• На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!

    Вход Регистрация

Деконструкция мифологических, исторических и литературных архетипов у Джорджа Мартина

Мартиновская любовь к выворачиванию и осмеянию архетипов...


  • Всего проголосовало
    86

Нимврод

Знаменосец
Я давно заметил, что Мартин при создании персонажей и событий очень котирует такой прием, как деконструкция архетипов.
Возьмем, хотя бы, сюжет о свержении Таргариенов с Железного Трона из-за похищения Рейгаром Таргариеном Лианны Старк - по сути это деконструкция легенды о свержении римских царей из рода Тарквиниев, поскольку ключевым событием там было изнасилование сыном царя Тарквиния Гордого Секстом добродетельной Лукреции, жены Тарквиния Коллатина, который приходился Сексту троюродным братом - как Роберт Рейгару. При этом царский род Тарквиниев по происхождению этрусский, чужой для Рима (причем тесть Тарквиния тоже не был римлянином) - также как Таргариены в Вестеросе чужаки-валирийцы. Но при этом в сериальном фанфике на экране нам уже показали, что "восстание Баратеона было основано на лжи" и Лианна сама сбежала с Рейгаром, да и в книгах соответствующие намеки разбросаны в большом количестве. Конечно, мы ещё посмотрим, чем всё это в итоге обернется (или не посмотрим, если Мартин ПЛиО так и не допишет) - но в сериале деконструкция налицо.
В противоположенность мифу о изнасиловании Лукреции - классике тираноборческой мифологии, миф о короле Артуре - классика мифа о справедливом правителе как антиподе тирана. Но и он в сериале деконструирован (и, с высокой вероятностью, будет деконструирован и в книгах): аналогом короля Артура выступает Дэйнерис, на гербе рода которой красует красный дракон - символ кельтских владык Британии прошлого, в частности - Уэльса. Её отец, Эйрис, подобно Утеру домогается жен вассалов и ссорится с ними - но, в отличии от Утера, терпит позорное поражение. Советник Утера мудрый маг Мерлин - советник Эйриса скользкий евнух Варис. Дэйнерис, в отличии от Артура, зачата не от прелюбодеяния, но от вещи гораздо худшей: от жестокого насилия Эйриса над женой. Артура воспитывает вдали от королевского двора рыцарь Эктор - Дэйнерис воспитывает вдали от королевского двора рыцарь Виллем Дарри. Но Эктор дожил до воцарения Артура и стал его рыцарем, а Виллем умер, когда Дэйнерис была маленькой. Также, как Артура травит старший (сводный) брат Кай (во многих версиях Артуровского мифа обладающий дурным нравом), Дэйнерис травит старший (кровный) брат Визерис - но Артур не держал зла на Кая и принял его на службу, а Дэйнерис позволила мужу убить Визериса. Всё это, как и многочисленные политические ошибки в Астапоре и Юнкае и издержки в управлении Миэрином, может намекать на то, что идеальным королем Дэйнерис, в отличии от Артура, не станет. Недаром ей дано имя старшей дочери Джейхейриса I, умершей от трясучки, что может служить авторским намеком на ошибочность Доктрины Исключительности.
Сериальное убийство Дэйнерис выглядит как отсылка к истории гибели короля Артура вследствие его конфликта с его племянником (сыном Артура он стал уже в поздних версиях) Мордредом. Мордред в культурном контексте средневековой Европы - за вычетом Шотландии, обитатели которой из "патриотических" соображений, считая Мордреда земляком, пытались его реабилитировать - был символом предательства (Данте поместил его в девятый круг ада, в пояс Каина) также, как Артур был символом идеального монарха. Он поднял мятеж против дяди (а в первоначальной версии ещё и соблазнил его жену, Гвиневеру), когда тот отправился воевать на континент (в классической версии - против Ланселота, в первоначальной - против римского императора). Но в сериальной концовке всё показано с точностью до наоборот: "Артур"-Дэйнерис не идеальный монарх, а тиран с прогрессирующими террористическими замашками, в то время как предательски убивающий её "Мордред"-Джон выступает как спаситель королевства. Что интересно, Джон для "Артура"-Дэйнерис выступает не только в роли "Мордреда", но и в роли "Гвиневеры": неверной возлюбленной, переходящей на сторону врагов короля. После гибели Дэйнерис королем становится обитающий в теле Брана Трехглазый Ворон. Интересно, что гербом персонажа, повлявшего на сериальный образ Трехглазого Ворона, Бриндена Риверса, был белый дракон - а белый дракон, в противовес красному дракону бриттов, был символом союзников Мордреда саксов, захвативших Британию после гибели Артура и Мордреда в Камланнской битве - в сериале, правда, "Мордреда"-Джона не убивают, а ссылают на Стену.
