1) Это удобно. Если предположить что ты уже его знаешь, то книгу читать будет не так интересно.
Если бы это было так просто, не было бы такого количество фильмов по книгам.
Лично для меня финальные точки сериала скорее подстегивают мой интерес, прочитать, как это будет реализовано в книгах. Особенно с учетом того, как вы верно подметили, что векторы персонажей в книгах совершенно другие чем в сериале, а значит их путь и жизненные вызовы и выборы тоже будут другие.
2) Векторы персонажей заданы иначе. Например, Джон - человек власти, Дени - человек власти, да даже Арья - человек власти. А вот Санса - нет. Однако именно она становится королевой, при том что в её линии тема "назначение власти" просто отсутствует. Придётся или приделать ей этот вектор в ВЗ, или это будет выглядеть нелепо.
Тут я думаю важно, что в сериале в принципе нет развития персонажей. Они зависли в каком-то своем 1-2 сезонном состоянии, и в зависимости от потребности сюжета изменяются их характеры. Сюжету нужно повернуть в другую сторону, вслед за этим корежатся линии персонажей.
Что касается книжных векторов, то есть определенная наивысшая точка достижения, кульминция. И я думаю, каждый персонаж, по крайней мере из главных, должен пройти через эту точку.
Для Джона - это действительно власть и амбиции, и он получит ее в полной мере + информацию о том, что он законный наследник 7 королевств и все это принадлежит ему по праву. Что с этим Джон будет делать дальше - это зависит от того, что будет предшествовать его восхождению. Судя по сериальной концовке, он добровольно откажется от власти. Личная свобода- еще одна очень важная тема для этого персонажа, и общество Одичалых - это фактически единственное место, где Джон может быть свободным.
Для Арьи - возвращение домой. И она обязательно вернется. Поэтому я не верю, что ее отплытие добровольно. Многочиленные аллюзии и отсылки к Нимерии в ее истории, ее близость к простому народу, очень сильно говорят в пользу версии, что именно Арья станет своего рода Народной Королевой и будет спасать свой народ от драконов и ходоков.
Еще важный вектор в линиях Арьи и Джона - это их связь. Это еще один аргумент в пользу вынужденного расставания.
К слову, если Джон, например, воспользуется своим влиянием на Дени, чтобы отвлечь ее внимание, чтобы дать Арье и ее людям возможность уплыть, и если даже ради этого ему придется убить Дени - то это совсем другой посыл, чем просто те абстрактные разговоры, которые они вели с Дени у трона.
Что касается Дени, то ее вектор - это не власть, а избранность. И хотя в ее главах много размышлений о власти, но на самом деле они на очень примитивном уровне- типа долг, королева не принадлежит себе, хочу чтоб любили подданные. Она не умеет править, ей это не доставляет удовольствия и, главное, она этому не хочет учиться. А вот ее избранность лезет в ее ветке из всех щелей - это и кровь дракона, и невеста огня, и несгораемость и возрождение драконов. И потом на новом витке - Миса для всех освобожденных рабов. И по мере укрепления ее веры в собственную избранность растет и уверенность в собственной правоте и исключительном праве на любые даже самые кровавые решения. Ну и тоже вполне логично, что это приведет к тому, что найдется тот, кто ее остановит. Плюс еще в ее ветке Мартин явно заигрывает со всеми фентейзийными штампами и путь его Дени - это путь ложного героя, который на первый взгляд вроде как соответсвует всей атрибутике героя истинного.
Что касается Сансы,то я не уверена, что она относится к главным героям у Мартина. И какой-то основной темы в ее главах не наблюдаю, поэтому мне про нее сложно рассуждать. Возможно, что она просто погибнет в книгах, т.к. сериальная Санса - это слишком собирательный образ, тут вам и Арья, и Джейн Пуль, и Джон Сноу и даже немного Дени и Серсеи.
В целом тут я поддерживаю. Вырезать что-то все равно нужно было. Меня бесили скорее полумеры. Зачем был нужен Дорн со змейками? Вырезали бы его окончательно, а Оберина сделали бы из Простора. Но вот ничего бы в сюжете не поменялось.
Возможно, что у нас и финала-то и нет, а Мартин сам понятия не имеет как ему произведение заканчивать, он продумал его до определённой точки, рассказал ДиДам, дальше подсказывал походу как лучше его обрезать чтобы всё не рухнуло, как старый сценарист он наверняка уже привык к болезненным правкам, для него это обычное дело. Ну а потом она ушли в автономное плавание. Не ругать друг друга публично - это правило хорошего тона, а пугать читателей для Мартина - обычное дело.
Я думаю, у Мартина совершенно точно в голове есть образ финала, к которому идут его герои - опять таки разумеется только для основных персонажей. Но он слишком завязает в деталях, поэтому движется к этому финалу медленее, чем планировал. А возможно, он уже и перегорел.
Что касается сериала, то он безусловно был готов к тому, что его сюжет подвергнется сильному искажению. Но видимо, масштаб бедствия оказался существенно выше, чем он предполагал, поэтому он и ушел из сценаристов. Но сама концовка сериала, которая как будто вырезана из другого фильма, как раз наводит на мысли, что какие-то финальные точки ДиДы не могли показать по-другому.
Дени должна погибнуть, Арья уплыть, Джон уйти на Север, а Бран стать королем, и Тирион его десницей. Концовки по остальным персонажам, включая, кто жив, а кто умер, думаю, чистая отсебятина.