Как бы вы ни относились к «Игре престолов», нужно признать, что любой успех порождает подражателей, поэтому на телевидении стало появляться все больше экранизаций больших книжных фэнтези-циклов. Мы посматриваем одним глазком, что из этого получается, и сегодня хотим рассказать о своих впечатлениях от первого сезона «Колеса времени».

Логотип Колеса Времени

В отличие от создателей сериала «Ведьмак», у которых ко второму сезону закончились увлекательные рассказы Сапковского и началась серия из шести размеренных романов, или от создателей «Игры престолов», у которых в какой-то момент вообще ничего не осталось, шоураннеру «Колеса времени» книжный голод не грозит: cага, начатая писателем Робертом Джорданом и законченная после его смерти Брэндоном Сандерсоном, растянулась аж на 14 книг плюс роман-приквел. Шоураннер сериала пока надеется уместить повествование в 8 сезонов, но первый из них лишь немного выходит за пределы первого тома. Честно говоря, мы сильно удивимся, если Amazon даст столько времени обоим своим фэнтезийным сериалам, а второй, на минуточку, рассказывает о создании колец власти во Вторую эпоху Средиземья.

В центре истории «Колеса времени» предсказание об избранном, который может как спасти мир, так и отдать его в руки Темного. Морейн Дамодред, одна из сестер магического ордена Айз Седай, странствует в поисках этого человека, но в деревеньке на краю мира обнаруживает сразу четверых претендентов. И как раз вовремя: вскоре всем им придется спасаться от приспешников зла во главе орды троллоков и отправиться в Ривенделл Белую башню.

Первый сезон представляет собой экспозицию истории, и как ни крути, уж слишком она похожа на «Властелин колец»: вместо хоббитов здесь деревенские подростки с важной миссией, вместо Гэндальфа — Морейн, есть даже король в изгнании, свои назгулы, орки и Саурон. Правда, о последнем нам почти ничего не рассказывают, кроме того, что он злой и хочет сломать колесо. Кажется, книги — именно о Возрожденном Драконе, о том, как он вместе с товарищами должен стать важной спицей Колеса времени, разобраться с обретенной силой и сражаться с Темным и его приспешниками (или примкнуть к ним). Однако открывающие титры не оставляют сомнений: эта история на самом деле об Айз Седай.

Сюжетные линии вокруг ордена написаны лучше и вызывают гораздо больше эмоций, чем приключения четверки из Двуречья. Молодые актеры на фоне Розамунд Пайк (Морейн Дамодред) и Дэниела Хенни (Лан Мандрагоран) откровенно теряются. Они, конечно, стараются, но сценарий не дает им возможности толком раскрыться — они постоянно куда-то идут, говорят какие-то глупости и изобретают конфликты на ровном месте исключительно для того, чтобы создать сюжетное напряжение. Другое дело сестры Айз Седай: много времени уделено таинственной связи сестер с их стражами, подковерной борьбе за влияние сестер друг с другом с намеками на социальный конфликт, их отношению к обретшим силу мужчинам и противостоянию с очень странно показанным орденом Детей Света, которые вроде бы тоже за добро, но против магии.

По слухам, в Amazon буквально рассматривали этот сериал как свой ответ HBO и на его создание выделили те же самые $10 млн на серию. Несмотря на это, техническое исполнение мы бы назвали средним. Если «Игра престолов» каждый год собирала полный урожай премий Эмми в технических номинациях, то здесь магия мира работает в основном за счет потрясающей природы Чехии и Словении, которую даже однообразная операторская работа почти не портит. Спецэффекты местами хороши, но под конец становятся все проще и беднее. Музыкальное сопровождение за исключением редких удачных проблесков бедновато (мы в прошлом жаловались на «Ведьмака», но там с этим на порядок лучше). Внешний вид чудовищ, локаций и самой магии настолько вторичен, что не спасают даже свежие намеки на восточную эстетику в магических пассах, реквизите и костюмах. Последние нам, кстати, понравились: здесь нашлось место разнообразным фасонам и ярким цветам, а некоторые церемониальные платья смотрятся почти сказочно.

По части обнаженки сериал удивительно благонравный: сценаристы находят место для любви, но это непременно светлое чувство, а секс остается за кадром. «Игру престолов» в свое время сильно ругали за секспозиции (рассказ о мотивации героев, совмещенный с сексуальными сценами), изнасилования и частое оголение поименованных героинь, даже презрительно называли «сериалом о титьках и драконах». В «Колесе времени» же нет ни титек, ни буквальных драконов, единственная голая попа принадлежит мужчине, а распущенность и похоть связаны с приспешниками тьмы. При этом страшного и мерзкого в сериале хватает — и отрубленных конечностей, и вывалившихся кишок, и умирающих в муках животных…  Не то чтобы нам нравились секспозиции (откровенно говоря, это один из самых неизобретательных приемов растянуть хронометраж и что-то рассказать о героях), но ситуация с женским обнажением и много чем еще в «Колесе времени» строго выдержана в духе того, что сейчас принято называть «повесточкой».

Еще одна врожденная проблема высокого фэнтези — отсутствие чувства опасности. Вы наверняка помните, что в первых сезонах «Игры престолов» даже важные и симпатичные герои умирали, если совершали ошибки (чудесные спасения появились позднее). В первом сезоне «Колеса времени» тоже умерло немало народу (и побольше, чем в книгах), но все это третьестепенные персонажи. Когда на грани гибели оказываются главные герои, то очередной deus ex machina возвращает их к жизни. После нескольких таких эпизодов становится довольно сложно по-настоящему переживать за персонажей.


В итоге как самостоятельная история первый сезон «Колеса времени» нас не впечатлил, а ощущение вторичности не покидало с первых минут и до самого конца. После начала показа «Игры престолов» очень многие зрители так хотели узнать продолжение истории, что стали читателями. Захотелось бы нам после просмотра этого сериала приобщиться к книжному «Колесу времени»? Пожалуй, нет. Увы, щедрого бюджета, красивых видов и нескольких прекрасных актеров недостаточно, чтобы увлекать и восхищать.

Удался ли первый сезон «Колеса времени»?

Результаты
Загрузка ... Загрузка ...