• На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!

    Вход Регистрация

Идеи и ценности Джорджа Мартина через призму его творчества

Кто вам нравится больше?


  • Всего проголосовало
    184

Морячок-космонавт

Ленный рыцарь
Так он ещё и лиссенийской магией смены пола овладел? Ай да Ларис, ай да сукин сын!
Шпионил в пользу Р'глора, Триархии, Великого Иного, Старых Богов, Черных и Зеленых, а также морского владыки Браавоса между прочим.

Ларра Рогаре часом не внебрачная дочь нашего нежно любимого Лариса?
Это и есть Ларис, использовавший талант варга.
 

Морячок-космонавт

Ленный рыцарь
Ларис Стронг - мать Швайгона? Вот уж воистину неисчислимы преступления мерзавца!
Шел на любые уловки ради того, чтобы извести Таргариенов. Стоит опасаться также и Вариса.
 

Нимврод

Знаменосец
Заслугой де Сада является развитие идей Николо Маккиавелли и Джона Локка, которые, взяв исходный христианский тезис, отбросили сопровождавший его багаж в виде спасения, искупления и прочих религиозных тенденций. Зло в человеческой природе и методология управления злом становится центральной темой в философии XVII-го века, придя на смену гуманизму. Просвещение слегка пошатнуло её позиции, но отнюдь не уничтожило, и такие авторы как де Сад попросту подняли стяг своих предшественников. К сожалению, сам де Сад был человеком психически неустойчивым и страдал множеством девиаций, в противном случае его философия смотрелась бы куда выгоднее. Но хотя сам маркиз симпатизировал скорее революционерам, идея приоритета зла в природе человека впоследствии стала базовой идеей консерватизма XIX-го века, оппонируя социал-демократическим концепциям всеобщего равенства.

В США философский садизм (опять-таки, без сексуальных и негативных коннотаций) в XIX-м веке стал вполне себе мейнстримом. Утилитаризм очень многое вынес для себя из этой концепции, она проглядывает в работах Драйзера и других натуралистов. Более того, ввиду идеологических особенностей США, садизм стал достоянием не только правых, но и левых. И на американскую культуру, особенно пост-ВМВ и пост-Вьетнамскую он повлиял очень сильно, наложившись на ультра-протестантскую матрицу. Неудивительно, что Достоевского в Штатах ценят выше Толстого, ведь в идейном плане он был практически чистым философским садистом, лишь немного маскируя его религиозным посылом. Да, по этому вопросу Америка и Россия оказались друг к другу весьма близки.

След философского садизма у Мартина - это следствие тысячелетий нашей культуры, а не увлечения конкретно маркизом де Садом.
В принципе я с вами во многом согласен (за вычетом того, что тот же Макиавелли имеет к де Саду довольно отдаленное отношение - Мандевиль к маркизу ближе) на счет того, что не де Сад придумал велосипед изобрел садизм как философскую концепцию, но его гениальность (напрямую вытекающая в данном случае из его извращенности) в том, что он представил соответствующую концепцию в концентрированном виде, без всякой стеснительности. В принципе схожие идеи действительно можно и у других мыслителей почерпнуть - но у Мартина порой натыкаешься на места, которые по степени концентрированности выглядят как параллель именно с де Садом. Плюс он, скорее всего, имел возможность с его писаниной познакомиться, поскольку как в раз в шестидесятые после "запрещается запрещать" де Сада популяризовали в левой среде.
С ним сложно спорить по данному вопросу. Само понятие справедливости - весьма занятный софизм, поскольку в приложении к разным ситуациям и разным людям, одно и то же действие может выглядеть справедливым или несправедливым.
Абстрактная справедливость - да, но есть, например, закон как способ обеспечить относительно благополучное существование членам общества и поддержать относительную справедливость. Де Сад к концепции закона критичен, его рецепт победы над преступностью - декриминализация всех преступлений. Мартин, конечно, такой степени упоротости смелости не достиг, но у него, в принципе, тоже заметна идея, что законы и обычаи разных культур - набор малоосмысленных табу.
 

Морячок-космонавт

Ленный рыцарь
И если выйдут Грезы о Весне, то эпилог будет от лица Лариса: "Агент Ларис сделал свое дело. Агент Ларис может уходить".
Де Сад к концепции закона критичен, его рецепт победы над преступностью - декриминализация всех преступлений.
Ну итого злобный и зашоренный закон таки дотянулся. И судьба маркиза была по итогу полна печалей.
 

Анонимус-сан

Знаменосец
Абстрактная справедливость - да, но есть, например, закон как способ обеспечить относительно благополучное существование членам общества и поддержать относительную справедливость.

Любой закон защищает интересы определённой группы. Наверное, не следует напоминать, что концепция "общества для всех" возникла сравнительно недавно и до сих пор вызывает определённые споры по поводу определения "всех". Я согласен с мнением ряда историков, что закон в Средние Века и вплоть до XIX-го века был ориентирован не столько на конкретную личность и её права, сколько на права и привилегии групп: сословий, общин, коммун, цехов, домов и т.д. Сами эти права и привилегии зачастую выдавались в совсем седые времена и суды зачастую выносили решения, основанные не на текущей ситуации, а на старых прецедентах, которые могли не иметь отношения к рассматриваемому делу. Люди, не состоявшие ни в какой корпорации, оказывались перед лицом закона абсолютно беззащитны, поскольку презумпцию виновности в их отношении ничто не сдерживало. Это особенно остро проявилось с распадом сельской общины.
 