В книгах, впрочем, есть ещё один кандидат на роль "Артура" - это Юный Гриф, своими сторонниками выдаваемый за принца Эйгона, сына Рэйгара. Он по ряду критериев подходит на роль Артура - и одновременно является деконструкцией этого образа - даже в большей степени, чем Дэйнерис, чем Дэйнерис. Сначала о сходстве с Артуром. Во-первых, он мужчина - в отличии от Дэйнерис. Во-вторых - он, подобно Артуру, воспитывался тайно, в отличии от Дэйнерис, о существовании которой все знали. В-третьих, у него есть свой рыцарь-ментор, как у Артура был Эктор - Джон Коннингтон, причем Коннингтон, подобно Эктору, был приемным отцом Юного Грифа, в то время как Виллем Дарри Визериса и Дэйнерис за своих детей не выдавал. У Юного Грифа тоже есть подобный Мерлину ментор, даже два - один это явно опекающий его Иллирио, а другой это тайно расчищащий ему путь к престолу Варис (последний в случае его прихода к власти сможет занять роль советника короля). Правда - и тут мы уже переходим к деконструкции - в отличии от Дэйнерис, Юный Гриф не прошел испытания, аналогичного извлечению меча из камня (у Дэйнерис это пробуждение драконов), его официальный "настоящий отец" не является королем. Более того - не факт, что Юный Гриф не то что тот самый Эйгон, а вообще Таргариен, и что у него есть хоть какие-то права на трон. Опять же, если Дэйнерис в книгах с грехом пополам управляла аж целым городом, то Эйгон свои управленческие навыки не показал вообще никак. Иными словами - если в продолжении Эйгон таки взойдет на трон, то, вполне возможно, его образ окажется такой же деконструкцией, как и образ Дэйнерис.
Ещё один пример - образ Джейме. Тут деконструированы два мифологических образа. Первый из них -Ланселот. Характерно, что кузен Джейме и его "заместитель" на ложе королевы носит имя Лансель и, раскаиваясь, уходит в религию - подобно тому, как Ланселот уходит в религию после гибели Артура. Ланселот показан как безупречный рыцарь во всем, что не касается его страсти к королеве Гвиневере - впрочем, даже тут "есть нюанс", так как в некоторых версиях их отношения носили сугубо платонический характер. Но Серсея - мягко говоря, не Гвиневера, на идеал Прекрасной Дамы не тянет от слова совсем. А если и Гвиневера, то ранних версий, изменяющая мужу с Мордредом и рожающая ему сыновей - но разница в том, что Гвиневера в ранней версии артуровского мифа сделала это открыто, а не тайно, и не пыталась выдать своих детей от Мордреда за детей от Артура. Да и сам Джейме, во всяком случае, до раскаяния, на безупречного рыцаря никак не тянет. Эпизод, где Джейме выбрасывает из окна Брана, чтобы не допустить разоблачения измены Серсеи, отсылает к эпизоду, где Ланселот убивает брата Мордреда Агравейна - но тут мы тоже имеем дело с характерной мартиновской деконструкцией, поскольку Агравейн (персонаж, в Артуриане выступающий в качестве злодея) сознательно хотел поймать королеву и её любовника "с поличным", чтобы отправить на плаху, в то время как Бран оказался случайным свидетелем семейных ланнистерских забав и зла Джейме с Серсеей не желал. Аналогично, если в Артуриане расследование с целью выявления измены королевы с Ланселотом организует отрицательный персонаж (Мордред), чтобы завладеть троном для себя, у Мартина его организует положительный персонаж (Эддард Старк), чтобы помочь другу. Второй образ, который деконструирует Мартин, создавая Джейме - библейский патриарх Иаков, что видно даже на уровне имени, поскольку Джейме это искаженное испанское "Хайме", "Иаков". Дополнительно подчеркивает их сходство то, что Джейме вышел из чрева матери, держа за ногу Серсею - схожий сюжет есть про Иакова и его брата-близнеца Исава. В Ветхом Завете Иаков фигурирует как брат-близнец Исава, заполучивший, благодаря своей хитрости - и глупости Исава - отцовское наследство, которое должно было достаться Исаву. У Мартина всё с точностью до наоборот: уходя в Королевскую Гвардию, Джейме отказывается от отцовского наследства в пользу Серсеи и Тириона: жертвой манипуляций сестры-близняшки оказывается сам "Иаков"-Джейме, продающий первородство за возможность с ней забавляться.
В древнегреческой мифологии бродячим мотивом является злодей, тайно кормящий сотрапезников человечиной - см. сюжеты о Ликаоне, Тантале, Атрее. Самый яркий пример тут это сюжет о Атрее, который боролся с собственным братом Фиестом за власть над Микенами - он убил Фиестовых сыновей и тайно подал их отцу. Аналогичный сюжет у Мартина это месть Вимана Мандерли, подающего Фреям на пиру у Русе Болтона пироги, в которые, по-видимому, запечено мясо убитых им Фреев. Но если Атрей в древнегреческих мифах - злодей ничуть не лучше, а то и хуже Фиеста, то Мандерли показан как мститель за Красную Свадьбу и борец за восстановление власти Старков. Ещё один деконструированный Мартином сюжет - миф о Дидоне, основательнице Карфагена, которая уплыла из родного Тира на запад после того, как её муж был убит местным царем, желавшим завладеть его сокровищами. У Мартина, наоборот, на запад уплывает Элисса Фарман, сама выступающая в качестве воровки и предательницы.
А какие вы видите примеры деконструкции мифологических архетипов у Мартина? И, на ваш взгляд, почему он так любит этот прием? У меня свое объяснение есть, но хотелось бы услышать мнение других людей.
 
