слишком суетливой, а хотелось сделать величественную запоминающуюся хореографию. Актеры долго тренировались, а когда переоделись в костюмы, то поняли, что с такими узкими рукавами некоторые движения выполнить не получается. Костюмерам пришлось расширять рукава. Для танца Рамин Джавади написал отдельную музыку.

Кульминацию свадьбы Клэр Килнер подсмотрела у Агаты Кристи, когда одна за другой вводятся точки напряжения и не понятно, где рванет.

О закулисье с шестой по десятую серию читайте здесь.