Я полагаю, мы с вами оба прекрасно знаем, что ничем хорошим Рамси не кончит.
Вообще, говоря о злодейских не-ПОВах, картина в которой они останутся как минимум на своих позициях, выглядит как минимум фантасмагорично. Они даже не главные герои! Можно лишь рассуждать о степени изощрённости расправы которая их ожидает в будущем. Судьба Тайвина тут как пример - пёрло ему даже больше чем Рамси
В одних вопросах - скорее да, в других вопросах - скорее нет. Можете тогда расписать критерии сравнения с различными конкретными произведениями?
ОК, начнём мы с Роберта Говарда. Сразу стоит отметить, что мы хоть и начинаем с такого классического чёрно-белого фентези(пикты, стигийцы, ахеронец, колдуны, ведьмы рассматриваются сугубо как антагонисты), но миры Р. Говарда довольно мрачные. Тут мы можем заметить, что если аудитория автора лучше хавала героические истории про коня-осеменителя, крушащего черепа колдунам, то самому автору больше заходил мрачняк вроде "Гвозди с чёрными шляпками". Хотя, опять же, истории оставались достаточно светлыми, и лишь одно из них можно отметить смертью протаганиста(одного из двух) - "За Чёрной рекой".
Далее идёт Толкиен - его мир гораздо светлее и всё также однозначен. Я не буду рассматривать Сильму как вещь не настолько известную, всё же Толкиен преимущественно известен за ВК. ВК в сущности привносит мало, однако ключевые моменты - "Путешествие компании приключенцев", "король инкогнито и его обретение трона" ну и там ещё дофига всего - будет преследовать жанр ещё долго. В целом же - ВК именно что заложило фентезийные клише как основу. Ну и орки, которые злые просто по факту своего рождения - да, никакой неоднозначностью тут и не будет пахнуть.
С Лавкрафтом я не столь знаком и пропущу его
![Честный, как Варис :not guilty: :not guilty:](/talk/styles/smilies/whistling.png)
Но рискну предположить что это будет последняя чисто литературная веха. В дальнейшем развитие фентези переезжает на другие платформы.
Как-то не принято вспоминать Warhammer FB, между тем там было уже всё, что было у Мартина, и даже больше. Единственное - это всё же история про превозмогания, не про личностные драмы. Наконец, Warhammer FB, при всей его популярности, так и не стал истинно массовым - GW стоило не закрывать его The End Times, а продать права на сериал про войну с Владом или Асаваром Кулом. По части проработки мира это - наиболее проработанная фентезийная вселенная из ныне существующих. Да, есть определённый перекос в сторону людей и потенциал к росту за счёт Катая и Ниппона(и прочего).
Примерно тут же окапывается D&D как основа приключенческого фентези. Однозначность по-прежнему провозглашается(деление по мировоззрениям), однако жанр переезжает из чисто книжного фентези в игровое. Были попытки уехать в кино, но ничего путного из этого не вышло. Можно сказать, что D&D стало антитезой вахе - ведь в ней есть неоднозначные морально персонажи. Неоднозначные - это когда они могут совершать хоть добрые, хоть злые поступки системно. Так, Фон Карштайны заботятся о своих людях. Они их защищают, ну, кушают немного - зато налоги низкие. Вот. Апофеоз же настал в Конце Времён, когда Малекит перешёл на светлую сторону напару с Владом и Нагашем(!?), на а Теклис уж отжёг так отжёг.
ПЛиО - это первая сериал-вселенная, ни в одну не перешло столько людей благодаря сериалу. Собственно, упор тут сделан на три вещи: ПОВы, личные драмы и неоднозначность. Т.е. действующих лиц множество и они, что характерно, могут умереть. Цели героев Мартина зачастую отличаются от спасения мира или обретения трона. Чаще всего они мелочны и эгоистичны. Неоднозначность - это герои, способные действовать как во вред окружающим, так и во благо, как поступать согласно нормам морали, нашим или внутренним, так и поперёк им. В конечном счёте это придаёт им сложность и глубину.
Если же рассматривать мир Мартина, то он прежде всего рассматривает "реалистичность" = "натуралистичность". Грубо говоря, но герои ходят в туалет. Подобная внимательность к деталям способствует
графомании погружению.
Примерно туда же я бы отнёс мир Сапковского, который в большей степени вселенная CD чем самого автора. Также обращает внимание что если вселенная CD содержит государства с отношениями где-то на уровне Франции XVII века, то Вестерос с его раздробленностью ближе к более ранним этапам по крайней мере внешне.
Но пожалуй главный примечательный момент за время развития фентези - это то что интерес аудитории сменился в сторону более мрачных историй. Впрочем, со счастливым концом.
Уровень его историчности не превышает уровень Роберта Говарда в его циклах про различных героических варваров
Всё же его цикл варварство-цивилизация-варварство можно рассматривать как некое утрирование пассионарной теории, не более.
При этом в силу жанра оба повествования (ПЛИО в большей степени) всё же посвящены интригам и жизни именно этих власть имущих, что и даёт наблюдаемую картину - нам показывают мир аристократов, но эти аристократы в массе своей не слишком положительны, часто несимпатичны (вплоть до отвратительности) и не обладают ключевой функцией героев классического фентези (и мифа) - своими действиями трансформировать мир.
Собственно говоря, Конан, к примеру, не относится к герою что трансформирует мир. Если же говорить об аристократии, то у нас есть такие ПОВы как Арья Старк, Джон Сноу, Тирион Ланнистер, Дейнерис Таргариен.....вообще, среди ПОВов подавляющее большинство протагонисты. Если брать не-ПОВы, то у нас есть Доран Мартелл, Берик, Виман Мандерли.....в целом, аристократия предстаёт перед нами в достаточно разнообразном облике.
Добро в вымышленных мирах как правило обвиняют в том, что оно как раз более консервативно.