Теон гораздо сильнее чувствовал свою вину перед Старками по сравнению с книгой, где он скорее сожалел, что не получилось успешно реализовать свой замысел.
Ага. Нечто похожее звучало в "Унесенных ветром" - "Вы как вор, который сожалеет не о том, что украл, а о том, что попал за решетку"
Помню я эти его мысленные жалобы, мол, я был к ним добр (к жителям Винтерфелла), я готов был защищать замок до последнего (лукавишь, Теонушка, сбежать ты хотел в НД, если уж совсем на чистоту!
), а они меня всё равно ненавидели, неблагодарные!
Где тут угрызения совести? В книгах Теона совесть мучила из-за убитых мальчиков (да и то... не конкретно), но перед Старками он особой вины не чувствует, что видно уже из первой вонючкиной главы "Когда-то он надеялся, что Нед Старк отдаст за него Сансу и назовет сыном. Пустые мечты" - то есть снова перевод стрелок на плохого Неда, который не любил и не принял.
И всё же ДиДы не сумели показать переход Теона на светлую сторону, им было нужно, чтобы зрители всерьёз испугались за жизнь Сансы, и последующий вауповорот с убийством этой твари.
Тут спорно. Метания Теона от покорного раба к бывшему "брату" Сансы показаны на протяжении всего сезона. Гениальная (в исполнении Алфи
), любимая Брайаном Когманом сцена признания в 5х08
уже демонстрируют то, что Вонючка потихоньку уходит, уступая место Теону - всё то, что он сказал Сансе в том эпизоде, сказал
Теон, а не Вонючка. Разница между книжной и серильной двойственностью в другом: книжный Теон искал самого себя, такого, в общем-то, каким он был раньше, то есть дерзкого и уверенного в себе Теона Грейджоя, а не запуганного и слабого Вонючку, тогда как с сериальным, ИМХО, ситуация тоньше - он мечется от бесправного сателлита злодея, готового исполнить любое приказание хозяина, к доброму, совестливому человеку, у которого еще остались силы встать на путь искупления. Короче говоря, переход есть, если всмотреться, но акценты расставлены иначе. А насчет Миранды... ну как же без вотэтоповоротов-то!
Теон вроде Теон, но и не Теон, неизвестно, что выкинет в решающий момент - неискушенный зритель до последнего переживает за судьбу любимой героини!
Первые два сезона ДиДы оберегали его от излишнего хейтинга, для чего вырезали из 4х02 сцену убийства беременной Виолетты, между прочим, написанную Мартином, заменив её незнакомой девушкой (он должен был отработать образ обаятельного психопата, покоривший значительную часть женской аудитории), а после брачной ночи с Сансой спустили на него всех собак сначала в переносном, а затем в буквальном смысле.
Ну да, типа чтобы до определенного момента "никто не догадался"
Завершение линии Теона как бы говорит о том, что искупить грехи можно только смертью, и никакой дальнейшей жизни с исправлением ошибок и совершением добрых дел
А я считаю, что это уже было не искупление. В черновой главе к "Властелину колец", под названием "Поход на Эребор", Гэндальф говорит Фродо, что Торина Дубощита сгубила его жадность, на что Фродо отвечает "Но ведь Торин погиб в бою!" То есть, если речь идет о смерти в битве, то сложно однозначно приписывать её какому-либо моральному посылу. Джорах тоже погиб в той битве - он что-то искупал? Ладно, Джорах тоже не белый и пушистый, но возьмем Лианну Мормонт, которая тоже погибла, но в её смерти никакого искупительного мотива уж совершенно точно нет. Гибель в бою - это как раз очень жизненно, и погибнуть могут как "морально павшие", так и абсолютно ни в чем не виновные люди. Долг Старкам Теон отдал, спасши Сансу от Миранды (как долг Грейджоям - вызволив Яру) и уже тем, что пришел сражаться за ним против КН. Его смерть была не наказанием, а освобождением от будущих потрясений, от риска испачкаться снова (из того срача чистеньким никто бы не вышел!
