Нимврод
Знаменосец
Я давно заметил, что Мартин при создании персонажей и событий очень котирует такой прием, как деконструкция архетипов.
Возьмем, хотя бы, сюжет о свержении Таргариенов с Железного Трона из-за похищения Рейгаром Таргариеном Лианны Старк - по сути это деконструкция легенды о свержении римских царей из рода Тарквиниев, поскольку ключевым событием там было изнасилование сыном царя Тарквиния Гордого Секстом добродетельной Лукреции, жены Тарквиния Коллатина, который приходился Сексту троюродным братом - как Роберт Рейгару. При этом царский род Тарквиниев по происхождению этрусский, чужой для Рима (причем тесть Тарквиния тоже не был римлянином) - также как Таргариены в Вестеросе чужаки-валирийцы. Но при этомв сериальном фанфике на экране нам уже показали, что "восстание Баратеона было основано на лжи" и Лианна сама сбежала с Рейгаром, да и в книгах соответствующие намеки разбросаны в большом количестве. Конечно, мы ещё посмотрим, чем всё это в итоге обернется (или не посмотрим, если Мартин ПЛиО так и не допишет) - но в сериале деконструкция налицо.
В противоположенность мифу о изнасиловании Лукреции - классике тираноборческой мифологии, миф о короле Артуре - классика мифа о справедливом правителе как антиподе тирана. Но и он в сериале деконструирован (и, с высокой вероятностью, будет деконструирован и в книгах): аналогом короля Артура выступает Дэйнерис, на гербе рода которой красует красный дракон - символ кельтских владык Британии прошлого, в частности - Уэльса. Её отец, Эйрис, подобно Утеру домогается жен вассалов и ссорится с ними - но, в отличии от Утера, терпит позорное поражение. Советник Утера мудрый маг Мерлин - советник Эйриса скользкий евнух Варис. Дэйнерис, в отличии от Артура, зачата не от прелюбодеяния, но от вещи гораздо худшей: от жестокого насилия Эйриса над женой. Артура воспитывает вдали от королевского двора рыцарь Эктор - Дэйнерис воспитывает вдали от королевского двора рыцарь Виллем Дарри. Но Эктор дожил до воцарения Артура и стал его рыцарем, а Виллем умер, когда Дэйнерис была маленькой. Также, как Артура травит старший (сводный) брат Кай (во многих версиях Артуровского мифа обладающий дурным нравом), Дэйнерис травит старший (кровный) брат Визерис - но Артур не держал зла на Кая и принял его на службу, а Дэйнерис позволила мужу убить Визериса. Всё это, как и многочисленные политические ошибки в Астапоре и Юнкае и издержки в управлении Миэрином, может намекать на то, что идеальным королем Дэйнерис, в отличии от Артура, не станет. Недаром ей дано имя старшей дочери Джейхейриса I, умершей от трясучки, что может служить авторским намеком на ошибочность Доктрины Исключительности.
Сериальное убийство Дэйнерис выглядит как отсылка к истории гибели короля Артура вследствие его конфликта с его племянником (сыном Артура он стал уже в поздних версиях) Мордредом. Мордред в культурном контексте средневековой Европы - за вычетом Шотландии, обитатели которой из "патриотических" соображений, считая Мордреда земляком, пытались его реабилитировать - был символом предательства (Данте поместил его в девятый круг ада, в пояс Каина) также, как Артур был символом идеального монарха. Он поднял мятеж против дяди (а в первоначальной версии ещё и соблазнил его жену, Гвиневеру), когда тот отправился воевать на континент (в классической версии - против Ланселота, в первоначальной - против римского императора). Но в сериальной концовке всё показано с точностью до наоборот: "Артур"-Дэйнерис не идеальный монарх, а тиран с прогрессирующими террористическими замашками, в то время как предательски убивающий её "Мордред"-Джон выступает как спаситель королевства. Что интересно, Джон для "Артура"-Дэйнерис выступает не только в роли "Мордреда", но и в роли "Гвиневеры": неверной возлюбленной, переходящей на сторону врагов короля. После гибели Дэйнерис королем становится обитающий в теле Брана Трехглазый Ворон. Интересно, что гербом персонажа, повлявшего на сериальный образ Трехглазого Ворона, Бриндена Риверса, был белый дракон - а белый дракон, в противовес красному дракону бриттов, был символом союзников Мордреда саксов, захвативших Британию после гибели Артура и Мордреда в Камланнской битве - в сериале, правда, "Мордреда"-Джона не убивают, а ссылают на Стену.