Багровый Ястреб

Знаменосец
Ну итого злобный и зашоренный закон таки дотянулся. И судьба маркиза была по итогу полна печалей.
Ну так и жизнь - не философский трактат, а особенно - ошибочный философский трактат. Вот и пришлось маркизу де Саду на склоне лет подрабатывать актёром за 40 су.
Шпионил в пользу Р'глора, Триархии, Великого Иного, Старых Богов, Черных и Зеленых, а также морского владыки Браавоса между прочим.
Прям Троцкий какой-то. :)
 

Анонимус-сан

Знаменосец
В принципе схожие идеи действительно можно и у других мыслителей почерпнуть - но у Мартина порой натыкаешься на места, которые по степени концентрированности выглядят как параллель именно с де Садом.

Нужно учитывать один нюанс: вдохновение не означает согласия. Хотя у Мартина и впрямь можно усмотреть моменты философского садизма, его собственные убеждения, на мой взгляд, куда более эклектичны. Поэтому сплошь и рядом персонажи, которые у де Сада были бы сильными и уверенными в себе, у Мартина оказываются внутренне сломленными, неуверенными в своей силе (в том числе мужской) и, при ближайшем рассмотрении, жалкими. Рамси Болтон внушает ровно до того момента, пока не обнаруживается его дрыганье ножками перед папочкой, и отчаянное стремление всем вокруг доказать, что он никакой не бастард, а самый болтонский Болтон на свете. Тайвин Ланнистер, весь его театральный образ, безжалостно разрушается Шаей с цепью Десницей на шее и сценой его гибели. Перед нами предстаёт уже не де садовский маэстро предательства и зла, а полуголый старик, наряжающий шлюх в свои регалии, и умирающий в луже собственных испражнений. И это его наследие, его эпитафия: не величие Зла с большой буквы, а ничтожество, неприятный запах и тошнота окружающих. То же самое с Петиром Бейлишем и его подростковым выпендрёжем перед Сансой, его ужимками и постоянным театром, за которым нету ничего. Только низенький неуверенный человечек, отчаянно пытающийся хотя бы четырнадцатилетней девочке доказать, что он управляет своей судьбой. Единственными исключениями пока что являются Варис и Эурон, но и последнего, подозреваю, Дедушка деконструирует с той же беспощадностью и цинизмом.
 

Нимврод

Знаменосец
Ну итого злобный и зашоренный закон таки дотянулся. И судьба маркиза была по итогу полна печалей.
Ну так и жизнь - не философский трактат, а особенно - ошибочный философский трактат. Вот и пришлось маркизу де Саду на склоне лет подрабатывать актёром за 40 су.
Ну так в том-то как бы и прикол.
Нужно учитывать один нюанс: вдохновение не означает согласия. Хотя у Мартина и впрямь можно усмотреть моменты философского садизма, его собственные убеждения, на мой взгляд, куда более эклектичны. Поэтому сплошь и рядом персонажи, которые у де Сада были бы сильными и уверенными в себе, у Мартина оказываются внутренне сломленными, неуверенными в своей силе (в том числе мужской) и, при ближайшем рассмотрении, жалкими. Рамси Болтон внушает ровно до того момента, пока не обнаруживается его дрыганье ножками перед папочкой, и отчаянное стремление всем вокруг доказать, что он никакой не бастард, а самый болтонский Болтон на свете. Тайвин Ланнистер, весь его театральный образ, безжалостно разрушается Шаей с цепью Десницей на шее и сценой его гибели. Перед нами предстаёт уже не де садовский маэстро предательства и зла, а полуголый старик, наряжающий шлюх в свои регалии, и умирающий в луже собственных испражнений. И это его наследие, его эпитафия: не величие Зла с большой буквы, а ничтожество, неприятный запах и тошнота окружающих. То же самое с Петиром Бейлишем и его подростковым выпендрёжем перед Сансой, его ужимками и постоянным театром, за которым нету ничего. Только низенький неуверенный человечек, отчаянно пытающийся хотя бы четырнадцатилетней девочке доказать, что он управляет своей судьбой.
Так ведь и у де Сада его персонажи это карикатурные дерьмоеды, причем дерьмоеды в прямом смысле.
 

Морячок-космонавт

Ленный рыцарь
Поэтому сплошь и рядом персонажи, которые у де Сада были бы сильными и уверенными в себе
Не соглашусь, у маркиза приличное количество злодеев именно что крайне жалкие субъекты по своей сути, хранимые авторским произволом.
 

