• На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!

    Вход Регистрация

Идеи и ценности Джорджа Мартина через призму его творчества

Кто вам нравится больше?


  • Всего проголосовало
    184

Анонимус-сан

Знаменосец
Дело в том, что все свои битвы Робб выиграл с помощью различных хитростей. Я не говорю, что это плохо - но в реальном Средневековье до определенного момента на подобные военные приемы смотрели так себе: "В полдень Рудольф [некоронованный кайзер СРИ] ввёл в бой свежий кавалерийский резерв, скрытый за ближним лесом и холмами. Атака велась на уставший правый фланг Пршемысла Отакара [короля Чехии]. Такие засады в то время считались делом бесчестным, и командующий кавалерией Ульрих фон Капеллен извинился за это перед своими собственными воинами".

Ну, положим, Англия и Шотландия, с которых Мартин списывал свои реалии, такими благоглупостями никогда не страдали. Как и, например, Испания с Италией и даже Франция. Обмануть врага большую часть Средневековья считалось не подлостью, а доблестью.

а то, что Болтоны всю дорогу, чуть ли не с самого начала, тайком действовали против них, а Старки об этом не знали до последнего момента (даже когда Рамси вырезал отряд Касселя, а Русе отправил на гибель два других лояльных Старкам отряда) и не задумывались даже на фоне отжигов Рамси на Севере - потому что автор сделал из них дурилок картонных.

Вовсе нет. Русе Болтон начал тайно действовать против Старков только после Черноводной. Действия Рамси были направлены, изначально, не против Старков, а против Хорнвудов и Мандерли - основных конкурентов Болтонов в их регионе. Кого вырезал Рамси при Винтерфелл? Людей Хорнвудов, Мандерли и Сервинов - явно недружественных Дредфорту, и опасных для него. События на Севере лично я предпочитаю называть Войной за Хорнвудское Наследство, и с ВПК она пересеклась далеко не сразу. Неизвестно даже, получил ли Рамси сообщение от отца о смене сторон. Вполне вероятно, что пользуясь изоляцией Севера после взятия Виктарионом Рва Кейлин и уходом почти всех взрослых лордов на юг с последующей гибелью оставшихся под Винтерфеллом, Рамси просто решил логически завершить борьбу за наследство. Робб Старк при всём желании не мог бы узнать об истинной подоплёке дел на Севере, поскольку о неё не догадывался даже его кастеллян в Винтерфелле. Русе же задним числом одобрил действия сына, ввиду изменившейся политической обстановки.

Я уж молчу про то, что на роль ключевой силы, осуществляющей заклание Старков, автор назначил инфернальных некропедозоофилов Болтонов, каким-то образом ухитрившихся пережить, со своими-то милыми повадками, объединение Севера, и безнаказанно предающихся шалостям типа "права первой ночи" (хотя в реальных североевропейских обществах типа Норвегии это был верный способ очень плохо кончить, см. судьбу Хакона Могучего).

Карикатурен только Рамси. Русе пользовался репутацией вполне благонадёжного лорда, главное его преступление до ВПК - повешение некоего мельника. По меркам сословного общества, мелочь.

Какова вероятность того, что Бейлон IRL решил бы напасть на нищий Север, а не на богатый Запад или Простор?

Эти мотивы Бейлон сам же и объяснял. Он прекрасно осознавал, что флот ЖО никогда не сможет взять ни Кастерли Рок, ни Ланниспорт, как и Старомест с Хайгарденом. А даже если им и удалось бы пограбить, два гранд-лордства с мощными флотами неминуемо покарали бы Пайк. С другой стороны, Север абсолютно беззащитен, у него нет флота и даже портов на западном побережье. Да, добыча невелика, но вспомните, ради чего железяне шли на Север - ради земель и замков. Они шли туда не грабителями, а завоевателями. По сравнению с их островами, Север - натуральные "предрайские угодья".
 

echo-7

Мастер-над-оружием
А откуда тогда крик со всех крыш про "реализм" и "всё как в жизни" (включая со стороны самого Мартина)? Как говорят русские, "взявшись за гуж, не говори, что не дюж".
Это ставит интересный вопрос: а что можно считать реалистичным из вымышленных миров(т.е. мире, который никогда не существовал) в принципе? Можно ли сказать, что в принципе "Жанна Д"Арк" 99-го нереалистична? Вполне, тем более что образ Жанны там перековеркан относительно реальной весьма и весьма. В некотором смысле и "Храброе Сердце", и "Варкрафт" - вымышленные миры, но вот можно ли между ними ставить знак равенства?:задумался:
 