В книгах, впрочем, есть ещё один кандидат на роль "Артура" - это Юный Гриф, своими сторонниками выдаваемый за принца Эйгона, сына Рэйгара. Он по ряду критериев подходит на роль Артура - и одновременно является деконструкцией этого образа - даже в большей степени, чем Дэйнерис, чем Дэйнерис. Сначала о сходстве с Артуром. Во-первых, он мужчина - в отличии от Дэйнерис. Во-вторых - он, подобно Артуру, воспитывался тайно, в отличии от Дэйнерис, о существовании которой все знали. В-третьих, у него есть свой рыцарь-ментор, как у Артура был Эктор - Джон Коннингтон, причем Коннингтон, подобно Эктору, был приемным отцом Юного Грифа, в то время как Виллем Дарри Визериса и Дэйнерис за своих детей не выдавал. У Юного Грифа тоже есть подобный Мерлину ментор, даже два - один это явно опекающий его Иллирио, а другой это тайно расчищащий ему путь к престолу Варис (последний в случае его прихода к власти сможет занять роль советника короля). Правда - и тут мы уже переходим к деконструкции - в отличии от Дэйнерис, Юный Гриф не прошел испытания, аналогичного извлечению меча из камня (у Дэйнерис это пробуждение драконов), его официальный "настоящий отец" не является королем. Более того - не факт, что Юный Гриф не то что тот самый Эйгон, а вообще Таргариен, и что у него есть хоть какие-то права на трон. Опять же, если Дэйнерис в книгах с грехом пополам управляла аж целым городом, то Эйгон свои управленческие навыки не показал вообще никак. Иными словами - если в продолжении Эйгон таки взойдет на трон, то, вполне возможно, его образ окажется такой же деконструкцией, как и образ Дэйнерис.
Ещё один пример - образ Джейме. Тут деконструированы два мифологических образа. Первый из них -Ланселот. Характерно, что кузен Джейме и его "заместитель" на ложе королевы носит имя Лансель и, раскаиваясь, уходит в религию - подобно тому, как Ланселот уходит в религию после гибели Артура. Ланселот показан как безупречный рыцарь во всем, что не касается его страсти к королеве Гвиневере - впрочем, даже тут "есть нюанс", так как в некоторых версиях их отношения носили сугубо платонический характер. Но Серсея - мягко говоря, не Гвиневера, на идеал Прекрасной Дамы не тянет от слова совсем. А если и Гвиневера, то ранних версий, изменяющая мужу с Мордредом и рожающая ему сыновей - но разница в том, что Гвиневера в ранней версии артуровского мифа сделала это открыто, а не тайно, и не пыталась выдать своих детей от Мордреда за детей от Артура. Да и сам Джейме, во всяком случае, до раскаяния, на безупречного рыцаря никак не тянет. Эпизод, где Джейме выбрасывает из окна Брана, чтобы не допустить разоблачения измены Серсеи, отсылает к эпизоду, где Ланселот убивает брата Мордреда Агравейна - но тут мы тоже имеем дело с характерной мартиновской деконструкцией, поскольку Агравейн (персонаж, в Артуриане выступающий в качестве злодея) сознательно хотел поймать королеву и её любовника "с поличным", чтобы отправить на плаху, в то время как Бран оказался случайным свидетелем семейных ланнистерских забав и зла Джейме с Серсеей не желал. Аналогично, если в Артуриане расследование с целью выявления измены королевы с Ланселотом организует отрицательный персонаж (Мордред), чтобы завладеть троном для себя, у Мартина его организует положительный персонаж (Эддард Старк), чтобы помочь другу. Второй образ, который деконструирует Мартин, создавая Джейме - библейский патриарх Иаков, что видно даже на уровне имени, поскольку Джейме это искаженное испанское "Хайме", "Иаков". Дополнительно подчеркивает их сходство то, что Джейме вышел из чрева матери, держа за ногу Серсею - схожий сюжет есть про Иакова и его брата-близнеца Исава. В Ветхом Завете Иаков фигурирует как брат-близнец Исава, заполучивший, благодаря своей хитрости - и глупости Исава - отцовское наследство, которое должно было достаться Исаву. У Мартина всё с точностью до наоборот: уходя в Королевскую Гвардию, Джейме отказывается от отцовского наследства в пользу Серсеи и Тириона: жертвой манипуляций сестры-близняшки оказывается сам "Иаков"-Джейме, продающий первородство за возможность с ней забавляться.
