Просто привычная нам концепция фентезийной магии это, в общем-то, наследие игровых систем, а не литературы. Гэри Гигакса, а не Толкиена. И в книги она просачивается только в 70-80е. Более ранние фентези, как правило, придерживаются модели "европейско-христианской", где подобное доступно только для сверхъестественных сущностей, а человеку, чтобы творить чудеса и магию, нужно либо достичь святости (тогда он сможет творить чудеса с помощью божьей благодати), либо вступить в сделку с демонами (тогда магию будут творить нанятые им демоны на основании заключённого с магом
трудового договора). Маг, который просто "знает как", - явление в европейской традиции довольно нетипичное. Собственно современные фентезийные магии (кроме Ле Гуин, но её система как раз исключение из правила) ближе к китайским представлениям, где даос может творить волшебство посредством управления энергией ци.
Что интересно это порождает логическое противоречие - стереотипный маг представляется начитанным хлюпиком в халате, всю жизнь занятым странными экспериментами в башне, но это логично если он всю жизнь изучает сложные ритуалы призыва и связывания демонов, а не качает сквозь себя мегаватты магической энергии. Для второго нужно быть по типажу скорее именно восточным единоборцем - здоровым и накачанным, постоянно тренирующимся на свежем воздухе ломать кирпичи силой мысли, метать файрболлы в прыжке с разворота и пускать молнии из пальцев. Причём строго говоря для этого ему даже необязательно быть грамотным
Что же до Гендальфа - то с ним всё ясно. Он майа - то есть может управлять вселенной имея права админа