И в социальном плане она всё равно уступала феодальным государствам
И после этого вы говорите об искаженном восприятии) В Римской империи на пике развития раб мог подняться фактически на самую вершину (вольноотпущенники Клавдия правили страной), мог распоряжаться своими деньгами (была возможность выкупа), мог иметь аналог отпуска (рабы отправлялись на отдых). Разумеется, это было доступно не всем, но возможность была. У рабов была разная специализация, кельты во время покорения Британии даже смеялись над римлянами, мол, у вас рабы командуют свободными. И это речь только о социальной системе. А ещё Рим - это школы, больницы, почта, сеть дорог с придорожными гостиницами (с зубной пастой, кстати), бани и прачечные в каждом мало-мальском городке, водопровод, канализация и центральное отопление, периодическая пресса, профессиональный спорт и развлекательная литература, торговые центры (это не преувеличение), социальные гарантии и пособия, даже зачатки мануфактурного производства. Из всех социумов вплоть до 18 века включительно Рим на пике более всего напоминал современную жизнь.
Просто вам, видимо, надо на личном опыте почувствовать, чем положение свободного лично крестьянина Вестероса отличается от раба в Вольных Городах. А то вы что-то не понимаете разницу)
Апелляция к личному опыту в данном случае бессмысленна, так как для меня разницы не будет, уверяю вас. И там, и там смерть в течение максимум нескольких дней. В ВГ, впрочем, шансов чуть побольше, так как есть шанс сделаться счетоводом каким-нибудь. В Вестеросе крестьянином абсолютный 0.
каковы возможности у крестьянина в Вестеросе и раба в Эссосе накопить денег, отстроить себе жильё, открыть лавку или таверну
В обоих случаях шансы очень небольшие, хоть это и не невозможно. В ВГ поднялся бывший раб Варис (уж на лавку ему бы хватило).
каков разрыв в уровне жизни и правах между высшими и низшими классами
В обоих случаях он колоссальный. Права низших слоев прежде всего зависят от воли тех, кто наверху.
Но у некоторых ВГ есть очень важное преимущество - меньшая закрытость правящей элиты. Это позволяет осторожно предположить, что и общество в целом более мобильно.