В древнегреческой мифологии бродячим мотивом является злодей, тайно кормящий сотрапезников человечиной - см. сюжеты о Ликаоне, Тантале, Атрее. Самый яркий пример тут это сюжет о Атрее, который боролся с собственным братом Фиестом за власть над Микенами - он убил Фиестовых сыновей и тайно подал их отцу. Аналогичный сюжет у Мартина это месть Вимана Мандерли, подающего Фреям на пиру у Русе Болтона пироги, в которые, по-видимому, запечено мясо убитых им Фреев. Но если Атрей в древнегреческих мифах - злодей ничуть не лучше, а то и хуже Фиеста, то Мандерли показан как мститель за Красную Свадьбу и борец за восстановление власти Старков. Ещё один деконструированный Мартином сюжет - миф о Дидоне, основательнице Карфагена, которая уплыла из родного Тира на запад после того, как её муж был убит местным царем, желавшим завладеть его сокровищами. У Мартина, наоборот, на запад уплывает Элисса Фарман, сама выступающая в качестве воровки и предательницы.
А какие вы видите примеры деконструкции мифологических архетипов у Мартина? И, на ваш взгляд, почему он так любит этот прием? У меня свое объяснение есть, но хотелось бы услышать мнение других людей.
Возьмем, хотя бы, сюжет о свержении Таргариенов с Железного Трона из-за похищения Рейгаром Таргариеном Лианны Старк - по сути это деконструкция легенды о свержении римских царей из рода Тарквиниев, поскольку ключевым событием там было изнасилование сыном царя Тарквиния Гордого Секстом добродетельной Лукреции, жены Тарквиния Коллатина, который приходился Сексту троюродным братом - как Роберт Рейгару. При этом царский род Тарквиниев по происхождению этрусский, чужой для Рима (причем тесть Тарквиния тоже не был римлянином) - также как Таргариены в Вестеросе чужаки-валирийцы. Но при этом
В противоположенность мифу о изнасиловании Лукреции - классике тираноборческой мифологии, миф о короле Артуре - классика мифа о справедливом правителе как антиподе тирана. Но и он в сериале деконструирован (и, с высокой вероятностью, будет деконструирован и в книгах): аналогом короля Артура выступает Дэйнерис, на гербе рода которой красует красный дракон - символ кельтских владык Британии прошлого, в частности - Уэльса. Её отец, Эйрис, подобно Утеру домогается жен вассалов и ссорится с ними - но, в отличии от Утера, терпит позорное поражение. Советник Утера мудрый маг Мерлин - советник Эйриса скользкий евнух Варис. Дэйнерис, в отличии от Артура, зачата не от прелюбодеяния, но от вещи гораздо худшей: от жестокого насилия Эйриса над женой. Артура воспитывает вдали от королевского двора рыцарь Эктор - Дэйнерис воспитывает вдали от королевского двора рыцарь Виллем Дарри. Но Эктор дожил до воцарения Артура и стал его рыцарем, а Виллем умер, когда Дэйнерис была маленькой. Также, как Артура травит старший (сводный) брат Кай (во многих версиях Артуровского мифа обладающий дурным нравом), Дэйнерис травит старший (кровный) брат Визерис - но Артур не держал зла на Кая и принял его на службу, а Дэйнерис позволила мужу убить Визериса. Всё это, как и многочисленные политические ошибки в Астапоре и Юнкае и издержки в управлении Миэрином, может намекать на то, что идеальным королем Дэйнерис, в отличии от Артура, не станет. Недаром ей дано имя старшей дочери Джейхейриса I, умершей от трясучки, что может служить авторским намеком на ошибочность Доктрины Исключительности.