Нимврод

Знаменосец
Любой закон защищает интересы определённой группы. Наверное, не следует напоминать, что концепция "общества для всех" возникла сравнительно недавно и до сих пор вызывает определённые споры по поводу определения "всех". Я согласен с мнением ряда историков, что закон в Средние Века и вплоть до XIX-го века был ориентирован не столько на конкретную личность и её права, сколько на права и привилегии групп: сословий, общин, коммун, цехов, домов и т.д. Сами эти права и привилегии зачастую выдавались в совсем седые времена и суды зачастую выносили решения, основанные не на текущей ситуации, а на старых прецедентах, которые могли не иметь отношения к рассматриваемому делу. Люди, не состоявшие ни в какой корпорации, оказывались перед лицом закона абсолютно беззащитны, поскольку презумпцию виновности в их отношении ничто не сдерживало. Это особенно остро проявилось с распадом сельской общины.
Бесспорно. Но особенность нарисованного Мартином мира как раз в том, что там не особо видно те сословные корпорации.
 

Анонимус-сан

Знаменосец
Так ведь и у де Сада его персонажи это карикатурные дерьмоеды, причем дерьмоеды в прямом смысле.

Но при этом, они вполне уверенные в себе состоявшиеся личности, которые возвышаются над массами жалких нормисов, разрываемых сомнениями и моралью. В ПЛИО же они только карикатурные дерьмоеды, они ещё и жалкие карикатурные дерьмоеды. Кроме, пожалуй, Эурона, но и его, полагаю, скоро обмакнут в известную субстанцию. Например, выяснится, что у него половое бессилие и своих любовниц он убивает, чтобы они об этом никому не рассказали.

P.S.: вот знаете, Мартин сравнивал Тириона с Ричардом III, в плане репутации чудовищ в массовом сознании, да и сомнительных поступков за обоими водится предостаточно. Даже если Ричард Глостер и не убивал своих племянников (а я склоняюсь к тому, что всё-таки нет), он всё равно лишил их наследства, без суда и следствия казнил Энтони Вудвилла и Уильяма Гастингса, ну и устроил то позорное шоу с Джейн Шор, которое ударило не по ней, а по нему. Но мне, как ни странно, по характеру ближе к Ричарду кажется Станнис. И не только по характеру, но и по борьбе с племянниками, и отношениям с братьями. Ричард был верен Эдуарду, но они никогда не были близки, и Глостер откровенно завидовал положению Гастингса, который был для короля большим братом, чем он сам. Очень напоминает историю Станниса, Роберта и Неда. Джорджа Кларенса Ричард откровенно презирал - и было за что - и, по некоторым версиям, организовал его осуждение. А если и не организовал, то, по меньшей мере, помогал на процессе. Как и Станнис не лично убил Ренли, а как бы поспособствовал ему. С Джоффри Станнис борется на том основании, что он бастард, и точно такие основания подводил под свой переворот Ричард. Что думаете?
 

Морячок-космонавт

Ленный рыцарь
Но особенность нарисованного Мартином мира как раз в том, что там не особо видно те сословные корпорации.
Ну с сословиями и сословностью там напряженка. И стать рыцарем там довольно легко, что немного странно на фоне домов, которые считают, что им по 8000 лет. Так бы работа у Мизинца при сильной корпорации так вообще была бы той еще драмой.
 

Анонимус-сан

Знаменосец
Бесспорно. Но особенность нарисованного Мартином мира как раз в том, что там не особо видно те сословные корпорации.

Да, и это, к слову, особенность англо-саксонского права, которое оперировало не корпорациями, а индивидами. Поэтому, например, для лишения прав целой семьи требовалось не простое осуждение главы семейства, но особая процедура аттинктуры, которая должна была проходить через Парламент. В Англии действительно сословные корпорации куда менее выражены, чем в соседней Франции. Граница между йоменом, джентри и зажиточным купцом была очень зыбкой, муниципальное движение практически отсутствовало или, вернее сказать, муниципалитеты городов с трудом могли отделить себя от королевского аппарата и епископальных юрисдикций. Лондонский Лорд-мэр и элдормены играли существенную роль в Палате Общин, но Лондон в этом был скорее исключением и, в отличие от парижского купеческого прево, лорд-мэр был не только выборным, но и королевским чиновником.
 

Багровый Ястреб

Знаменосец

Морячок-космонавт

Ленный рыцарь
Да, и это, к слову, особенность англо-саксонского права
Но в Вестеросе неизвестно какая система права. Пока мне кажется братко-хотелко-прецедентной, возникшая в силу стремления лордов Вестероса к криптархии.
 

Анонимус-сан

Знаменосец
Так это одна из наиболее очевидных и прозрачных мартиновских параллелей.

Вопрос, почему автор предпочитает проводить параллель не между Станнисом и Ричардом, а между Ричардом и Тирионом, с которым у последнего очень мало общего, не считая репутации.
 

Морячок-космонавт

Ленный рыцарь

Багровый Ястреб

Знаменосец
Вопрос, почему автор предпочитает проводить параллель не между Станнисом и Ричардом, а между Ричардом и Тирионом, с которым у последнего очень мало общего, не считая репутации.
Потому что со Станнисом параллелится Ричард III исторический, а с Тирионом - Ричард III шекспировский. Решение весьма разумное, ибо оба эти образа объединены только общим именем.
 
Сверху