• На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!

    Вход Регистрация

Литературоведческое: фентези и исторический роман

Sinopteg

Знаменосец
Увы, я не вижу фигур достаточного масштаба, чтобы родить как минимум новый жанр. А замах тут именно на это. Идеи перемываемые большинством "русско- и славянофентезийных" авторов восходят ещё к "Руси изначальной" и многим прототипам.

А вот школы исторического романа такого плана, какой здесь заложен у нас особо нету. Ну может "великокняжеская серия" Балашова. Но при всём уважении - он не Дрюон, имхо. "Атаульф" Беньковского и Хаецкой? А он вообще насколько широко известен? Ну и опять же - не совсем то...

А здесь нужно именно делать что-то новое, а не пересказывать уже традиционное и хорошо идущее в издательствах.
Я бы сказал, что речь идет, как о незавершенности процесса нац. строительства, так и о стигматизированности многих ключевых концептов таких как "государственная власть" в местном дискурсе. Пока стигматизированность не будет преодолена, использовать русскую историю как декорации не получится - травмирующий нарратив всегда будет на переднем плане.

Романы о "попаданцах" во многом являются симптомами кризисного состояния местного общ. сознания. "Попаданец" во враждебном окружении символически тождественен "потерянному" в современной реальности индивиду, а альт. история с ним типичный пример осуществления инфантильного желания.

На мой взгляд, вы напрасно сопоставляете "славянское (полу)фэнтэзи" с романтиками XIX века, современное "славянское фэнтэзи" никак не тянет на пролог к националистическому нарративу и является инфантильно-эскапистским по своей сути. Это дистанцирование от принятого ист. нарратива, псевдоромантизм там вторичный и болезненный.

П.С. Мутно сформулировал, но лемончелла пока лучше не позволяет :killed:
 

бурундук

Удалившийся
Но покритикуем старенькое. Что есть тот же "Властелин колец" - простенькое произведение с простеньким сюжетом.

А "ВК" хорошая книжка не потому, что у него сюжет сложный. А потому, что она написана хорошим литературным языком, для начала. Сейчас хорошим литературным языком из первой 20-ки русскоязычных авторов с большой натяжкой пишет только половина.

Про то, что творится уровнем ниже без эха в стиле "мать-мать-мать" уже очень сложно говорить. В целом, конечно, причина прежде всего в нетребовательности читателя. Ситуация, в общем, не только для русского мира характерная. Но у нас она приняла какие-то совершенно уродливые формы.

Ну и да, Толкин повлиял на жанр и околожанровые субкультуры и этим намертво впечатал свое имя в камень истории. В общем-то, отец-основатель совершенно необязательно лучший во всем. Он появился вовремя, этого достаточно.
 

Хрюша

Знаменосец
А собственно говоря - что конкретно нового должно привнести славянское фэнтези, кроме псевдославянского антуража? Новые сюжеты? - их испокон веков всего два или три по своей сути. Так что тут и могут быть разве что Конаны в лаптях или интриги в аля-Древней Руси. 
Сейчас хорошим литературным языком из первой 20-ки русскоязычных авторов с большой натяжкой пишет только половина.
Что вы хотите видеть в достойном литературном языке? Чтобы читалось и воспринималось легко? Многие с этим справляются. Да и современный русский язык отличается от языка, которым классики писали.
 

бурундук

Удалившийся
Романы о "попаданцах" во многом являются симптомами кризисного состояния местного общ. сознания. "Попаданец" во враждебном окружении символически тождественен "потерянному" в современной реальности индивиду, а альт. история с ним типичный пример осуществления инфантильного желания.

Практически все попаданцы в той или иной степени Мэри Сью. ;) Даже если не совсем, пишут их именно так, чтобы читатель отождествлял себя с попаданцем.

Но попаданцев, вне зависимости от исторического/фэнетезийного антуража правильнее будет выделить в отдельную категорию книг, так как пишутся они все практически по одним шаблонам, без разницы, в 41 год до Н.Э. попаданец провалился или в 1941 год.
 