Сериальное убийство Дэйнерис выглядит как отсылка к истории гибели короля Артура вследствие его конфликта с его племянником (сыном Артура он стал уже в поздних версиях) Мордредом. Мордред в культурном контексте средневековой Европы - за вычетом Шотландии, обитатели которой из "патриотических" соображений, считая Мордреда земляком, пытались его реабилитировать - был символом предательства (Данте поместил его в девятый круг ада, в пояс Каина) также, как Артур был символом идеального монарха. Он поднял мятеж против дяди (а в первоначальной версии ещё и соблазнил его жену, Гвиневеру), когда тот отправился воевать на континент (в классической версии - против Ланселота, в первоначальной - против римского императора). Но в сериальной концовке всё показано с точностью до наоборот: "Артур"-Дэйнерис не идеальный монарх, а тиран с прогрессирующими террористическими замашками, в то время как предательски убивающий её "Мордред"-Джон выступает как спаситель королевства. Что интересно, Джон для "Артура"-Дэйнерис выступает не только в роли "Мордреда", но и в роли "Гвиневеры": неверной возлюбленной, переходящей на сторону врагов короля. После гибели Дэйнерис королем становится обитающий в теле Брана Трехглазый Ворон. Интересно, что гербом персонажа, повлявшего на сериальный образ Трехглазого Ворона, Бриндена Риверса, был белый дракон - а белый дракон, в противовес красному дракону бриттов, был символом союзников Мордреда саксов, захвативших Британию после гибели Артура и Мордреда в Камланнской битве - в сериале, правда, "Мордреда"-Джона не убивают, а ссылают на Стену.
В книгах, впрочем, есть ещё один кандидат на роль "Артура" - это Юный Гриф, своими сторонниками выдаваемый за принца Эйгона, сына Рэйгара. Он по ряду критериев подходит на роль Артура - и одновременно является деконструкцией этого образа - даже в большей степени, чем Дэйнерис, чем Дэйнерис. Сначала о сходстве с Артуром. Во-первых, он мужчина - в отличии от Дэйнерис. Во-вторых - он, подобно Артуру, воспитывался тайно, в отличии от Дэйнерис, о существовании которой все знали. В-третьих, у него есть свой рыцарь-ментор, как у Артура был Эктор - Джон Коннингтон, причем Коннингтон, подобно Эктору, был приемным отцом Юного Грифа, в то время как Виллем Дарри Визериса и Дэйнерис за своих детей не выдавал. У Юного Грифа тоже есть подобный Мерлину ментор, даже два - один это явно опекающий его Иллирио, а другой это тайно расчищащий ему путь к престолу Варис (последний в случае его прихода к власти сможет занять роль советника короля). Правда - и тут мы уже переходим к деконструкции - в отличии от Дэйнерис, Юный Гриф не прошел испытания, аналогичного извлечению меча из камня (у Дэйнерис это пробуждение драконов), его официальный "настоящий отец" не является королем. Более того - не факт, что Юный Гриф не то что тот самый Эйгон, а вообще Таргариен, и что у него есть хоть какие-то права на трон. Опять же, если Дэйнерис в книгах с грехом пополам управляла аж целым городом, то Эйгон свои управленческие навыки не показал вообще никак. Иными словами - если в продолжении Эйгон таки взойдет на трон, то, вполне возможно, его образ окажется такой же деконструкцией, как и образ Дэйнерис.
