Читая в первый раз ПЛИО, никак не могла отделаться от мысли, как же это похоже на претензии сразупослевоенного поколения к родителям - "как вы могли допустить вот ЭТО ВСЁ. И как после такого вы можете говорить, как нам жить".
Пену гнева со временем унесло, но настроения остались. К романтическим идеям отношение стало крайне подозрительным, и неудивительно, если на опыте полмира прочувствовало романтическую в основе своей "арийскую" идею, и к каким чудовищным последствиям это привело.
Меня не оставляет ощущение, что в своем произведении Мартин как раз высказывает эти упреки в полный голос. За предыдущее поколение ответчик, как бы, Толкин. (Если бы Мартин так не акцентировал внимание на Профессоре, то и сравнений бы не возникло или они бы были другого толка).
Не было братства кольца, спасшего мир, а был Нед Старк, благородный, но бессильный.. И т.д.
Полемика от противного. Всегда, конечно, интересна альтернативная точка зрения, но она всегда же зависима от первоисточника и таким образом, вторична.
Если сравнивать, то у Толкина люди помнящие, а у Мартина - забывшие. Только в Средиземье есть эльфы и память живая, а в Вестерросе память только людская, от того и ненадежная.
Из военного опыта Толкин вынес не только страх и боль, еще и удивление человеческой природе, когда простые, приземленные парни совершают подвиг, а потом они снова простые, приземленные парни. Многим, я думаю, кто побывал в экстремальных условиях, знакомо это потрясение. Не ждешь от человека, не подозреваешь даже, а на самом деле, вот оно как оказывается. От этого Толкин верит в людей. Мартин вот, не очень.
Это, на мой взгляд, главные отличия авторов.
Мартин мне тоже нравится, нравится огромный труд, нелинейность повествования, "зайчики" тут и там разбросанные по тексту. Но полемизировать с Толкином, по моему мнению, Мартину не стоит вовсе.