Нимврод

Знаменосец
Ну, положим, Англия и Шотландия, с которых Мартин списывал свои реалии, такими благоглупостями никогда не страдали. Как и, например, Испания с Италией и даже Франция. Обмануть врага большую часть Средневековья считалось не подлостью, а доблестью.
В любом случае есть некоторое противоречие между декларациями автора "Робб одержим своей честью и из-за этого проиграл" и тем, что чуть ли не все свои битвы он выиграл внезапными атаками. В Средневековье в том же XIII веке, насколько я понимаю, поле битвы нередко вообще назначалось / о выступлении врага уведомляли:
30 июня Людовик выступил из Шинона, по рыцарскому обычаю известив английского короля о своем приближении. Иоанн послал ему ответ: «Если придешь, то найдешь меня готовым к битве, и чем скорее придешь, тем скорее пожалеешь, что пришел».
Действия Рамси были направлены, изначально, не против Старков, а против Хорнвудов и Мандерли - основных конкурентов Болтонов в их регионе.
В любом случае это откровенная уголовщина, а действия Рамси против Касселя - уже прямое мазепование, поскольку Кассель, собственно, служилый Старков.
Карикатурен только Рамси.
Его хватает за двоих так-то. Особенно учитывая, что ряд его живодерских инициатив отец одобряет или, во всяком случае, никак им не препятствует особо.
Эти мотивы Бейлон сам же и объяснял. Он прекрасно осознавал, что флот ЖО никогда не сможет взять ни Кастерли Рок, ни Ланниспорт, как и Старомест с Хайгарденом. А даже если им и удалось бы пограбить, два гранд-лордства с мощными флотами неминуемо покарали бы Пайк.
На момент начала ВПК не было даже альянса Ланнистеров и Тиреллов.
P.S. На счет Крэга и освобождения Джейме нет возражений?
 

Багровый Ястреб

Знаменосец
В некотором смысле и "Храброе Сердце", и "Варкрафт" - вымышленные миры, но вот можно ли между ними ставить знак равенства?
"Храброе сердце" хуже Варкрафта. Потому что Варкрафт честно говорит, что он фантазия, выдумка, а Гибсон набрался наглости залепить в начало фильма прогон про "Историю рассказывают те, кто вешают героев".
 

Нимврод

Знаменосец
Это ставит интересный вопрос: а что можно считать реалистичным из вымышленных миров(т.е. мире, который никогда не существовал) в принципе? Можно ли сказать, что в принципе "Жанна Д"Арк" 99-го нереалистична? Вполне, тем более что образ Жанны там перековеркан относительно реальной весьма и весьма. В некотором смысле и "Храброе Сердце", и "Варкрафт" - вымышленные миры, но вот можно ли между ними ставить знак равенства?:задумался:
Хороший вопрос.
Замечу лишь, что в определенном смысле "Храброе Сердце" более нереалистично, чем "Варкрафт" - именно потому, что "Варкрафт" это задорное фэнтези про магов, орков и демонов, а "Храброе Сердце" претендует на определенную степень реалистичности как в плане достоверности, так и в плане соответствия реальной истории. И, более того, претендует на некий нравственный посыл с чуть ли не библейскими аллегориями, что в истории про горного отморозка, конечно, выглядит довольно смешно.
 

echo-7

Мастер-над-оружием
"Храброе сердце" хуже Варкрафта. Потому что Варкрафт честно говорит, что он фантазия, выдумка, а Гибсон набрался наглости залепить в начало фильма прогон про "Историю рассказывают те, кто вешают героев".
Я сейчас не буду иронизировать над тем, что силовые поля, выходит, реалистичнее пик у шотландцев, но выходит что дело в ожиданиях аудитории?
 

Нимврод

Знаменосец
"Храброе сердце" хуже Варкрафта. Потому что Варкрафт честно говорит, что он фантазия, выдумка, а Гибсон набрался наглости залепить в начало фильма прогон про "Историю рассказывают те, кто вешают героев".
Телепатия - не существует, но действует;).
 