Sinopteg

Знаменосец
Но попаданцев, вне зависимости от исторического/фэнетезийного антуража правильнее будет выделить в отдельную категорию книг, так как пишутся они все практически по одним шаблонам, без разницы, в 41 год до Н.Э. попаданец провалился или в 1941 год.
Ну, как я понял (а я первоначальный тред не читал :oops: ) речь идет о возможности написания эпиццко-приключенческого романа, с использованием материала российской истории в качестве декораций.
Поэтому просто постарался упомянуть и близкие жанры, которые этот самый исторический материал привлекают.

На мой взгляд, появление такого романа-эпопеи может рассматриваться как "чудо", так как полностью отсутствует общественный заказ. А автор это часть общества, никак не в меньшей степени чем демиург)
 

бурундук

Удалившийся
Да фиг там. "Про зомби" нормально писать ничуть не легче, чем серьезную литературу, а уж с барбарианами в бронелифчиках вообще никакого сравнения.


Нормально писать сложно, о чем не пиши. Те же самые опошленные донельзя жанры "иронический детектив" и "юмористическое фэнтези" не приговор.

Просто я как раз на конь-курс про зомби клавиатуру ломаю, так что к слову пришлось :not guilty:
 

Reinhardt

Знаменосец
Это ругательное слово и к зомбям попрошу его не применять.:devil:
 

Анонимус-сан

Знаменосец
А собственно говоря - что конкретно нового должно привнести славянское фэнтези, кроме псевдославянского антуража? Новые сюжеты? - их испокон веков всего два или три по своей сути. Так что тут и могут быть разве что Конаны в лаптях или интриги в аля-Древней Руси.

Можно толково экранизировать былины. Наши богатыри местами были посуровей Леониде из СПАААРТЫ! и вытворяли такие кренделя, что герои трахо-эпопеи "Спартак: Кровь и Песок" нервно плачут в сторонке. Но у нас всё сводят к мультикам.:shifty: 
Практически все попаданцы в той или иной степени Мэри Сью. Даже если не совсем, пишут их именно так, чтобы читатель отождествлял себя с попаданцем.

Есть и альтернативная тенденция, в которой попаданец наоборот огребает от всех и вся и в конце погибает. Взять хотя бы "Завтра была война", где главный герой проваливается в 1941 и по ходу произведения неизменно терпит ото всех с предсказуемым концом.
 

бурундук

Удалившийся
Есть и альтернативная тенденция, в которой попаданец наоборот огребает от всех и вся и в конце погибает.

Вспомнилось тут

1. Молодой маркетолог Вася попадает в Киевскую Русь времен Святослава. Пойманный дружинниками князя, он пытается предупредить русского Ахиллеса об опасности похода в Болгарию и коварстве печенегов. К сожалению, дружинники не понимают ни слова из того, что он говорит, даже несмотря на то, что Вася пытается вставлять в свою речь слово "понеже" и заканчивать глаголы на "-ша" и "-де". Воины наскоро продают Васю булгарскому купцу, который везет его с караваном в Бухару. В Бухаре из маркетолога делают евнуха, и оставшиеся сорок лет своей жизни он проводит в относительной тишине.

2. Юный студент экономической специальности одного из новых ВУЗов Москвы Валерий попадает в 1237 год. Прежде, чем он начинает пытаться кого-то предупредить, Валерия хватает монгольский загонный отряд и определяет в хашар. Во время штурма Рязани, защитник города отрубает потенциально будущему экономисту часть черепной коробки. Скатившись с вала, Валерий некоторое время умирает в страшных мучениях, пока на него не падает кусок бревна.

3. Тридцатилетний экспедитор Семен, бывший военнослужащий ВДВ, попадает в 1381 год. Семен ни хрена не знает про историю, тем более, что первый встреченный им человек оказывается немножко разбойником. Увидев на пальце Семена печатку из желтого металла и предположив, что человек в незнакомой одежде - отставший от каравана фряжский купец, разбойник свистом созывает товарищей. Пока Семен бросает одного из негодяев через бедро, другой разбивает голову экспедитора кистенем. Ночью парализованный ударом Семен чувствует на своем лице зловонное дыхание - это пришли волки.

