Очень красивое, высокое... и абстрактное понятие. В мире Мартина оно звучит особенно печально. Те персонажи, которые заботятся о своей чести и всегда высоко держат голову, в конце концов теряют и ту, и другую. Это прекрасно - умереть, высказав честно и прямо, допустим, Джоффри то, что о нём думают все. Отстоять честь семьи и всё такое... Но смерть, как сказал один из мудрейших персонажей этой саги, подводит окончательный итог. Погибнуть вот так вот, из-за чистой принципиальности, даже не начав толком жить, не познав ничего? Санса не настолько глупа.
Честь - вовсе не абстрактное, а вполне себе конкретное понятие, для тех у кого она есть. А абстрактным оно становится только в понимании людей лишённых этой самой чести. И я абсолютно не считаю, что гибель человека, пошедшего на смерть из чистой принципиальности есть признак глупости. Не стоит отождествлять наличие чести и глупость. Это ведёт к слишком далеко идущим и ложным обобщениям.
Ваше высказывание было бы истинным, если бы собственная жизнь являлась для человека наивысшей и универсальной ценностью. Однако это не так, для достаточно большого числа людей всегда были ценности, которые выше чем ценность собственной жизни. Солдат, который ценит свою жизнь превыше всего - дряной солдат. И, в частности, для некоторых такой ценностью является собственная честь - как самоосознание себя моральной личностью.
Конечно нельзя отрицать ценность человеческой жизни вообще, человеческая жизнь бесценна (хотя это и достаточно современное представление), но нельзя также отрицать и право и возможность индивида на обладание более высокими ценностями, чем собственное бытие. Я не собираюсь осуждать кого-то, у кого собственная жизнь является наивысшей ценностью. Но трудно не уважать человека, для которого существуют реальные ценности, которые для него важнее и дороже собственной жизни, и который готов пожертвовать своей жизнью во имя этих ценностей. И поэтому сохранение собственной жизни
любой ценой далеко не всегда является оправданным.
После ИП и Санса и Арья выживали - как могли, в разных условиях и разными методами. Но, в отличие от Сансы, Арья ни в одном эпизоде не поступилась своей честью ради выживания, за это я и уважаю Арью. Но далеко не всегда поступки Сансы достойны уважения. Я могу сочувствовать Сансе, сострадать ей, но во многих моментах уважения она не заслуживает. А так как уважать частично нельзя, то и уважать в целом Сансу никак не получается, она может быть симпатична, мила, приятна, но не уважаема.
Выживание тяжкий труд и такой труд не даётся даром, каждой из девочек приходится расплачиваться собой за это выживание, чем-то поступаясь. Одной - честью и достоинством, другой - непосредственностью и верой в людей. Обе дорожки очень скользкие и обе могут привести во мрак. Хотя в этом отношении воспитание у папы-петира одной мне видится пострашнее воспитания в храме безликих другой.
Странное дело девочка-терминатор Арья с постоянно возникающими роялями, вызывает больше симпатий, чем ее сестра Санса. Мне лично, наоборот, показалось, что Санса описано реалистично, а ее сестра Арья это некий штамп современной фэетизи. И еще ну очень дико напрягают рояли в жизни Арьи, половину бы таких роялей Сансе бы.
В этом нет ничего странного. Даже не касаясь вечной темы про арьины рояли и подсчёт их количества и их сравнительный анализ с роялями других персонажей. На самом деле эта удачливость/неудачливость персонажа не имеет здесь никакого значения. Здесь путается две вещи: (1) достоверность описываемых автором событий и (2) достоверность описываемых автором психологий персонажей.
Что касается первого, то трудно требовать от автора фентэзи-романа достоверности и реальности происходящих событий, это не тот жанр. Что касается второго, а именно психологической достоверности персонажей, то обе сестры относятся к явным удачам автора, хотя они обе совершенно разные, но обе очень правдоподобны (чего я например не вижу в Дени, образ которой, на мой взгляд, неудачен). Их поступки понятны и оправданы, и вполне логично следуют из нарисованного автором психологического портрета девочек.
Поэтому, на мой взгляд, повторяющееся из раза в раз обвинение в "сьюшности" (не люблю это слово, но что поделаешь) Арьи не имеет под собой оснований, поскольку "мери сью" - образ, в первую очередь, искуственный, картонный, гротескный, и психологически абсолютно невозможный как цельная личность. Арья же - личность, личность цельная, и личность психологически достоверная.
А вопрос везенья, роялей и прочего, любопытен, забавен, но, по большому счёту, никакого особого смысла не несёт, ибо ПЛиО - произведение художественное, на всё воля автора, и всё что не происходит, происходит только по его задумке, и движимо авторским планом развития сюжета.