Багровый Ястреб

Знаменосец
но выходит что дело в ожиданиях аудитории?
Именно так. Поскольку мартиновское представление о "навозных веках" хорошо совпадает с представлением о средних веках среднего американской свиньи американского (и американизированного) зрителя/читателя, оно воспринимается как "реалистическое".
Misdirection. What the eyes see and the ears hear, the mind believes(с)
А разгадка вышеописанного миросозерцания с представлением о "Средневековье", как об инферно на земле, в общем, проста. Если перед обывателем, "человеком массы" в любой стране поставить на выбор тарелку с "джанк-фудом" и тарелку с шоколадом, обыватель набросится вовсе не на шоколад.
Мартин, как умный человек, прекрасно знает свою аудиторию и благодаря этому будет есть лобстеры и пить шампанское до конца жизни, даже если больше не напишет ни единой строчки. И Мартин абсолютно прав, когда уделяет гораздо больше внимания "Диким Картам", чем "Ветрам Зимы". Поскольку "Дикие Карты" действительно оригинальны по своей структуре и замыслу, наконец, они касаются темы, характерной только для американской культуры (люди со сверхспособностями), а не фэнтези, которую читают и в Европе, и в англоязычных странах, и даже в Азии и Латинской Америке.
 

Нимврод

Знаменосец
Я сейчас не буду иронизировать над тем, что силовые поля, выходит, реалистичнее пик у шотландцев, но выходит что дело в ожиданиях аудитории?
В рамках фэнтези в "Варкрафте" нет ничего невозможного.
В рамках фильма по мотивам реальной истории в "Храбром Сердце" с матчастью полный трындец - тут и стереотипный "женоподобный гомосек эдичка", и его жена, которая конечно же клишированная развратница, трахающаяся с Уоллесом (ИРЛ Изабелла тогда была несовершеннолетней и в Англию ещё не прибыла), и отец "женоподобного гомосека эдички", отыгрывающий стереотипного Темного Властелина с гениальными идеями типа введения в Шотландии права первой ночи, чтобы Сломить Свободный Народ(тм)... кстати, в отличии от Мартина, в "Храбром Сердце" как раз прямо задекларированная черно-белость во все поля, с няшками-скоттами и злыми наглосаксами.
 

Анонимус-сан

Знаменосец
В любом случае есть некоторое противоречие между декларациями автора "Робб одержим своей честью и из-за этого проиграл"

Любая честь есть порождение своего времени. В Вестеросе нет каких-либо определённых правил насчёт честного ведения боя, что опять-таки нормально для западноевропейского XV-го века. Уведомление о битвах остались далеко в XII-XIII вв.

В любом случае это откровенная уголовщина, а действия Рамси против Касселя - уже прямое мазепование, поскольку Кассель, собственно, служилый Старков.

Это абсолютно нормально для передела собственности. А в условиях, когда вся старшина ушла с Роббом на войну и, похоже, возвращаться в обозримом будущем не собиралась, а на местах сидели старики и дети, неизбежно появились передельщики-беспредельщики.

Особенно учитывая, что ряд его живодерских инициатив отец одобряет или, во всяком случае, никак им не препятствует особо.

А с чего ему препятствовать или не одобрять? Король погряз в войне без конца, с Севером связь нерегулярная, почему бы и не прирезать землицы под шумок и не перебить парочку конкурентов?

На момент начала ВПК не было даже альянса Ланнистеров и Тиреллов.

Угу, Тиреллы ходили в связке с Ренли и Штормовыми Землями, что опять же не добавляет перспектив атаке на них.

P.S. На счет Крэга и освобождения Джейме нет возражений?

Есть, просто не успел в первый раз. Касательно ситуации в Крэге, она действительно крайне нетипичная, причём нетипичная и для Вестероса тоже. Подданные Робба чертовски удивились, когда узнали про этот брак и его обстоятельства. Но, как говорится, бывает и не такое.
По поводу Джейме, поступок Кейтилин был совершён ею в состоянии полнейшего отчаяния и безнадёги. Тут нет смысла разбирать его логичность.
 

knight errant

Удалившийся
И, более того, претендует на некий нравственный посыл с чуть ли не библейскими аллегориями, что в истории про горного отморозка, конечно, выглядит довольно смешно.