4. Двадцатипятилетний водитель маршрутки Дима попадает во времена Ивана Грозного и быстро разоблачается, как иноземный колдун. В связи с тем, что государь Иван Васильевич отъехал в опричнину, Диму просто топят в проруби.

5. Велеслав (по паспорту - Петя), ударник рок группы, играющей славянский паган-металл, попадает в Санкт-Питербурх 1707 года. Пойманный солдатами Преображенского полка, Велеслав пытается объяснить, что много знает и может быть полезен государю Петру Алексеевичу, тем более, что его с грехом пополам понимают. К сожалению, будучи развязан и получив в руки доску с грифелем, Петр-Велеслав не может решить задачу о том, сколько пудов пороху нужно на батарею четырехфунтовых пушек на пятьдесят залпов. О грядущих событиях Велеслав знает только то, что где-то должна произойти Полтавская битва со шведами, но в каком конкретно месте и когда он не помнит. После того, как юный музыкант говорит поручику, что кавалер ордена Андрея Первозванного, Войска Запорожского обеих сторон Днепра гетман Мазепа - предатель, вызванный в караулку майор Шереметьев приказывает вздернуть юношу на дыбу и допытаться, кто подучил клеветать на верного государева слугу. Одновременно майор велит послать доложить своему отцу, но пока солдаты бегут к графу, Петя умирает от разрыва сердца в грубых руках палача.

6. Старший лейтенант военно-морского флота Владимир попадает на Черное море во времена матушки Екатерины. Отважный офицер хочет рассказать адмиралу Ушакову, что линейная тактика - говно, но доказывая, что он тоже моряк, погибает в неудачной попытке обрасопить бом-блинда-рей.

7. Ветеран различных конфликтов Осип по кличке Гусар попадает в 1812 год в Москву и сразу оказывается взят за пристава, как французский шпион. Пытаясь доказать свою крутизну, Осип получает сорок шомполов и умирает от заражения крови.

8. Php-программист Иннокентий оказывается в конце июня 1941 года на Украине и немедленно арестовывается военным патрулем. Обнаружив на Иннокентии одежду с этикетками на нерусском языке, комендант звонит в НКВД, но в это время начинается воздушный налет и Иннокентий убегает. Проскитавшись несколько дней с беженцами, программист внезапно попадает в плен к немцам, которым некогда. Когда немецкий офицер достает пистолет, Иннокентий в отчаянии выпаливает характеристики танка Т-34. Офицер, заинтересовавшись, устраивает Иннокентию допрос, на котором программист пересказывает характеристики советской военной техники из книг издательства "Эксмо". К счастью, во время допроса, немецкая часть подвергается удару прорывающихся из окружения советских танков, и Кешу с офицером переезжает танком БТ-7.
(с)
Кошкин
 

Анонимус-сан

Знаменосец
Вспомнилось тут

Мне тоже.;) Впрочем, в этом варианте тоже есть свой огромный косяк. Во всех этих ситуациях попаданец непременно оказывается прямо в центре событий. Что маловероятно.
 

Lestarh

Знаменосец
А у нас пытаются просто перенести европейские фэнтезийные элементы в псевдо-русский антураж. вот и получается не очень. На эксплуатации старых штампов и приёмов далеко не уедешь.
Самое удивительное, что мы как раз лишены той проблемы, на которую указывал пан Сапковский в своей знаменитой критике славянофентезийного жанра. В отличие от поляков у нас традиция кое-как сохранилась (былины дожили до XIX столетия, а летописи донесли многие интересные сюжеты) и даже была в своё время литературно обработана и развита весьма талантливыми авторами.
Однако я не видел, чтобы кто-то пытался привнести всё это в фентези. Максимум в мультики...

Да не тока у нас - "Ведьмак" Сапковского - псевдо-славянский антураж еврофэнтези.
Да ладно... Там кельтских мотивов из Артурианы и Мабиногиона на порядок больше, чем славянских...