Ещё один пример - образ Джейме. Тут деконструированы два мифологических образа. Первый из них -Ланселот. Характерно, что кузен Джейме и его "заместитель" на ложе королевы носит имя Лансель и, раскаиваясь, уходит в религию - подобно тому, как Ланселот уходит в религию после гибели Артура. Ланселот показан как безупречный рыцарь во всем, что не касается его страсти к королеве Гвиневере - впрочем, даже тут "есть нюанс", так как в некоторых версиях их отношения носили сугубо платонический характер. Но Серсея - мягко говоря, не Гвиневера, на идеал Прекрасной Дамы не тянет от слова совсем. А если и Гвиневера, то ранних версий, изменяющая мужу с Мордредом и рожающая ему сыновей - но разница в том, что Гвиневера в ранней версии артуровского мифа сделала это открыто, а не тайно, и не пыталась выдать своих детей от Мордреда за детей от Артура. Да и сам Джейме, во всяком случае, до раскаяния, на безупречного рыцаря никак не тянет. Эпизод, где Джейме выбрасывает из окна Брана, чтобы не допустить разоблачения измены Серсеи, отсылает к эпизоду, где Ланселот убивает брата Мордреда Агравейна - но тут мы тоже имеем дело с характерной мартиновской деконструкцией, поскольку Агравейн (персонаж, в Артуриане выступающий в качестве злодея) сознательно хотел поймать королеву и её любовника "с поличным", чтобы отправить на плаху, в то время как Бран оказался случайным свидетелем семейных ланнистерских забав и зла Джейме с Серсеей не желал. Аналогично, если в Артуриане расследование с целью выявления измены королевы с Ланселотом организует отрицательный персонаж (Мордред), чтобы завладеть троном для себя, у Мартина его организует положительный персонаж (Эддард Старк), чтобы помочь другу. Второй образ, который деконструирует Мартин, создавая Джейме - библейский патриарх Иаков, что видно даже на уровне имени, поскольку Джейме это искаженное испанское "Хайме", "Иаков". Дополнительно подчеркивает их сходство то, что Джейме вышел из чрева матери, держа за ногу Серсею - схожий сюжет есть про Иакова и его брата-близнеца Исава. В Ветхом Завете Иаков фигурирует как брат-близнец Исава, заполучивший, благодаря своей хитрости - и глупости Исава - отцовское наследство, которое должно было достаться Исаву. У Мартина всё с точностью до наоборот: уходя в Королевскую Гвардию, Джейме отказывается от отцовского наследства в пользу Серсеи и Тириона: жертвой манипуляций сестры-близняшки оказывается сам "Иаков"-Джейме, продающий первородство за возможность с ней забавляться.
В древнегреческой мифологии бродячим мотивом является злодей, тайно кормящий сотрапезников человечиной - см. сюжеты о Ликаоне, Тантале, Атрее. Самый яркий пример тут это сюжет о Атрее, который боролся с собственным братом Фиестом за власть над Микенами - он убил Фиестовых сыновей и тайно подал их отцу. Аналогичный сюжет у Мартина это месть Вимана Мандерли, подающего Фреям на пиру у Русе Болтона пироги, в которые, по-видимому, запечено мясо убитых им Фреев. Но если Атрей в древнегреческих мифах - злодей ничуть не лучше, а то и хуже Фиеста, то Мандерли показан как мститель за Красную Свадьбу и борец за восстановление власти Старков. Ещё один деконструированный Мартином сюжет - миф о Дидоне, основательнице Карфагена, которая уплыла из родного Тира на запад после того, как её муж был убит местным царем, желавшим завладеть его сокровищами. У Мартина, наоборот, на запад уплывает Элисса Фарман, сама выступающая в качестве воровки и предательницы.
А какие вы видите примеры деконструкции мифологических архетипов у Мартина? И, на ваш взгляд, почему он так любит этот прием? У меня свое объяснение есть, но хотелось бы услышать мнение других людей.
Последнее редактирование: