Есть такая концепция Френча и Рейвена. Они сводили источники власти к пяти возможным вариантам: вознаграждение, принуждение, легитимность, знания, харизма. Тут просматривается та же схема: легитимность - король, вознаграждение - богач, харизма - священник.
Для меня здесь богач - это человек способный дать не только деньги, но и власть, земли.
Именно. Богач - это не только богач. Это тот, кто что-то дает своим сторонникам в обмен на службу: деньги, власть, землю, выгодный брак, обещания, безопасность. Так или иначе, наемника и богача связывают отношения обмена, наемник что-то получает от богача за службу. Тогда как священнику он служит, потому что верит, а королю - потому что обязан.
Священник - это не только священник. Это тот, кто обладает духовной властью над своими сторонниками, не связанной с титулом или званием. Его власть - власть веры и идеологии, может быть, знаний, личной харизмы; так или иначе, на сторону священника наемника приводят убеждения. В этом смысле Робб Старк или Ренли Баратеон - не только "короли", но еще и "священники" как харизматические лидеры, а Джоффри - только "король".
Король - это не только король. Это еще и лорд. Или лорд-командующий Ночного Дозора, например. Это сержант во главе взвода солдат, мастер над гребцами на корабле, прораб на стройке. Ему подчиняются не потому, что он может вознаградить своих сторонников или потому, что он выглядит привлекательно в их глазах, но потому что он - начальник. Он легитимен, подчинение ему само собой разумеется, даже если наемник ничего не получит за службу и не разделяет взглядов короля.
Кому подчинится наемник? Тут, как сказал Тирион, все зависит от наемника. У Станниса, например, есть сторонники всех трех типов: Давос служит ему потому, что Станнис - король, люди королевы - потому, что так сказала Мелисандра, Салладор Саан - потому что Станнис ему платит.
У кого есть сила (или чья сила весомей по ощущению наемника) в данный момент, того и выберет наемник.
Сначала ощущается страх, а уже потом выгода.
А сила у наемника! Варис специально создал ситуацию, в которой решение принимает человек с мечом.
У него нет ни короны, ни золота, ни благословения богов – только кусок заостренной стали.
– Этот кусок стали имеет власть над жизнью и смертью.
– Истинно так… но если нами правят люди с мечами, почему мы тогда притворяемся, будто власть принадлежит королям?