Последнее редактирование:

Джей

Знаменосец
Советник Утера мудрый маг Мерлин - советник Эйриса скользкий евнух Варис.
Причем евнух, отчетливо противопоставляющий себя колдунам. Плюс пироманты

Впрочем, один настоящий колдун, помимо пиромантов, при дворе Эйриса тоже был, но история с Торосом из Мира и увлечением Эйриса огнем - мутная.
Во первых, согласно, Пламени и Крови с Путеводителем, Таргариены - конечно, извращенцы, которые любят то девочек помладше, то женщин постарше, да и желание заняться групповым сексом у представителей дома тоже периодически появляеться, но пиромании у них особенно не было заметно. Кроме Эйриса можно впомнить разве Эйриона, но в молодости тот хотя и вел себя как реинкарнация Джоффри, но был садистом без особенностей поведения, а увлечение огнем связано только с эпизодом его смерти, которая была выгодная многим политическим фракциям, что наводит на мысль, что это было просто хитроумно обставленное убийство.

Во-вторых, судя по масштабам перехода в веру в Рглора в Речных Землях благодаря Братству без Знамен, как проведник Торос - огонь.

Поэтому тот факт, что король, который любит сжигать людей, не заинтересовался религией, которая любит сжигать людей, подозрителен. Особенно с учетом того, что у представителей Церкви Рглора есть практика называть членов семьи Таргариенов своими мессиями (Дени, да и к Станнису Мелисандра скорее всего приплыла с учетом его родства с Таргариенами), к тому же Мелисандра лично была уверена в своей способности возродить драконов помощью нужного жертвоприношения; подобное предложение должно было бы ввести Эйриса в экстаз.

Иными словами, либо Торос не просто не проявлял инициативу в виде проповедника(что не согласуется с его поведением в Речных Землях), а активно саботировал миссию... Или Эйрис таки принял веру в Рглора, просто ему хватило разумности это скрывать.

Опять же, пиромания не является нормой для Таргариенов, а вот для рглорианцев - вполне. Даже бывший атеист Станнис в отрыве от Мелисандры в ходе кампании на Севере начинает смотреть в огонь, а Эйрис был способен принимать рациональные решения в рамках его напрочь сдвинутого видения мира (например, шантажом заставить Дорн прислать армию, отослать Рейлу в безопасность на Драконий Камень).

Церковь Рглора примечательна еще и тем, что главный артефакт их религию напрямую назван в честь Люцифера( Lightbringer - это дословный перевод этого слова на английский). С учетом нежной любви Мартина к христианству это, конечно, может означать и то, что рглорианцы безусловно на стороне протагонистов, но то, что Эйрис может дополнительно оказаться сатанистом, важно отметить для взгляда на него в более общем контексте.

Помимо пиромании, Эйрис так же наделен такими чертами как некрофилия (он возбуждался только от вида сожжения людей заживо, то есть от процесса смерти), зоофилия (он отождествляет себя с драконом, думал в него превратиться, и периодические рождения в семейство Таргариенов драконоподбных детей намекает, что "от крови дракона" - не пустой звук), а так же, возможно, каннибализм (Рейла была им искусана). Обычно, сексуальные извращения в мире Мартина следуют исключительно одной суперидее(Серсея увлечена собой в мужском теле, и поэтому спит с близнецом, Эурон просто нарциссист, но без близнеца, поэтому ему приходиться довольствоваться младшими братьями, а Тайвина видимо возбуждает идея секса с женщиной, которая спит с другими мужчинами: эпизод с Тишей, секс со шлюхой сына карлика; его жена, отдавшая девственность Эйрису). Как будто Мартину просто сверхважно отметить, что Эйрис был сексуальным извращенцем, каких больше нет

Это все из основной саги. Путеводитель дополнительно акцентирует внимание на множество выкидышей и умерших в младенчестве детей Рейлы, как бы намекая, каким невероятным было рождение Дейнерис. На невероятности ее рождения делается акцент и саге, когда Бессмертные называют ее "дитя троих"

Обобщая, Мартину важно подчеркнуть, что рождение претендента на звание мессии в его книгах было действительно невероятным, вот только оно было не непорочным, а наоборот, следствием всех возможных сексуальных извращений, изнасилования(как еще назвать секс между Эйрисом и Рейлой?) да еще и закончилось смертью для самой Рейлы

Здесь же можно вспомнить о фразе, вставленной Мартином в Игру Престолов, которая выставляет Эйриса детоубийцей, хотя подробнее этого момент Мартин ему не успел прописать: "Роберт, прошу тебя, объясни мне, разве мы поднялись против Эйериса Таргариена не для того, чтобы положить конец детоубийствам?"(Игра Престолов, Эддард VIII)
То есть, в мартиновской версии, король-детоубийца - и есть отец мессии. Но дополнительно он еще и насильник, извращенец, и, возможно, сатанист(или как минимум разделяет фетиш пиромании с сатанистами ПЛИО)

Дальше можно отметить только то, что одним из "чудес", совершенных Дейнерис, является возрождение из мертвых вымершего биолигического вида, хотя буквальным воскрешением мертвых она тоже пытается заниматься(на примере Дрого), но неудачно. Потенциальным ее деянием является провод по воде целого народа (в землю обетованную?)

Помимо инверсии Иисуса, Дени является и инверсией иудейского мессии, ибо явная аллюзия на иудеев в ПЛИО - лхазаряне, которых Дрого хочет продать в рабство для того, чтобы захватить Вестерос, причем неродившийся ребенок Дейнерис должен их завоевать окончательно, и спасение лхазарян лежит не в Дейнерис и ее ребенка, а в убийстве последнего.

Подводя итог, Дейнерис является не только и инверсией короля Артура, но и инверсией ряда куда более важных для западного читателя фигур
 
Последнее редактирование:

Нимврод

Знаменосец
Причем евнух, отчетливо противопоставляющий себя колдунам.
На этот счет есть разные гипотезы. Не всему, что говорит Варис, стоит верить. Прогоны про Великого Короля Эйгона не дадут соврать.
Поэтому тот факт, что король, который любит сжигать людей, не заинтересовался религией, которая любит сжигать людей, подозрителен. Особенно с учетом того, что у представителей Церкви Рглора есть практика называть членов семьи Таргариенов своими мессиями (Дени, да и к Станнису Мелисандра скорее всего приплыла с учетом его родства с Таргариенами), к тому же Мелисандра лично была уверена в своей способности возродить драконов помощью нужного жертвоприношения; подобное предложение должно было бы ввести Эйриса в экстаз.

Иными словами, либо Торос не просто не проявлял инициативу в виде проповедника(что не согласуется с его поведением в Речных Землях), а активно саботировал миссию... Или Эйрис таки принял веру в Рглора, просто ему хватило разумности это скрывать.
Интересная гипотеза. Спасибо!
Церковь Рглора примечательна еще и тем, что главный артефакт их религию напрямую назван в честь Люцифера( Lightbringer - это дословный перевод этого слова на английский). С учетом нежной любви Мартина к христианству это, конечно, может означать и то, что рглорианцы безусловно на стороне протагонистов
На счет Рглора есть мнение, что это буквальный аналог толкиновского Мелькора, так что не в Лайтбрингерах даже тут дело.
Подводя итог, Дейнерис является не только и инверсией короля Артура, но и инверсией ряда куда более важных для западного читателя фигур
То есть Дэйнерис это Антихрист/Армилус ребенок Розмари, зачатый Эйрисом с помощью соответствующих практик?
 
Я давно заметил, что Мартин при создании персонажей и событий очень котирует такой прием, как деконструкция архетипов.

А что же с архетипичными персонажами и событиями? Их не деконструировали по причине отсутствия аналогов в земной истории, так, что ли? ;)

по сути это деконструкция легенды о свержении римских царей из рода Тарквиниев
А почему это не может быть реконструкцией мифа о Прекрасной Елене?

Стоило Мартину упомянуть, что он вдохновлялся Войной Роз, и всевозможные специалисты и "специалисты" тут же начали проводить параллели между возможными аналогами, напрочь забыв, что значит "вдохновятся". Я это к тому, что, может стоить говорить лишь о подтверждённых случаях?
 

Нимврод

Знаменосец
А почему это не может быть реконструкцией мифа о Прекрасной Елене?
Потому что Троянская война это конфликт между разными народами, а не гражданская война внутри одного и того же государства. Опять же, в случае со свержением Тарквиниев значительно больше общих деталей - хотя сходство, безусловно, и неполное.
А что же с архетипичными персонажами и событиями? Их не деконструировали по причине отсутствия аналогов в земной истории, так, что ли? ;)
Скажем так, Мартин уж больно этот прием любит, причем не только с мифологическими образами.
 

petriv

Знаменосец
-Дэйнерис не идеальный монарх, а тиран с прогрессирующими террористическими замашками, в то время как предательски убивающий её "Мордред"-Джон выступает как спаситель королевства.
Безусловно. Ведь именно так формируется истина. Если тебя убили, то ты тиран с террористическими замашками. А убийца герой. Ах да это и есть главный штамп, что добро побеждает. Короче, никуда Мартину от штампов не убежать.
 

Нимврод

Знаменосец
petriv , можно попросить вас не разводить срач на 100500 комментов на тему "на самом деле Дэничка не монстр во плоти, а оклеветанная няшка"? Меня сейчас вообще не это интересует, а, так сказать, методология Мартина (и ДиДов как адаптаторов его худлита). Если вы можете поделиться какими-нибудь соображениями на тему деконструкции мифологических архетипов у Мартина - я буду рад вас послушать.
 

petriv

Знаменосец
на самом деле Дэничка не монстр во плоти, а оклеветанная няшка
Да нет. Просто ваши рассуждения они основаны на ярлыке. А не на символе. Дени не является символом Тирана в ПЛиО. Это просто плевок в её адрес, чтобы было удобнее её убивать.

