• На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!

    Вход Регистрация

Идеи и ценности Джорджа Мартина через призму его творчества

Кто вам нравится больше?


  • Всего проголосовало
    184

Анонимус-сан

Знаменосец
Нимврод , к слову, а вы не заметили очевидного сходства Бриндена Риверса с Одином? Конечно, самое очевидное сходство - отсутствие одного глаза, но им можно было бы и пренебречь, кабы не другие подозрительные совпадения. Во-первых, Один был известен, в первую очередь, как шаман, бог-колдун и покровитель чародеев. Но также он был покровителем воинов, богом войны и победы. Колдун-воитель Бринден очень неплохо укладывается в этот несколько необычный архетип. Во-вторых, птицей Одина был ворон, и это уже звоночек. В-третьих, чтобы постичь магию, Один прибил себя к древу Иггдрасиль и провисел на нём девять лет. Не напоминает ли это вам добровольное "прибитие" Бриндена к чардреву? В-четвёртых, копьё Одина, Гунгнир, известно тем, что всегда било без промаха. Да, Кроворон был лучником, но велика ли разница? Оба использовали дальнобойное оружие и поражали цель со смертоносной неизбежностью.

С животными Одина тоже надо разобраться поподробнее. Помимо двух воронов, Мыслящего и Помнящего (ничего не напоминает?), у него также были ручные волки Фреки и Гери. А кого Бринден послал Старкам? Ну и самое загадочное - восьминогий конь Слейпнир. Уж не Эурон ли Грейджой у нас восьминогий спрут, несущий Бриндена в последнюю битву? :not guilty: Один был мастером перевоплощений, как и Бринден, и - внимание! - частенько являлся посторонним в облике уродливого карлика и беспощадно наказывал тех, кто отказывал ему в почтении и гостеприимстве. Тут уже и Тирион проглядывается.
 

Анонимус-сан

Знаменосец
Учитывая демонстративное безразличие значительной части вестеросцев к праву и то, как Мартин смакует то, что чуть ли не каждый акт правосудия (даже совершаемый вроде бы неплохими людьми) в его сеттинге это акт кривосудия, Мартин к концепции общественного договора скептичен

Общественный договор может быть разным. Он присутствует даже в тоталитарных режимах. Но сама концепция "тени на стене" она в теории Руссо укладывается прекрасно.

А вот остальные женские персонажи Мартина этого ряда вполне злодейки.

Ну, положим, не все. Шира Морская Звезда вроде бы ничего плохого не сделала, а Мисария даже не была колдуньей.
 

Люци

Ленный рыцарь
А Дени увлечет на "темную сторону" мужчина?
Это должен был быть Пиат Прей, но нет. Вот был бы он красавчиком, манипулирующим Деней через секс была бы какая-никакая деконструкция. :D
 

Морячок-космонавт

Ленный рыцарь
Мартин смакует то, что чуть ли не каждый акт правосудия (даже совершаемый вроде бы неплохими людьми) в его сеттинге это акт кривосудия
Да там и кривосудия нет, пришли люди в дорогих костюмах, сняли фетровые шляпы и давай по своим понятиям и/или хотелкам решать. "Совет авторитетных лордов и леди постановил - надо валить крысу".
 

Анонимус-сан

Знаменосец
Да там и кривосудия нет, пришли люди в дорогих костюмах, сняли фетровые шляпы и давай по своим понятиям и/или хотелкам решать. "Совет авторитетных лордов и леди постановил - надо валить крысу".

