Gotcha
Знаменосец
Гвиндор представил Турина как друга Белега, язык и манеры выдавали в нем жителя Дориата. В Нарготронде прекрасно знали что абы кого в Дориат не пускают, так что все понимали что это не рядовой ноунейм. А представители боковых ветвей, тоже относятся к аристократии.В данном случае речь идёт о благородной внешности. Нет, конечно, в мире Толкина (в целом) есть корреляция между благородством внешности и благородством происхождения, но точного происхождения Турина в Нарготронде никто не знал (точнее, Гвиндор знал, а Финдуилас о чем-то смутно догадывалась, пока тот же Гвиндор ей не рассказал всю правду). Конечно, можно сказать, что у него была внешность представителя одного из правящих родов эдайн, но боковых ветвей в правящих родах эдайн было много (скажем, Берен был из рода Беора не только по отцу, но и по матери, причем у его матери было несколько братьев; Аэрин могла быть из боковой ветви рода Хадора, раз Турин звал её тётей, и т.д. и т.п.).
Главное, у эльфов есть корреляция между личными качествами и происхождением, а это чисто сословная идеология. Вот еще любопытная беседа Туора и Воронве ("О приходе Туора в Гондолин"):
"- Ты говорил с Улмо Могучим? Тогда воистину велики должны быть твои заслуги и твоя судьба! Но куда же мне следует вести тебя, лорд? Ведь ты, несомненно, король Людей, и многие должны явиться по твоему слову.
- Нет, я беглый раб, - сказал Туор, - и я одинокий изгой в пустынной земле. Но у меня есть поручение к Тургону, Сокрытому Королю. Знаешь ли ты, как смогу я найти его?
- Многие в эти недобрые дни стали изгоями и рабами, хоть и не родились ими, - ответил Воронве. - Ты по праву лорд Людей, полагаю я."
В представлении Воронве, Ульмо может выбрать себе посланца только королевского рода, и даже на прямое возражение Туора что он раб, Воронве не верит и настаивает на своем (и не ошибается).
Не вижу тут проблемы. "Падение Гондолина" - одна из самых первых работ Толкина, когда ему было лет 25. Проработанного мира Легендариума, большинства народов, кланов, персонажей и сюжетов, тогда не существовало. Ранним работам Толкина свойственен более мифологический стиль, а поздним - более реалистичный и приземленный. "О приходе Туора в Гондолин", написано уже в 50-х как часть общего мира Средиземья. Редкий человек за 30-40 лет жизни никак не изменит свои вкусы и мировоззрение. В целом, в творчестве Толкина видна тенденция к элитизации: Феанор из кузнеца стал принцем, Берен из сына лесника - сыном вождя, Туор из просто воина - наследником лорда.Проблема в том, что на момент написания "Падения Гондолина" Туор ещё не задумывался представителем семьи друзей эльфов знатного происхождения (в отличие от Турина, который таковым задумывался и на стадии "Турамбара и Фоалокэ").
достаточном чтобы быть советником короля? Местные мастера буквально преподавали там, где он учился. Единственное, в чем Туор может превосходить горожан - это практический боевой опыт.Обогнал вряд ли, но освоил на достаточном уровне - почему бы и нет?
митрим были не дикарями, но они 1) изначально сильно уступали аманским эльдар 2) жили беженцами, имея гораздо худшие условия для науки и ремесел.Тем более, что даже воспитывали его эльфы, митрим, которые были далеко не дикарями (например, они делали практически невидимые маскировочные плащи).
гипотетически могли, но с гораздо большим трудом.Вы считаете, что не сходного - не могли?
я нигде не утверждала что переход между сословиями невозможен в принципе. Феодализм не означает полное отсутствие социальной мобильности (наверняка даже в индийской кастовой системе были исключения). Вопрос вероятности.Проблема с этой точкой зрения в том, что её можно обосновать двумя способами. Это можно сделать рассуждением по аналогии с реальным Средневековьем - но и в реальном Средневековье, особенно раннем, когда границы сословий ещё не устоялись четко, были элементы социальной мобильности.
Тут я по большей части согласна, но реальное Средневековье было долгим и разношерстным периодом, а эльфийскую систему я изначально сравнивала с раннефеодальной, с поправкой на низкий уровень феодальных конфликтов, именно в силу идеализированной морали.Дополнительно применимость этого довода ограничена тем, что у Толкина даже у людей нет полного копирования средневековых реалий - например, в Рохане и Гондоре не обнаруживается крепостничества (напротив, даже не в варварском Рохане, а во вполне цивилизованном Гондоре основу армии составляет вооружённый народ, который - если читать описание отрядов, шедших на опомощь Минас Тириту - местами вообще самоорганизуется для отпора захватчикам), нет ряда элементов реального феодализма вроде внутренних таможен и чеканки знатью собственной монеты, феодальные междоусобицы являются редкостью, и т.д. и т.п. Общество "людей Запада", как его показывает Толкин, сравнительно с реальным средневековым выглядит менее иерархичным - почему у эльфов должно быть иначе, с учётом сквозного мотива Толкина о том, что добродетельные люди в своих нравах подражают эльфам? Кроме того, это можно сделать через довод от "не показано - значит, не было" - мол, если в тексте нет эльфов незнатного происхождения, позднее возвысившихся, то их и не было. Но этот довод тоже небезупречен. Во-первых, как я уже отмечал, хотя у эльфов Толкина явно есть понятие знатности происхождения, мы, по сути, не знаем происхождения большинства персонажей не из королевского рода и всегда ли они занимали высокое положение.
Мало того, что автор был не заинтересован в подобных историях, даже те, что были, со временем он исключал и переделывал, намеренно заменяя персонажей, у которых в ранних работах было прописано обычное происхождение, на выходцев из знатных семей с подробным описанием генеалогии.Во-вторых, чисто дойлистски Толкина как писателя слабо интересовали сюжетные коллизии вроде "выходец из низов пытается пробиться наверх, успешно или неуспешно" - то есть отсутствие информации по этому вопросу может быть свидетельством скорее отсутствия интереса писателя к этой теме, чем отсутствия примеров пробившихся наверх среди эльфов.
такая ситуация реальна практически для любой армии, любой эпохи и любой системы. Особенно той, где командир лично присутствует на поле боя и должен своим примером доказывать боеспособность.На момент описываемых событий о предательстве Меглина (и самого Салганта) ещё не было известно, но воины Салганта отказались ему подчиняться, потому что его приказы были очевидным образом неадекватны.
а любовь по чистой "случайности" происходит между представителями аристократии так, что через несколько поколений они оказались все друг другу родней. Очень удобно. На мой взгляд это свидетельствует что они общались в основном в своем очень узком кругу и их представлениям о ровне соответствовали не только лишь все.Проблема в том, что если смотреть на браки у эльфов, включая представителей правящей династии, то как минимум в случае Финвэ и Мириэль, Финвэ и Индис, Галадриэль и Келеборна, Арэдель и Эола, Идриль и Туора, Лютиэн и Берена, а возможно и Эарендиля и Эльвинг (в Лостах был мотив, что они полюбили друг друга, будучи ещё детьми) брак заключается по любви (если использовать оговорку "Законов и Обычаев Эльдар" - то хотя бы по взаимной симпатии). Собственно, везде, где у Толкина есть какая-то история взаимоотношений у эльфов, брак заключается по любви. Проблема в том, что это можно рассматривать как косвенный довод против жестко-иерархического устройства эльфийского общества - так как в обществах с выраженным делением на аристократию и всех остальных браки чаще всего заключаются не по любви, а для скрепления союза родов.