Вот будь Дени символом Тирана, то да так бы оно и было. Дени как антипод Артуру. Но ведь какой из неё тиран?
Если вы можете поделиться какими-нибудь соображениями на тему деконструкции мифологических архетипов у Мартина - я буду рад вас послушать.
Я не считаю что Мартин занимается деконструкцией о чем вам писал когда-то. Деконструкция это взрыв смыслов. Мышление Мартина чуть другое. У Мартина есть какие-то свои комплексы и идеи, которые он пытался доказать как правильные. Доказывал он это просто. Он брал литературу там, мифы и прочее и подбирал это под свою картину мира. Вот собственно и вся деконструкция. Своровать чужой смысл и поместить в выгодный для себя контекст.
 

Нимврод

Знаменосец
Просто ваши рассуждения они основаны на ярлыке.
Я сейчас высказываю не свое мнение - лично для меня Дэйнерис, особенно из сериала, в первую очередь слишком невнятный персонаж с не до конца проработанной мотивацией, смесь ужа с ежом - а разбираю посыл, который стараются донести Мартин и ДиДы. Ну что, успокоились?
Я не считаю что Мартин занимается деконструкцией о чем вам писал когда-то.
Ну, тут я отчасти даже могу с вами согласиться - полноценная деконструкция привносит что-то новое, в то время как у Мартина местами довольно примитивная инверсия (просто когда я употреблял это слово, меня не очень понимали из-за разницы в слоупотреблении - поэтому я и говорю "деконструкция"), когда он переворачивает и высмеивает монархический миф (Таргариены), тираноборческий миф (Восстание Баратеона, Дэйнерис в Заливе), государственнический миф (Варис, Станнис, отчасти - Тайвин, хотя он скорее по иной статье), религиозный миф (рглорианство) и т.д. и т.п., но не предлагает никаких альтернатив тому, что развенчивает, из-за чего произведение оставляет послевкусие какого-то простенького, пусть и внешне вычурного, нигилизма в вульгарном смысле. Кроме не менее вульгарного индивидуалистического гедонизма, как у условного Тириона.
 

petriv

Знаменосец
Я сейчас высказываю не свое мнение
Вы говорите что Дени антипод Артуру. Но этого нет ни в книгах, ни в сериале. Так что какая это деконструкция? Тоесть, формально вы абсолютно правы. Будь там Дени, которая идет по пути Артура и потом тиран. Ну вот деконструкция. Но как это состыковывается с нашей историей? Никак. Потому что Мартину это тоже неинтересно. Убить Дени - интересно. Показать Дени - тирана. Не интересно. :)
у Мартина местами довольно примитивная инверсия
Да. Просто Мартину нравятся определенные вещи, которые не являются нормальными. Но он же не может признать это. Оттого он пытается вот так бочком убедить в своей правоте. Но в конце у нас король голый и его обсмеяли. Вот и всё. Не он первый как бы и не он последний.
 

petriv

Знаменосец
Помимо инверсии Иисуса
Ну как бы это была бы инверсия Иисуса, если бы Дени стала королевой. А так её как и Иисуса распяли. Тоже самое и с Артуром. Полная инверсия Артура, это Дени-тиран, убивающая добродетельного Мордреда.:D

Собственно главная инверсия Мартина это Война Роз и триумф Ричарда в виде двух фигур Тириона и Брана, а Дени тут Генрих Тюдор. Вот здесь полная инверсия. Тюдор плохой, Ричард король.
 