Что смешного в том, что люди защищали право жить в своей собственной стране?
 

Нимврод

Знаменосец
Что смешного в том, что люди защищали право жить в своей собственной стране?
Это не было бы смешно, если не было бы превращено в историю, в которой Англия чуть ли не Мордор, а Шотландия - оккупированное эльфийское Зеленолесье. У Гибсона проблема в том, что он во все свои фильмы вкладывает моралистический посыл, но как раз пример англо-шотландских войн это не лучшее поле игры: там все хороши по большому счету.
 

Анонимус-сан

Знаменосец
но как раз пример англо-шотландских войн это не лучшее поле игры: там все хороши по большому счету.

Да и война там была сугубо феодальная - скорее даже клановая - а вовсе не национально-освободительная. Основные противники Эдуарда, род Брюсов и их сторонники были точно такими же нормандцами, как и Плантагенеты, да и практически вся шотландская знать была отпочковавшейся ветвью английской. Уильям Уоллес по происхождению был вполне себе лоулендским англичанам и к хайлендерам мог относиться только как к варварам, и уж точно отстаивал не их права. На стороне англичан выступала мощная группировка шотландских кланов, вовсе не считавшая вассалитет по отношению к Лондону утратой независимости - они даже не думали в таких категориях. Сторонники Балиоля и Брюса руководствовались, в первую очередь, старой клановой враждой и конкретными политическими интересами.
 

леди Амби-Ходор

Знаменосец
Но фанатом его я себя точно не назову, и вершиной жанра фэнтези, или даже одной из вершин, я его творчество не считаю.
Ну. Толкиен - признанная вершина. А кто второй после него? Не Мартин, а...?
 

Сехметхотеп

Мастер-над-оружием
Ну. Толкиен - признанная вершина. А кто второй после него?
Пожалуй, назову Лавкрафта. Хотя тут уже не стал бы так ранжировать "второй, третий и т.д." Есть Толкин. Есть ряд других примечательных и интересных писателей (в принципе, Мартин тоже входит в этот список, но точно не благодаря мироустройству), которые выделяются на фоне "среднего по жанру".
А вы считаете, что ИРЛ нет противоречий?
Смотря что вы имеете в виду. Что?
Таких, как в вымышленных мирах, нет.
 

Нимврод

Знаменосец
Любая честь есть порождение своего времени. В Вестеросе нет каких-либо определённых правил насчёт честного ведения боя, что опять-таки нормально для западноевропейского XV-го века. Уведомление о битвах остались далеко в XII-XIII вв.
Да, это, пожалуй, всё же можно списать на общую анахронистичность, увы, во многом неизбежную при конструировании фэнтези-сеттинга. Тут я, возможно, к Мартину и правда чересчур пристрастен и строг + возможно, это моя персональная аберрация, связанная с моей любовью к XIII-XIV векам. С другой стороны, в XV веке отказ от стандартов честного ведения боя был следствием как раз отхода от условного "рыцарства", которого, вроде бы, Робб как раз придерживается, в пользу прагматизма a la Тайвин.
Это абсолютно нормально для передела собственности. А в условиях, когда вся старшина ушла с Роббом на войну и, похоже, возвращаться в обозримом будущем не собиралась, а на местах сидели старики и дети, неизбежно появились передельщики-беспредельщики.
А с чего ему препятствовать или не одобрять? Король погряз в войне без конца, с Севером связь нерегулярная, почему бы и не прирезать землицы под шумок и не перебить парочку конкурентов?
В любом случае, Рамси чертовски везет и он демонстрирует просто фантастические скиллы. При том, что в дальнейшем оказывается садистом-обиженкой с комплексом бастарда.
Угу, Тиреллы ходили в связке с Ренли и Штормовыми Землями, что опять же не добавляет перспектив атаке на них.
Так можно было бы атаковать не имеющий союзников Запад, против которого уже воевали северяне?
Касательно ситуации в Крэге, она действительно крайне нетипичная, причём нетипичная и для Вестероса тоже. Подданные Робба чертовски удивились, когда узнали про этот брак и его обстоятельства. Но, как говорится, бывает и не такое.
Меня интересует ровно два вопроса: 1) знала ли та же Жиенна, что её решили подложить под Робба, или она шла по своей инициативе (одна версия очевидным образом исключает другую), 2) как её пропустили к раненому королю. Был вопрос про конкубинат, но, походу, Мартин про данный социальный институт не то не слышал, не то не захотел его вводить.
По поводу Джейме, поступок Кейтилин был совершён ею в состоянии полнейшего отчаяния и безнадёги. Тут нет смысла разбирать его логичность.
Сам по себе этот аргумент я бы, возможно, принял, но там ещё и по дороге обстоятельства складывались очень нужным образом.
 