На данный момент АИ - удел графоманов от литературы даже по меркам фентези.
Не то слово :(

Плюс неоднократно уже говорилось в околописательской среде о том, что сейчас проще (и выгоднее) "написать и забыть" про зомби, чем делать качественную литературу не только для чтения в метро.
И это тоже. Причём с развитием интернета и торрентов будет только хуже. Аудитория не покупающая книги, а скачивающая их бесплатно, для книжного рынка не существует. А поскольку к этой категории у нас относится большая часть аудитории, если не вся, то пытаться писать немакулатурные книги, ориентируясь на нас будут только завсегдатаи "Самиздата". У которых это нечасто получается.
Оплачиваемым авторам выгоднее либо пытаться писать что-то издающееся "там" - (но написанное у нас "там" обычно не продаётся, бо "им" не особо интересно) либо что-то, что пишется легко, и может быть продано именно в "метрочитаемом" формате.
Плюс на западе есть хотя бы "Амазон" с его программами авторского самоиздания (и роялти с каждой продажи) но так русскоязычный сектор он не поддерживает.

Ну может кто-то из графоманов наловчится что-нить дельное писать.
Увы это бывает редко. Если макулатура издаётся - зачем что-то ловчить? Можно спокойно катиться по накатанной колее, рожая бесконечные пересказы, продолжения и самоповторы.

Что есть тот же "Властелин колец" - простенькое произведение с простеньким сюжетом.
Зато какой размах... Но вообще это просто вещь, оказавшаяся в нужное время в нужном месте. Причём это время случилось лет 10...15 спустя как он был написан.

В "Конане" Говард совместил приключения с ужастиками - подал под своим каким-то миром. Его пикты - слизаны с индейцев Фенимора Купера. И кстати стиль последнего откровенно копировали Уайс и Хикман в совей "Саге о копье". Товарищи по сути занимались тем же графоманством - но это никому не мешает считать их классиками жанра
Там это было поставлено на поток и поддерживалось политикой издававших их журналов. Впрочем, пока Говарда в 50-е капитально не переписали и не переиздали - особым классиком он и не был.

На мой взгляд, вы напрасно сопоставляете "славянское (полу)фэнтэзи" с романтиками XIX века, современное "славянское фэнтэзи" никак не тянет на пролог к националистическому нарративу и является инфантильно-эскапистским по своей сути, дистанцирование от принятого ист. нарратива. Псевдоромантизм там вторичный и болезненный.
Ну я не столько с романтиками.
Романтизм это исток и его стадию прошли все участники. Но на Западе он перерос в полноценный исторический нарратив уже в работах самых разных авторов второй половины столетия и начала следующего (от Дюма до Фейхтвангера). И нарратив этот во многом ложился именно на процесс национального строительства и в силу чего был востребован как иллюстрация национальных идей, образов и предмет для гордости предками.
В нашей же традиции ранний романтизм продолжения в виде исторической прозы особо не получил. И если большинство западных исторических романов написаны на рубеже XIX - XX столетий (и раньше), то у нас пик написания исторической прозы это, имхо, послевоенное десятилетие.
Современное же "славянское фентези" это, имхо, во-первых попытка заполнения "модной ниши", во-вторых действительно некий эскапизм. Впрочем этот упрёк смело можно адресовать любому фентези. Всплеск популярности Толкиена и Говарда на Западе приходится на нестабильные и эскапистские 60-е. Другое дело, что в Толкиене кроме всего прочего присутствовал и некий философский заряд, который пришёлся очень ко времени. У нас же, как мне кажется, эпоха нравственных исканий и разочарования в цинизме и прагматизме ещё впереди.

А потому, что она написана хорошим литературным языком, для начала.
Ну тяжеловат он, если честно :)
Всё таки профессор филологии писал.

В целом, конечно, причина прежде всего в нетребовательности читателя. Ситуация, в общем, не только для русского мира характерная. Но у нас она приняла какие-то совершенно уродливые формы.
А у нас это не только читательское :(
Вы посмотрите на значительную часть отечественной рекламы (не переводов западной) любого товара. Знаете, что там самое характерное? Она рекламирует цену, а не товар. То есть "плевать чего, но лишь бы дешёво". И значительную часть потребителей это отлично устраивает...
Лет десять назад, когда я имел некоторое отношение к коммерции, я обнаружил, что отечественный покупатель чётко делится на две категории - небольшую группу, покупающую предельно дорогой и престижный товар не считаясь с ценой, и основную массу для которой основным критерием товара является его дешевизна. Товары средней группы - неплохого качества и средней цены - вообще не идут. Они никому не нужны.

