Впрочем, вероятно, для современного человека шкурничество стало новой религией
Не для современного.
На постсоветском пространстве - для поколений эпохи позднего СССР и его распада. Они столкнулись с идеологией на государственно-пропагандистском уровне и убедились на собственном опыте, что ничего хорошего из этого не получается. Про Запад не скажу - не в курсе.
Ну и, собственно, если убрать метафизические цели существования, то обеспечение благоприятства собственного существования, ожидаемо становится единственной осмысленной целью.
Но как доказать, что дело именно в неготовности читателя воспринимать определенные идеи, а не в качестве текста? Это само по себе очень субъективно.
Никак. Качественный художественный текст, это текст в который читатель верит
Но про идеи пример из Мартина.
Я, например, не встречал жалоб на неправдоподобность отношений Серсеи и Джейме или на то, что она не рожала детей от мужа. Роберт слабоумный или вступал в связь с женой исключительно будучи пьян в дупель? Сильна кровь Баратеонов и железна их печень. Пятнадцать лет не выходя из запоя и умер от кабана, а не от белочки...
Про то, что королева и её родной брат регулярно спят друг с другом те же пятнадцать лет и никто вокруг ни сном, ни духом я уже не говорю. У нас в Саге не современный мир, где у каждого личная квартира и соседи, которые не всегда в курсе, кто у них там за стенкой живёт и вообще живёт ли. У нас там средневековье, где вокруг каждого аристократа прислуга ходит косяками, и где мексиканских сериалов этой прислуге не показывают, отчего основное их развлечение это сплетничать о своих господах. Да там уже через полгода каждая кухарка будет в деталях знать не просто с кем королева спит, но и когда, где и в каких, пардон, позициях... Та же королева и блистательный гвардеец приезжают из столицы в глубоко провинциальный замок. Где они незамеченными проникают в заброшенную башню и предаются пороку? Я Вас умоляю. Да вокруг них зеваки будут комарами виться, хуже всяких папарацци. А уж про желание "столичных господ" вместо охоты совершить совместную экскурсию в заброшенную башню, где кроме голубиного дерьма ничего нет, так и вовсе потом годами будут детям рассказывать...
Однако читатель воспринимает подобную ситуацию как совершенно естественную и нормальную, несмотря на её вопиющее противоречие самой элементарной логике. Это следствие качества текста или того, что для современного читателя в современном обществе "затяжные супружеские измены, скрытые от окружающих" совершенно естественны и не вызывают ощущения "неправильности"?
Во втором случае однозначного ответа нет, это моральная дилемма
Это для нас дилемма. А ещё для человека даже XIX века (спорадически и первой половины XX-го) совсем нет. Условно для проигравшего сражение генерала застрелиться - одобряемое поведение. Несмотря на то, что он этим бросает на произвол судьбы вверенных ему солдат. А вот ради спасения этих солдат отказаться от самоубийства и пойти на организованную капитуляцию - уже могло быть воспринято как позор и трусость. Отказаться от дуэли с мотивацией - "от меня другие люди зависят, я не могу их бросить" - этого вообще бы просто не поняли.
Это не говоря уже про средневековье, где мнение "простых жителей этого мира" вообще никого из "благородных господ" в принципе не волновало. А ведь была ещё и Япония, где могли просто приказать человеку самоубиться. И тот был обязан это сделать, ибо честь.
А вот в плохом сложная дилемма в принципе не может быть поставлена.
Или мы её просто не увидим, ибо для нас это не дилемма.
Наши дилеммы проистекают из наших моральных ориентиров. Это ситуации, где нам не видно очевидного и однозначного решения. Но понятно же, что у людей с другими моральными ориентирами всё может быть не так.
Я вспоминаю слышанный мною как-то рассказ мусульманской женщины о том, как она летела восемнадцать часов в самолёте и не решалась поесть, потому что не знала халяльную ли еду там дают. Для Вас это дилемма? А для неё - более чем.
Запрос, кмк, прежде всего на хорошо написанные произведения с более сложной мотивацией, не обязательно сводящейся только к меркантилизму.
Но почему-то "более сложная мотивация" при рассмотрении сплошь и рядом оказывается формой оправдания отказа от тех или иных моральных запретов и ограничений. И да - к меркантилизму она не сводится. Может сводиться и к гедонизму, например.
Люди хотят видеть те мотивации, к которым привыкли и которые есть лично у них. А современное общество прагматично, меркантильно, гедонистично и последовательно стремится к избавлению от запретов и ограничений. Именно эти мотивации и воспринимаются как "сложные и правильные". А мотивация сделать сеппуку, просто потому что так принято - как идиотская.
На смену приходит запрос на более сложную (с т.з. светского человека) мотивацию. Но, повторюсь, более сложная не равно сугубо меркантильная, просто она не предполагает абсолютных добра и зла.
Она не "более сложная". Она просто другая. Сложность здесь совершенно не при чём. Она просто основана на принципиально других аргументах. В первую очередь на прагматическом расчёте выгоды. Не обязательно финансовой. Дружба с определённым человеком тоже является формой выгоды. Создание себе определённой репутации - тоже выгода. Совершение неких поступков на публику и т.д. Но все они совершаются исходя из оценки получения максимальной пользы. Ну или удовлетворения неких собственных потребностей.