Вестеросский централ, ветер северный!
Этапом со Стены, зла немеряно!:oh:
 

Нимврод

Знаменосец
Да, разумеется. Я являюсь большим поклонником Марло и отчасти именно его пьеса помогла мне увидеть аналогию.
Кстати, о аналогиях. Начинается пьеса с того, что Валуа и Бурбоны - как Роберт и Нед в ПЛиО - решают скрепить союз династическим альянсом. Только у Марло дочь короля должна выйти замуж за сына одного из феодалов, а у Мартина - наоборот; с другой стороны, как я понимаю, у Мартина в первой книге обсуждался и брак Робба с Мирцеллой. У Мартина Нед планирует с помощью этого брака уравновесить влияние Ланнистеров при дворе также, как у Марло гугеноты надеяться убрать влияние Гиза:
Король Наваррский
Теперь, Конде и адмирал мой добрый,
Король и королева-мать за нас
И больше не опасна ярость Гиза,
Коварного завистника, который
Всех протестантов извести замыслил.
Само собой, план проваливается и завершается резней северян, находящихся в столице - также, как у Марло режут гугенотов. Интересно, что также, как у Марло гугеноты являются иноверцами относительно католиков - у Мартина северяне-старобожники являются иноверцами относительно южан-семибожников. Кстати, характеристика Карла IX, данная у Марло в монологе Гиза, подозрительно напоминает образ Роберта как марионетки своих придворных, созданный Мартином:
Король бессилен. Жажда наслаждений,
Которыми себя он истощает,
Погубит королевство, если я
Не починю того, что он разрушил.
Я, как ребенком малым, им верчу,
Страной он лишь по видимости правит:
Зло я творю, молва его бесславит.
Чтоб угодить мне, королева-мать
Пожертвовать всей Францией согласна.
А вот сюжет Марло с конфликтом Гиза с королем из-за того, что один из миньонов короля соблазняет его жену, напоминает конфликт Тайвина с Эйрисом из-за Джоанны.
 

Морячок-космонавт

Ленный рыцарь
Это должен был быть Пиат Прей, но нет. Вот был бы он красавчиком, манипулирующим Деней через секс была бы какая-никакая деконструкция. :D
Это ему пришлось бы сходить в гимназию, отрастить волосы и пройти курс "Как соблазнить молодых дев" за авторством Дарио Нохариса.
Вестеросский централ, ветер северный!
Этапом со Стены, зла немеряно!:oh:
Молодой Волк и Старый Лев пошли за гаражи с братвой.
 

Нимврод

Знаменосец
Нимврод , к слову, а вы не заметили очевидного сходства Бриндена Риверса с Одино...
Да, бесспорно, эта параллель есть.
Впрочем, мы с Джеем считаем, что там и с Сауроном / Мелькором параллели есть - особенно учитывая, что Иные у Мартина запараллелены с эльфами.
Общественный договор может быть разным.
У Мартина не прослеживается концепции "общей воли", значимой для Руссо. Скорее наоборот, учитывая его акцент на обрубание социальных связей.
Ну, положим, не все. Шира Морская Звезда вроде бы ничего плохого не сделала, а Мисария даже не была колдуньей.
Шира, скорее всего, была вовлечена в колдовские практики Кроворона (возможно даже познакомила его с магией), а Мисария хотя вроде и не была колдуньей, но в остальном в архетип "злой соблазнительницы" попадает - особенно учитывая, что, как и Тианна у Мейгора, она у Черных руководит именно "госбезопасностью".
 

Анонимус-сан

Знаменосец
Нимврод , знаете, я с вами даже, пожалуй, соглашусь на счёт того, что творчество де Сада определённым образом повлияло на Джорджа Мартина. Но, имхо, не так явно и прямо, как вы утверждаете. Дело в том, что де Сад не был ни изобретателем, ни даже первооткрывателем своих концепций. Да, безусловно, он внёс немалый вклад в вопрос, но также как не Маркс изобрёл социализм, также и не де Сад создал философский садизм (за неимением лучшего определения). Доктрина о глубинной порочности человеческой природы уходит глубоко в века, в работы Отцов Церкви, а до них поздне-эллинистических авторов, на которых сильно повлиял персидский дуализм. Эта идея постулировалась на протяжении всех Средних Веков, и даже позднее. И нигде она не выражалась ярче, чем в кальвинистском догмате о Предопределении к спасению.