А собственно говоря - что конкретно нового должно привнести славянское фэнтези, кроме псевдославянского антуража? Новые сюжеты? - их испокон веков всего два или три по своей сути. Так что тут и могут быть разве что Конаны в лаптях или интриги в аля-Древней Руси.
Да в общем-то ничего, кроме антуража.
Суть в том, что антураж во многом значим именно в той части о которой я писал выше - в рамках национального самосознания. Почему западные авторы пишут фентези про псевдоевропу, а не по мотивам сказок "тысяча и одной ночи"? Не потому ли, что англоязычному читателю предпочтительнее ассоциироваться с Эддардом Старком, а не Ала-ад-Дином.
Но выходит, что для отечественного читателя эта значимость отсутствует. И для него Эддард Старк оказывается предпочтительнее, к примеру, Олега Святославича...

Но попаданцев, вне зависимости от исторического/фэнетезийного антуража правильнее будет выделить в отдельную категорию книг, так как пишутся они все практически по одним шаблонам, без разницы, в 41 год до Н.Э. попаданец провалился или в 1941 год.
Мало того - имхо этот шаблон использовал и полностью раскрыл данную тему ещё Марк Твен в "Янки при дворе короля Артура". Ничего принципиально от этого отличного в большинстве попаданческих романов не наблюдается. ;)

Ну, как я понял (а я первоначальный тред не читал ) речь идет о возможности написания эпиццко-приключенческого романа, с использованием материала российской истории в качестве декораций.
Тред выдран сюда практически целиком (предшествующуючасть про то с какого бодуна кому-то кажется, что Север Мартин списал с Руси можно опустить за незначимостью для данной темы). Речь действтиельно именно о том можно ли написать что-то подобное в российских/славянских декорациях.

На мой взгляд, появление такого романа-эпопеи может рассматриваться как "чудо", так как полностью отсутствует общественный заказ. А автор это часть общества, никак не в меньшей степени чем демиург)
Да. Пожалуй, Вы правы...
Просто в самом начале было сказано, что "с удовольствием бы почитали". Вот обсуждение и пошло.

Нормально писать сложно, о чем не пиши. Те же самые опошленные донельзя жанры "иронический детектив" и "юмористическое фэнтези" не приговор.
Угу.
Асприн неплох, Кук хорош, Пратчетт вообще шикарен :)
А вот что у нас по этой части творится :facepalm:


Можно толково экранизировать былины. Наши богатыри местами были посуровей Леониде из СПАААРТЫ! и вытворяли такие кренделя, что герои трахо-эпопеи "Спартак: Кровь и Песок" нервно плачут в сторонке. Но у нас всё сводят к мультикам.
Так я говорю.
Как-то попадалась реакция на сказки Роу западного зрителя - "это же ужас, как такое можно детям показывать" :D
А если поковыряться в отечественных исторических сюжетах и персонажах - вообще уникальные люди и события. Но общественный заказ действительно не присутствует. Общество перепетии Столетней войны зачастую представляет лучше, чем междоусобицы времён Киевской Руси.

Есть и альтернативная тенденция, в которой попаданец наоборот огребает от всех и вся и в конце погибает. Взять хотя бы "Завтра была война", где главный герой проваливается в 1941 и по ходу произведения неизменно терпит ото всех с предсказуемым концом.
Это оборотная сторона первой. Гиперреакция - все пишут про мерисей, а я напишу про эпического неудачника... То есть берём стандартный сюжет и ставим с ног на голову. Так сказать "привносим суровый реализм".
 

Sinopteg

Знаменосец
Современное же "славянское фентези" это, имхо, во-первых попытка заполнения "модной ниши", во-вторых действительно некий эскапизм. Впрочем этот упрёк смело можно адресовать любому фентези. Всплеск популярности Толкиена и Говарда на Западе приходится на нестабильные и эскапистские 60-е. Другое дело, что в Толкиене кроме всего прочего присутствовал и некий философский заряд, который пришёлся очень ко времени. У нас же, как мне кажется, эпоха нравственных исканий и разочарования в цинизме и прагматизме ещё впереди.
Ну да, только у нас тут еще локально-политический душок у этого эскапизма, т.е. другой мир автору нужен во вторую очередь, после другой России.

