Lestarh
Знаменосец
Компромисс - это хорошо. Очень хорошо. Ибо война - есть нарушение нормального порядка вещей, а компромисс - путь к миру.Внешне. Вряд ли в какой-то песне, которую она слышала про рыцарей что-то говорилось про компромисс с врагами, а в песнях про прекрасных дев - про обзывание сестер лошадиными мордами.
Ведь стоило Неду или Серсее пойти на компромисс и всего последующего кошмара с гибелью тысяч людей удалось бы избежать.
Что до лошадиных морд - увы, но подростковая среда почти всегда порождает нечто подобное. Собственно сама Арья тоже весьма пренебрежительно относится к Мирцелле. Круг замыкается. Каждый ребёнок ставит себя выше более младшего.
Ну лично я полагаю, что бунт это худшее выступление против семьи, нежели попытка компромисса с врагами семьи. Но это возвращение к пункту 1. И да - я в курсе что это позиция небесспорна. И очень часто ущербна. Но это моя позиция и я на ней стою.Без сомнения. Санса вполне могла устроить бунт против Нэдова решения - от сбегания из дома, до уничтожения его личного имущества. Она могла заявить, что не уедет. Она так не поступила.
Потому что если выбор предписан - то это уже не выбор.Почему обязанность?
Вообще - да. Обязан.Разве человек обязан быть порядочным, цельным, верным?
Ну по моей шкале - для этого он обязан выбирать то, что является (либо им считается, ибо каждый может ошибаться) правильным. В большинстве ситуаций поддержка своих - является правильной. Но этот императив не абсолютен.Чтобы считаться порядочным (по моей шкале) человек должен выбирать своих.
При этом я разделяю порядочность и моральную правоту. Человек поступающий морально неправильно но в соответствии с собственными убеждениям в моих понятиях будет порядочен. Но аморален.
С другой стороны можно быть морально правым, но непорядочным. Например Робб, выходя за Жиенну, поступает с моей точки зрения морально, но непорядочно. С другой стороны Гора, пытающий крестьян - сугубо аморален, но упрекнуть его в нарушении каких-либо обещаний или недостаточной поддержке "своих"решительно невозможно.
Впрочем тут мы вступаем на довольно зыбкую почву определений и трактовок моральных и этических понятий.
Обычная.А что касается универсальности позиции - так не вы ли мне, не далее как месяц назад доказывали, что поступок нельзя оценивать без учета обстоятельств к нему приведших? Какая в таком случае универсальность, вы меня извините?
Просто Вы объединяете несколько разных вещей.
1. Позиция определяющая мораль - абсолютна и универсальна (в противном случае мы неизбежно приходим к Рамсицентризму)
2. Оценка события относительно морали - также абсолютна, ибо абсолютны события и абсолютна мораль.
3. Оценка человека осуществляющего это событие, сиречь поступок - относительна, ибо должна учитывать обстоятельства и мотивы.
На примере.
1. Лишение другого человека жизни - универсально плохо (не будем сейчас разворачивать детали для простоты).
2. Факт убийства может быть оценён однозначно негативно.
3. Назвать человека убийцей и определить степень его вины нельзя без учёта обстоятельств.
Так я Вам и отвечаю. Вы говорите о предательстве Сансой интересов семьи, а на самом то деле проблема в Вашей постановке лишь в том, что Санса неправильно оценила масштаб этого противостояния.Нет, противостояние не частность. Противостояние - суть разбираемой ситуации. Человек обязан выбирать свою семью и оставаться на стороне своей семьи в случае противостояния с поножовщиной и смертями - говорю я. А вы мне на это: а при чем тут противостояние?
Действительно, при чем?
То есть её вина не в том, что она пошла к Серсее. А в том - что она не сочла Серсею врагом. Не будь Серсея врагом и поход Сансы с разоблачениями в Вашей системе перестаёт быть проступком и предательством. Как не является таковым лазание Брана по крышам.
Естественно.И все равно эта картина мира остается Рамсицентрической.
Но любая неуниверсальная мораль будет такой. В смысле у каждого своей.
Если нет универсальной морали, то оценивать действия Рамси можно с точки зрения:
1. Самого Рамси
2. Лица, делающего оценку
3. Ещё кого-то...
То есть количество оценок его действий будет бесконечно велико. И все эти оценки будут разными. Как судить?
Вы не обижайтесь - но это именно "рамсицентризм". Ок. Я сильно заострил. Не рамсицентризм.Джейме выбрал убийство Брана - погубил свою душу, ради "своих". И даже незаметил, дурачок. А Санса выбрала заложить отца - душу, она конечно, не погубила, ибо ситуации несравниваемы, но "ради" чужих.
Но мораль выстроенная от частной позиции. Разной у разных участников.
Вы понимаете неустойчивость этой позиции (ок, я предполагаю, не утверждаю, не обижайтесь, пожалуйста) и поэтому вводите в неё некий "абсолютизирующий" компонент - поддержку своих. Позволяющий в рамках данной концепции осудить Рамси как поступающего ради себя, а не ради других, но своих.
Но во-первых - "свои" в предельном приближении это "я сам".
Во-вторых - суть оценки не меняется. Мораль в Вашей трактовке относительна. Просто "Рамси" у Вас коллективный. И вместо "приятно мне" Вы ставите "полезно семье". Но сократите семью до одного человека и Ваша концепция сольётся с осуждаемым Вами Рамсицентризмом.
Надеюсь я выразился не слишком сумбурно.
Это суета и ловля ветра. В смысле Вы подводите достаточно красивое основание под тот же самый тезис - она выбрала не своих. Всё остальное - это красивости и детали. А для оценки сути желательно их исключить.Она упрекаема за то, что осуществляя свое право, она выбрала не тех, верность кому доказала бы ее способность на любовь, самопожертвование, глубокие стойкие привязанности, умение ценить настоящих стоящих людей.
Вот если Томмен выберет Старков - он будет предателем? Ведь достаточно очевидно, что окружающая его семья достаточно далека от понятия "настоящих стоящих людей". Тирион - предавший семью и разрувший всё, что создавал его отец для блага этой семьи - он предатель или нет?
Вы избегаете принципиального решения, сводя всё к частностям - вот она выбрала барахло, а могла хороших людей. Но ведь в принципе же может быть ситуация когда барахло это именно свои, а приличные люди - чужие. И что надо выбирать в этом случае?
Ок. Это уже что-то.Мы же говорим о выполнении моих предписаний. Мое уважение, моя оценка. Как наблюдателя, как читателя. Восхищение человеком за умение быть верным тем, кто проигрывает, кто ошибается, кто неправ. Или неприятие, антипатия за всегда принимаемую позицию правых, ценою каких-то предательств.
Но ситуация упорно упирается в Ваше расширение этой оценки. Вы же говорите не "я считаю, что Санса выбрала барахло, ну мне так кажется". Вы излагаете немного другое "Санса выбрала барахло". То есть факт, а не мнение.
Впрочем это относится здесь ко всем. С другой стороны мне кажется, что мы с Вами уже спорим не о Сансе, а о чём-то более глобальном... Могу ошибаться.
Не отрицают.Не отрицают, да?
Вы полагаете отрицанием трактовки фактов, отличные от Ваших. Но это именно трактовки. Не факты.
Что Санса пошла и рассказала - факт. Его не отрицают. А вот был ли это категорический запрет или пожелание - это уже трактовка
То есть отрицают не факт ошибки, а оценку этой ошибки.