Заслугой де Сада является развитие идей Николо Маккиавелли и Джона Локка, которые, взяв исходный христианский тезис, отбросили сопровождавший его багаж в виде спасения, искупления и прочих религиозных тенденций. Зло в человеческой природе и методология управления злом становится центральной темой в философии XVII-го века, придя на смену гуманизму. Просвещение слегка пошатнуло её позиции, но отнюдь не уничтожило, и такие авторы как де Сад попросту подняли стяг своих предшественников. К сожалению, сам де Сад был человеком психически неустойчивым и страдал множеством девиаций, в противном случае его философия смотрелась бы куда выгоднее. Но хотя сам маркиз симпатизировал скорее революционерам, идея приоритета зла в природе человека впоследствии стала базовой идеей консерватизма XIX-го века, оппонируя социал-демократическим концепциям всеобщего равенства.

В США философский садизм (опять-таки, без сексуальных и негативных коннотаций) в XIX-м веке стал вполне себе мейнстримом. Утилитаризм очень многое вынес для себя из этой концепции, она проглядывает в работах Драйзера и других натуралистов. Более того, ввиду идеологических особенностей США, садизм стал достоянием не только правых, но и левых. И на американскую культуру, особенно пост-ВМВ и пост-Вьетнамскую он повлиял очень сильно, наложившись на ультра-протестантскую матрицу. Неудивительно, что Достоевского в Штатах ценят выше Толстого, ведь в идейном плане он был практически чистым философским садистом, лишь немного маскируя его религиозным посылом. Да, по этому вопросу Америка и Россия оказались друг к другу весьма близки.

След философского садизма у Мартина - это следствие тысячелетий нашей культуры, а не увлечения конкретно маркизом де Садом.
 

Анонимус-сан

Знаменосец
Шира, скорее всего, была вовлечена в колдовские практики Кроворона (возможно даже познакомила его с магией), а Мисария хотя вроде и не была колдуньей, но в остальном в архетип "злой соблазнительницы" попадает - особенно учитывая, что, как и Тианна у Мейгора, она у Черных руководит именно "госбезопасностью".

Тем не менее, за Широй ничего плохого не водится. Да, её любили и Бринден, и Эйгор, но у них были и другие мотивы друг друга ненавидеть. Например, тысячелетняя вражда между домами и история их матерей. А Мисария вовсе не соблазняла Деймона на злые поступки, все его эскапады - сугубо его ответственность, заслуга или вина. Скорее там в паре лидирующим был именно Деймон, как, впрочем, и во всех своих отношениях, хотя с братом, хоть с Рейнирой, хоть с Эймондом.
 

Морячок-космонавт

Ленный рыцарь
У Мартина не прослеживается концепции "общей воли", значимой для Руссо
Мы про третье сословие Вестероса мало что знаем. Кроме половых подвигов короля Роберта и Гарольда Наследника.
Ну и... Вроде как Церковь Семерых во главе с Воробьем решила заграбастать себе крестьян благодаря двигателю прогресса в лице Серсеи Ланнистер (ввела наконец пытки подозреваемых и церковные суды). Авось через пару тысяч лет допрет до вилланов Вестероса вопрос "Пока Первый Муж пахал, а Первая Жена пряла, где был лорд?".
 