) или же жить на правах бесполезного бедного родственника в Винтерфелле или на Пайке. Как я писала выше, и "хороший человек", и "спасибо тебе" и безболезненная, в высшей степени достойная и героическая смерть - это награда для Теона. Имхо, очень поверхностно рассматривать её только как завершающая точку в искупительном пути (хотя, арка от того менее
redemption не становится
).
В 1х10 Робб признал Теона своим братом, и Теон сказал ему: «Мой меч за тебя, в победе и в поражении, отныне и до конца моих дней», что усугубляет его последующее предательство.
Робб кивнул на слова самого Теона, это была не его инициатива. А "my sword is yours, in victory and defeat" хоть и усиливает эмоциональное впечатление от предательства, но в тоже время усиливает и впечатление от финального подвига Теона - так или иначе, он выполнил свое обещание, отдав свой меч и свою жизнь за Дом Старк
Зурик после "Долгой ночи" сделал шикарный клип о Теоне (впервые за все 8 сезонов - но оно того стоило!
), где как раз проводится параллель с клятвой Теона Роббу и его обороной богорощи. Посмотрите, Вам понравится - шикарный, очень прочувственный и вдохновляющий клип, возможно, лучший за 8 сезон:
Тут такая загвоздка, что чем сильнее эффект от преступления, чем сильнее и от искупления. Другими словами, чем хуже персонаж кажется вначале, тем больший эффект от его эволюции в конце!
Бейлон давно списал Теона со счетов, его главной целью было повторное восстание, к которому он тщательно готовился, а сына он похоронил ещё тогда, сделав ставку на дочь.
А кто спорит? В 6 сезоне Бейлон говорит Яре "я потерял в этой войне троих сыновей", что как бы недвусмысленно намекает: он считал Теона "мертвым" еще тогда, когда того увезли заложником в Винтерфелл.
А как же та самая сцена, где Рамси его кастрировал
и последующая за ней сцена с сосиской?
Щекотливая вопрос, но... Теон ведь в штанах был
То есть ну да, мы понимаем, что
там, очевидно, жуткая рана (на самом деле Теон только волею Мартина мог выжить, учитывая, что Рамси по сериалу отрезал ему всё под чистую, держал в грязи и вряд ли серьезно лечил), но я имела в виду раны на торсе, руках, лице, это нам показали уже постфактум в виде шрамов в 4 сезоне, но в 3, по ходу, только просверленной ногой и кастрацией ограничились.
Меня мучает вопрос: почему в 6 сезоне Рамси ни разу не вспомнил Теона и даже не упомянул о нём в письме Джону, Теон также упомянул о Рамси лишь при встрече с Ярой, и то мимолётно, в книгах всё было совсем иначе.
Теон упоминал Рамси (по имени) в разговоре с Джоном в 7х07 "Когда я был узником Рамси, Яра пыталась спасти меня". А почему Рамси своего "Вонючку" не вспоминал... Не знаю. Могу предположить, потому, что в 6 сезоне линия Трамси уже не играла никакой роли, а вот линии Рамси с Сансой еще предстояло выстрелить в предпоследней серии, потому, может быть, чтобы не отвлекать зрителя на то, что уже закончилось и продолжения иметь не будет, они не стали перегружать сценарий лишними упоминаниями.
ДиДы поступили с ними обоими противоположным образом: в книгах Джейме начал исправляться задолго до потери руки, ему оказалось достаточно избавиться от влияния Серсеи, тогда как Теону понадобились долгие истязания, чтобы он осознал свои ошибки и раскаялся, и то не до конца, в сериале, напротив, Теон раскаялся ещё до того, как оказался у Рамси, а Джейме с 4 сезона был абсолютно слит как персонаж и превращён в коврик для ног Серсеи, ненадолго покинув её ради фансервисного кувыркания с Бриенной.
За что лично я могу ДиДов только благодарить!
Джейме мне безразличен, а вот то, что Теону добавили совестливости, мягкости и человечности - как раз по душе!
Не могу с уверенностью утверждать, что полюбила бы его, будь он таким, как в книгах: в книгах Теон интересен (и интересно, как Мартин
поведет его дальше), но такого душевного отклика, как в сериале, не вызывает.