Анонимус-сан

Знаменосец
Нимврод , собственно, давно хотел представить вам моё видение вестеросского общественного устройства и причин его возникновения. Мартин, хоть и заявлял, что общественные процессы его не интересуют, тем не менее весьма подробно описал их в Путеводителе, и раскидал намёками по всем пяти книгам.

Перво-наперво, Семь Королевств не являются феодальным государством в привычном нам понимании. Хотя явление феода и присутствует, оно довольно редко и уже во втором-третьем поколении феодал становится безусловным собственником своих земель, то есть аллодалом. Практически все вестеросские гранды и знаменосцы - аллодалы, владеющие землями на вотчинной основе. Поэтому и сама суть вассалитета в Вестеросе другая: она заключается не в пожаловании землёй в обмен на военную службу, а в поступлении младшего дома под протекцию старшего в обмен на отправление военно-административных обязанностей от имени старшего. При этом, военно-административная власть лорда не проистекает от сюзерена - она принадлежит ему уже по праву наследования. Это, с одной стороны, ограничивает власть королей и грандов, не позволяя им создавать местных администраций, ведь функции местной администрации уже несут на себе лорды и дублирование их власти, не основанное ни на какой экономической и административной силе, приведёт либо к комедии, либо к мятежу. С другой стороны, поскольку лорд подписывается не на определённые условия, а на безусловную подчинённость - это ему тем легче, чем меньше у сюзерена реальных возможностей добиться повиновения - и служит лорду оружием не оговоренный срок, а столько, сколько тот пожелает. При этом, во внутренние дела лордства его гранд не лезет, оставляя за собой лишь право высшей судебной апелляции и сбора традиционной зимней подати зерном.

Так и выглядит общественный договор вассала и сюзерена в Вестеросе: первый оказывает патрону административные и военные услуги, а второй обязуется защищать его от внешних врагов и поддерживать его власть. Это скорее отношения независимых политий, нежели вассальная лестница. Вполне понятно, как такая система возникла. Сто Королевств Эпохи Героев - это вовсе не королевства были, а племена, кланы, если хотите. Нынешние лордства возникли поверх этих клановых формирований и, по-видимому, напрямую из них выросли. Логично предположить, что Вестерос примерно в эпоху Андальского Нашествия пережил процесс разложения кланов: военная элита окончательно выделилась из основной массы, перестав быть с ней одного рода. Тем не менее, атавизмы клановой системы сохранились: полностью свободное крестьянство, своего рода вотчинный патриотизм крестьян к своим сеньорам и, что самое важное, полное отсутствие купли-продажи земли. Незыблемость вестеросской системы зиждется на выведении сельской жизни из рыночных отношений.

Разумеется, эта незыблемость могла бы рухнуть в мгновение ока вследствие перенаселения деревни или же, напротив, резкого оттока рабочих рук. Но стабильный климатический режим, позволяющий, с одной стороны, до пяти-десяти лет подряд собирать круглогодично урожаи, а, с другой, каждые пять-десять лет снимающий проблему перенаселения, способствует самодостаточности вестеросского хозяйства. Лорду и крестьянину рынок одинаково неинтересен, а следовательно, нет и предпосылок к социальному разложению села, к купле-продаже земли и к установлению крепостного режима. Эта система крепка, как скала, и может быть сломана лишь вследствие изменения климата, то есть приведения его к земному. Добавьте сюда огромные размеры Вестероса, и получите полное отсутствие земельных кризисов - пахоты хватает всем, и великому лорду, и скромному крестьянину.

