Нужно учитывать один нюанс: вдохновение не означает согласия. Хотя у Мартина и впрямь можно усмотреть моменты философского садизма, его собственные убеждения, на мой взгляд, куда более эклектичны. Поэтому сплошь и рядом персонажи, которые у де Сада были бы сильными и уверенными в себе, у Мартина оказываются внутренне сломленными, неуверенными в своей силе (в том числе мужской) и, при ближайшем рассмотрении, жалкими. Рамси Болтон внушает ровно до того момента, пока не обнаруживается его дрыганье ножками перед папочкой, и отчаянное стремление всем вокруг доказать, что он никакой не бастард, а самый болтонский Болтон на свете. Тайвин Ланнистер, весь его театральный образ, безжалостно разрушается Шаей с цепью Десницей на шее и сценой его гибели. Перед нами предстаёт уже не де садовский маэстро предательства и зла, а полуголый старик, наряжающий шлюх в свои регалии, и умирающий в луже собственных испражнений. И это его наследие, его эпитафия: не величие Зла с большой буквы, а ничтожество, неприятный запах и тошнота окружающих. То же самое с Петиром Бейлишем и его подростковым выпендрёжем перед Сансой, его ужимками и постоянным театром, за которым нету ничего. Только низенький неуверенный человечек, отчаянно пытающийся хотя бы четырнадцатилетней девочке доказать, что он управляет своей судьбой.