Нимврод

Знаменосец
Да там и кривосудия нет, пришли люди в дорогих костюмах, сняли фетровые шляпы и давай по своим понятиям и/или хотелкам решать. "Совет авторитетных лордов и леди постановил - надо валить крысу".
Это тоже является развитием идей де Сада с его скептическим отношением к правосудию: "То, что порочно в Париже, оказывается, как вам известно, добродетельным в Пекине, точно так же дело обстоит и в нашем случае: то, что справедливо в Исфагане, считается несправедливым в Копенгагене. Разве существует что-нибудь постоянное в нашем изменчивом мире? Быть может, только законоуложение конкретной страны и конкретные интересы каждого человека составляют основу справедливости. Но эти национальные обычаи и местные законы зависят от интересов находящегося у власти правительства, а те, в свою очередь, зависят от физиологических особенностей людей, власть предержащих; таким образом - ив том нет никакого сомнения - единственным критерием справедливости и несправедливости служит эгоистический интерес, и закон одной страны считает справедливым наказать человека за поступок, который заслужит ему почести в другом месте, иными словами, только собственный интерес человека полагает справедливым какой-нибудь поступок, который другим человеком, пострадавшим от него, считается очень несправедливым. Если не возражаете, приведу несколько примеров. В Париже закон карает воров, а в Спарте они пользовались уважением; грабеж узаконен в Греции и совершенно недопустим во Франции, следовательно, справедливость - такая же иллюзия, как и добродетель. Скажем, человек сломал хребет своему врагу и утверждает, что сделал справедливое дело, но спросите, как к этому относится жертва, и вы увидите, чтс Фемида - это очень непостоянная и легко внушаемая богиня, и чаша ее весов постоянно склоняется в пользу тех, кто больше нагружает ее золотом и кому даже не требуется закрывать повязкой ее ослепленные золотом глаза" (речь Эурона Грейджоя философа-каннибала из России). Тут у де Сада ключевой продвигаемый им софизм - мол, раз у людей носы разной формы, то носов не существует раз у людей разных культур - разное представление о справедливости, то справедливости не существует вовсе и нечего к ней стремиться, а все попытки её реализовать заранее обречены - или провалятся, или будут коррумпированы исполнителями. У Мартина мы видим оба десадовских компонента - и 100500 очень отличающихся друг от друга культур у которых нормой являются самые странные вещи, от гипермаскулинных и поэтизирующих гипертрофированное насилие дотракийцев до ударенных "ненасилием" лхазарян и наатийцев, и тему не то полного отсутствия, не то полной коррумпированности правосудия.
 

Анонимус-сан

Знаменосец
Впрочем, мы с Джеем считаем, что там и с Сауроном / Мелькором параллели есть

Хмм, с Сауроном параллелей больше конкретно у Эурона. Особенно его герб и мелькорианская идея восстания против богов.

Эурон, думаю, подойдет

Эурон вряд ли будет непосредственно контактировать с Дейнерис. Да и Виктарион уж постарается братца так представить Дени, чтобы она при одном имени "Дракарис!" кричала. Ему даже врать не придётся. Да и пока Дейнерис плывёт в Вестерос, Эурон успеет трижды в койку к Серсее прыгнуть, дважды обрушить Стену и может даже разок помереть от передозировки эпичности в организме. :rolleyes:
 

Анонимус-сан

Знаменосец
Тут у де Сада ключевой продвигаемый им софизм - мол, раз у людей носы разной формы, то носов не существует раз у людей разных культур - разное представление о справедливости, то справедливости не существует вовсе и нечего к ней стремиться, а все попытки её реализовать заранее обречены - или провалятся, или будут коррумпированы исполнителями.

С ним сложно спорить по данному вопросу. Само понятие справедливости - весьма занятный софизм, поскольку в приложении к разным ситуациям и разным людям, одно и то же действие может выглядеть справедливым или несправедливым.
 

Анонимус-сан

Знаменосец
а кто посоветовал королев в бордель отправить?

Куда их так и не отправили. Да и не факт, что такой эпизод действительно был, а не выдуман Грибком. У Грибка и помирающий Джейхерис умудрялся с Алисентой в постели кувыркаться.
 

Морячок-космонавт

Ленный рыцарь
кто посоветовал королев в бордель отправить?
Ларис Стронг в облике Миссарии, это все знать.
раз у людей разных культур - разное представление о справедливости, то справедливости не существует вовсе и нечего к ней стремиться, а все попытки её реализовать заранее обречены - или провалятся, или будут коррумпированы исполнителями.
Я не думаю, чтобы дойти до этого надо обязательно читать де Сада.
 

Нимврод

Знаменосец
Сверху