В то же самое время, такая система склонна к спорадическим и спонтанным вспышкам насилия. Отсутствие крепкой государственной власти, с одной стороны, и слабая эксплуатация крестьянства с другой делает единственной возможной целью вестеросского нобиля накопление косвенных доходов. Эти доходы обеспечиваются близостью к государственной власти, слабой, однако же контролирующей внешнюю торговлю, чеканку монеты и исполняющей роль арбитра. Благодаря этой близости лорд может сосредоточить в руках немало должностей и прав, выходящих за рамки традиционной иерархии. Например, титул Хранителя позволяет гранду созывать армию на приказной, а не на договорной основе, место в Малом Совете даёт возможность назначать чиновников на таможни и монетные дворы, а титул Десницы (к слову, такое явление могли придумать только земельные аристократы, это буквально воплощение их мечты) даёт и вовсе в руки всю власть. И именно потому, что эти косвенные доходы лежат за рамками традиционной иерархии, борьба за них ведётся не на жизнь, а насмерть. Никаких правил тут нет и быть не может, ведь эти вещи не освящены обычаем и традицией, они зависят от воли правящей группировки. Стать этой группировкой или примкнуть к ней - конечная цель всех лордов. И вписать эти механизмы в общую картину политийной конфедерации нереально, поскольку они ей полностью противоречат. В Вестеросе борются две параллельных системы: традиционно-клановая и государственно-бюрократическая, совместимые лишь в том случае, если обе системы одновременно контролирует одна и та же группировка.

Именно поэтому мы раз за разом наблюдаем одну и ту же картину: гражданская война сменяется продолжительным миром, только чтобы вспыхнула новая гражданская война. Так было и до Таргариенов, так осталось и после них. В таких условиях не может надолго сформироваться корпоративное единство знати, обязывающее их к гуманности по отношению друг к другу. Если каждые два поколения нужно снова перековывать орала на мечи, о какой корпоративной этике может идти речь?
 

echo-7

Мастер-над-оружием
Миры, где нет внутренних противоречий.
Это скорее к связности:moustached:
В рамках фэнтези в "Варкрафте" нет ничего невозможного.
Это в смысле? А как же орки? Гномы? Грифоны! Вы где в Средних Веках видели грифонов?! А что бы сказал Папа Римский на секс с орчихой? Я не понял, у вас что, нет желания притянуть туда Средневековых персов с их моралью? :eek:
В рамках фильма по мотивам реальной истории в "Храбром Сердце" с матчастью полный трындец - тут и стереотипный "женоподобный гомосек эдичка", и его жена, которая конечно же клишированная развратница, трахающаяся с Уоллесом (ИРЛ Изабелла тогда была несовершеннолетней и в Англию ещё не прибыла), и отец "женоподобного гомосека эдички", отыгрывающий стереотипного Темного Властелина с гениальными идеями типа введения в Шотландии права первой ночи, чтобы Сломить Свободный Народ(тм)... кстати, в отличии от Мартина, в "Храбром Сердце" как раз прямо задекларированная черно-белость во все поля, с няшками-скоттами и злыми наглосаксами.
Если рассматривать и то и другое как мир вымышленный, то можно отметить что некоторые исторические моменты в некотором приближении там всё же переданы точно. Разумеется, даже учебники по истории не передают всей подоплёки исторических событий, дико смазывают контекст. Однако стоит признать, что "ХС" имеет хоть какие-то шансы на доверие как исторический источник, хотя бы под псилоцибами
Собственно, произведения по мотивам исторических событий, позволяют себе некоторые вольности. Например, "Они сражались за родину" содержит эпизод, где бойцы РККА отбивают танковую атаку ПТР и гранатами, хотя реально такую оборону в указанный период немцы просто сметали. Но вместе с тем это шаг к реализму по сравнению с "Утомленными Солнцем 2". Убедить вас, я думаю, невозможно, но чисто для галочки: я рассматриваю ПЛиО как некоторую веху в развитии жанра к большей историчности. Хотя он, безусловно, сохранит свою кучу допущений. При этом, стоит отметить, в развитии жанра литература занимает роль сугубо вспомогательную - на первое место выходят сериалы и игры. И Сапковский, и Мартин, остались бы уделом кучки задротов, если бы не CD project и столь чистимые тут ДиДы. Оба, что характерно, продвигают фентези далёкое от идеалистичных взглядов творцов прошлого. Здесь Мартин играет роль скорее яркого символа, его ключевая заслуга - это именно согласие работать с ДиДами. При всём таланте - книги не обеспечивают такого охвата как сериалы.
 
Сверху