Подумалось, что Дрюон писал свой цикл на фоне Четвертой республики и, тащемта, можно усмотреть следы этого в тексте.

***
К слову, а почему Пикуля никто не упомянул?:unsure:
 

Lestarh

Знаменосец
К слову, а почему Пикуля никто не упомянул?
Ну я не упомянул в силу того, что он про эпоху, о которой шла речь, особо не писал. Его исторические романы затрагивают ситуацию уже европеизированной России. А я как раз говорил, что основная проблема у нас именно в разрыве между реальной историей и той "которую хочется". Люди оценивают себя как европейцев, смотрят на историю и видят там далеко не Европу. А рыцарские замки им уже стали ближе и понятнее "государева двора".
Поэтому большинство исторической прозы это либо постпетровский период - когда в общем уже "Европа" но с местным колоритом (который не всегда и виден-то), либо про что-то древнеязыческое, малоизвестное и в силу этого не слишком определённое и позволяющее подставить опять же европейско-варварские "конанические" ;) стереотипы.
 

Sinopteg

Знаменосец
Ну я не упомянул в силу того, что он про эпоху, о которой шла речь, особо не писал
У Пикуля есть роман "Псы господни", но я его, к сожалению, не читал.

Люди оценивают себя как европейцев, смотрят на историю и видят там далеко не Европу. А рыцарские замки им уже стали ближе и понятнее "государева двора"
Вот тут как раз и интересно, потому, что Александр Невский и Иван IV явно прочно вошли в культурную память народа за советский период. Причем первый у среднестатистического потребителя ну никак с "азиатом" не ассоциируется (дебильных фриков в расчет не берем).
korin2.jpg

Рыцарь же!
Но, увы, его образ прочно связан с другими основополагающими культурными мифами и "Игру столов" про него не написать, будет постоянно получаться что-то другое
 

бурундук

Удалившийся
Это оборотная сторона первой. Гиперреакция - все пишут про мерисей, а я напишу про эпического неудачника... То есть берём стандартный сюжет и ставим с ног на голову. Так сказать "привносим суровый реализм".
В принципе, в жанре присутствует достаточно много "самостеба", по сути он уже стал пародией на самого себя. Все-таки, авторы попаданцев, за редким исключением, лишены снобизма и мессианства, присущего через одного авторам "высокого фэнетези", эдаким хорошо знакомым типажам девушек-филологов ;)



Вот тут как раз и интересно, потому, что Александр Невский и Иван IV явно прочно вошли в культурную память народа за советский период.


Тема советские корни в романтизации российской истории в массовом сознании еще ждут своего вдумчивого исследователя. :)
Если уж советский агитпроп за что брался, то либо доводил до рвотного рефлекса (если делали бездарные люди), либо вбивал в подкорку (если делали люди умелые).
Вот, кстати, как вариант: в советское время во всем был нужен классовый подход. Поэтому народных героев выкапывали пачками там где они были и там где их совсем не было, но очень надо было. Поэтому как бы не сложилось у нас писать о всяких там эксплуататорах трудового народа, за редким исключением.

Ну и плюс оторванность от западной культуры как таковой. Лично я, человек, скорее, по убеждениям просоветский цензуру в области искусства считаю едва ли не самой дурацкой системной ошибкой СССР.
 

gurvik

Лорд Хранитель
А кто читал Екатерину Некрасову, "Когда воротимся мы в Портленд"? Повесть псевдоисторическая + "славянское" фэнтези, сопливые-розавинькие каноны фэнтези автор ругает и критикует между строк, и попаданец есть, но никаких мэри-сьюшек. :meow:
 

Хрюша

Знаменосец
Почему западные авторы пишут фентези про псевдоевропу, а не по мотивам сказок "тысяча и одной ночи"?
Стивен Эриксон походу свою эпопею пишет как раз во многом из впечатлений от "100 и одной ночи".
"Чёрный отряд" Глена Кука занесло в псевдоиндию.
 
Сверху