Нимврод

Знаменосец
Вы говорите что Дени антипод Артуру.
Я говорю, что ряд элементов в её биографии являются издевательской инверсией артурианского мифа. К слову, Дэйнерис антипод Артура не потому, что тиран - хотя при желании её правление в Заливе Работорговцев можно назвать тиранией, если определять таковую как незаконный захват власти и репрессии против неугодных, да и, возможно, нам Мартин ещё покажет её правление в Вестеросе - а потому, что правление Артура это стереотипное правление успешного (почти до самого конца) короля, а Дэйнерис правит, откровенно говоря, не очень успешно.
Просто Мартину нравятся определенные вещи, которые не являются нормальными.
...причем речь идет не только о банальных для нашего времени переплетении тем секса, насилия и власти - этого тоже в ПЛиО и ИП вдосталь, но данным фактом в наши дни уже никого не удивишь - а каким-то нездоровым смакованием перевертышей в духе "хорошие на самом деле плохие, плохие на самом деле хорошие, и вообще всё не так, как ты думаешь". Причем как на внутримировом уровне (из серии "Рэйгар на самом деле не насильник, а романтичный арфист" или "бог любви и добра, обещающий вечное лето и победу над смертью - скорее всего злобный демон"), и на уровне трансформации исходных архетипов, причем не только мифологических, но и исторических - как, скажем, Карла VI Валуа, трагическую личность, искренне пытавшуюся сделать для страны, что он может, Мартин превратил в предельно мерзкого Эйриса.
 

petriv

Знаменосец
а потому, что правление Артура это стереотипное правление успешного (почти до самого конца) короля, а Дэйнерис правит, откровенно говоря, не очень успешно.
Ну как бы видимо у вас разные критерии успешности. Когда Артур сражается с вражинами, то он герой. Когда Дени, то она просто плохая королева и тиран.
Мартин превратил в предельно мерзкого Эйриса.
Я думаю что главный прототип Эйриса это Ричард II. Остальные это скорее добавка.
на уровне трансформации исходных архетипов, причем не только мифологических, но и исторических
Причем как на внутримировом уровне
Почитайте просто творчество раннего Мартина и всё поймете. :) Мартину нравится неудача и катастрофа. Я думаю что его любовь к трагедиям Шекспира тоже основана на вот этом детском чувстве. Когда ты берешь камень и бросаешь в воду, чтобы узнать как он булькнет. Вот это главная цель Мартина. Бросить камешек в воду и посмотреть на бульк.:D

король Ходор , кстати, вот в самом начале наша идея, которую Мартин нам внедрял, что месть это хорошо. Можно там устроить восстание и всех убить.;) Многие приняли эту идею близко к сердцу как что-то хорошее. Но им почему-то не нравится Красная свадьба.
 

Нимврод

Знаменосец
Собственно главная инверсия Мартина это Война Роз и триумф Ричарда в виде двух фигур Тириона и Брана, а Дени тут Генрих Тюдор. Вот здесь полная инверсия. Тюдор плохой, Ричард король.
Не. Бран это не Ричард Третий, а сразу божество бриттской мифологии Брандон Благословенный и в то же время - Белый Дракон (Бладрейвена), побеждающий Красного Дракона (Таргариенов). Вот Тирион действительно основан на Ричарде Третьем. Причем, что интересно, не на реальном Ричарде Глостере - при жизни брата верно служившего короне (даже его девизом было "Верность меня обязывает"), да и в конфликт с Вудвиллями вступившего лишь потому, что они попытались его оттеснить от власти с предсказуемыми в случае поражения для Ричарда последствиями (перед глазами у Ричарда был пример его старшего брата, Джорджа Кларенса). Реальный Ричард - не самый худший по моральным качествам феодал Позднего Средневековья - Мартину не очень симпатичен, и его черты достаются несимпатичному автору Станнису. А вот Ричард вымышленный, Ричард из тюдоровской черной легенды Мортона-Мора-Шекспира - Мартину симпатичен, и ряд его черт - урод, циник, распутник, убийца, пусть и косвенный, как минимум одного (Джоффри отравленное вино дал он), а то и двух (Юному Грифу посоветовал идти в Вестерос, что должно похоронить Томмена) коронованных племянников - Мартин дал своему любимке Тириону. Кстати, раз уж вы заговорили о Генри Тюдоре - он как раз являлся большим фанатом артурианского мифа (благо сам по происхождению был валлийцем), и даже старшего сына назвал в честь Артура.
 

petriv

Знаменосец
. Бран это не Ричард Третий
Бран это Ричард. Даже больший Ричард чем Тирион или Станнис. Он сын Йорка-Старка. Он видел как его замок разрушили, был вынужден бежать, его старший брат стал королем. Младший брат был убит.
 
Сверху