• На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!

    Вход Регистрация

Литературоведческое: фентези и исторический роман

бурундук

Удалившийся
экая махровая антисоветчина))
Все смешалось в доме Облонских. Сейчас наиболее кондовое комсоргвское мышление как раз у антисоветчиков. Но давай на этом и закончим, не хочется превращать хороший топ в очередное выезное заседание пикейных жилетов, да и модерация не позволит. Политика - кака.
 

Хрюша

Знаменосец
Можно толково экранизировать былины. Наши богатыри местами были посуровей Леониде из СПАААРТЫ! и вытворяли такие кренделя, что герои трахо-эпопеи "Спартак: Кровь и Песок" нервно плачут в сторонке. Но у нас всё сводят к мультикам.
С мультиков может всё начаться. В Европе чтоже делают не мало мультиков на основе древних легенд - в том числе и комичных.
Правда ещё вопрос - как у нас сделают. Наше кино - это ужас ходячий:facepalm:
 

Lestarh

Знаменосец
Стивен Эриксон походу свою эпопею пишет как раз во многом из впечатлений от "100 и одной ночи".
Нет правил без исключений. Тёртлдав даже византийское фентези писал. При том, что в западной культуре идиосинкразия на Византию ещё со времён Великой Схизмы и Каролингов :)

"Чёрный отряд" Глена Кука занесло в псевдоиндию.
До конца серии не добрался, но вначале точно была псевдоафрика :) А ещё у него были ходячие камни, летающие киты и практически галлюциногенные пустыни...
Кук вообще очень нетипичный фентезист. Что в "отряде", что в "металлической серии".
Его фентези (особенно Отряд) почти противоположно Мартину как раз меньшим вниманием к деталям ландшафта и окружения, и общей, я бы сказал, "несредневековостью". Это скорее очень специфическая фантастика, успешно маскирующаяся под фентези ;)

С мультиков может всё начаться. В Европе чтоже делают не мало мультиков на основе древних легенд - в том числе и комичных. Правда ещё вопрос - как у нас сделают. Наше кино - это ужас ходячий
Кстати в игропроме была попытка сделать именно местный колорит. "Аллоды онлайн" назывались. Или как я как-то выразился "Васнецов против социалистического реализма". Собственно были обыграны как псевдорусские, так и чисто советские мотивы (и я бы сказал подход в области графики и стилистики был достаточно грамотным). Однако особого энтузиазма масс идея не вызвала... Если оставить коммерческую реализацию в духе "таблетки от жадности и побольше" - в целом широкой аудитории в общем всё равно - что эльфы с гномами, что дьяки с богатырями.
Видимо, действительно что-то с социальным заказом :(
 

Катафрактос

Ленный рыцарь
С мультиков может всё начаться. В Европе чтоже делают не мало мультиков на основе древних легенд - в том числе и комичных. Правда ещё вопрос - как у нас сделают. Наше кино - это ужас ходячи
У нас есть весьма достойный мультфильм "Князь Владимир". Это как раз образец как история России может сочетаться с фэнтази. Вышедший мультфильм является лишь первой частью, но второй до сих пор не сняли. Чего-нибудь по уровню приближенному к "Князю Владимиру", но снятого в Европе, я не знаю.
 

Lestarh

Знаменосец
Я его не смог осилить.Гарри для меня тяжеловат.
Рассказы у него лучше. Вообще "псевдоперсия" у него мне больше понравилась. Византия всё же недостаточно на мой взгляд "византийская", а реальная биография Василия Македонянина круче, чем у Криспа :)

PS
Я бы сказал, что проблема его византийского цикла в том, что он просто пересказывает историю в фентезийных декорациях. А реальная история всегда интереснее её пересказа.
 

бурундук

Удалившийся
Кук вообще очень нетипичный фентезист. Что в "отряде", что в "металлической серии".

Для своего времени довольно типично-социальный. Как раз дитя своего времени, наравне с Асприном и Прачеттом. У них там на Западе вообще целая плеяда бунтарей была, ушедшая в фантастику/фэнтези.

И Гаррет и Крыса, как ни странно, в свое время довольно сильно помогли мне понять происходившее в мозгах американского обывателя. У нас же жанр "сказка ложь, да в ней намек" тоже как-то не особенно прижился.
 

Lestarh

Знаменосец
Для своего времени довольно типично-социальный. Как раз дитя своего времени, наравне с Асприном и Прачеттом. У них там на Западе вообще целая плеяда бунтарей была, ушедшая в фантастику/фэнтези.
Что интересно, Мартин из этого же поколения, насколько я помню...

И Гаррет и Крыса, как ни странно, в свое время довольно сильно помогли мне понять происходившее в мозгах американского обывателя.
Срочно надо перечитать :)

У нас же жанр "сказка ложь, да в ней намек" тоже как-то не особенно прижился.
На социальную фантастику у нас претендовали Стругацкие, но вот "бунтарями" я бы их не называл...

Просто "ложь, да в ней намёк" в советское время имела свойство выходить скорее в формате "фига в кармане". В постсоветское время жанр всевозможных "эзоповых языков" привял за отсутствием цензуры и возможностью говорить всё что придёт в голову (но при этом решительно не факт, что кто-то будет слушать :) ). Сейчас предпосылки к возрождению жанра есть - но вялые. Не та цензура пошла :not guilty:

Ну и американские бунтари это продукт 60-х. Которые у нас были не те, и вышли не туда. Подозреваю, что для философских аллегорий у нас сейчас тоже нет особого социального заказа.
Хотя это подталкивает к интереснейшему вопросу - а на что он есть? :creative:
 

Катафрактос

Ленный рыцарь
Так я говорю. Как-то попадалась реакция на сказки Роу западного зрителя - "это же ужас, как такое можно детям показывать" :D А если поковыряться в отечественных исторических сюжетах и персонажах - вообще уникальные люди и события. Но общественный заказ действительно не присутствует. Общество перепетии Столетней войны зачастую представляет лучше, чем междоусобицы времён Киевской Руси.
Для этого нужно новая оригинальная литературная идея, а не перенесение какого-то клише в российские декорации. Появиться сильное яркое произведение будет и социальный заказ. Примером может служить жанр постапокалипсиса, удалось каким-то чудом Глуховскому написать "Метро 2033" и распиарить его, сразу же актуализировался социальный заказ на подобную литературу.
 

Хрюша

Знаменосец
Нет правил без исключений.
На счёт правил. Возможно западные авторы пишут про псевдоевропу не столько из национального самосознания, сколько из того, что западные сказки им лучше знакомы. Не у всех воображаловка такая, чтобы выйти за пределы. Не все знакомы с чем-то из других культур. Ну и исключения - это либо воображаловка, либо впечатления от чего-то нового.
Русские, конешн, во многом копируют западных. Но и западные, вполне вероятно - просто копируют друг друга - ещё один камешек в сторону идеи западного самосознания. А ещё европейская мифология распространена как на Западе, так и у нас. Ну а ещё у нас плохо знают нашу мифологию.
Я к тому, что пишут кто во что горазд. 
Для этого нужно новая оригинальная литературная идея, а не перенесение какого-то клише в российские декорации. Появиться сильное яркое произведение будет и социальный заказ. Примером может служить жанр постапокалипсиса, удалось каким-то чудом Глуховскому написать "Метро 2033" и распиарить его, сразу же актуализировался социальный заказ на подобную литературу.
Вообще-то в "Метро 2033" нет особой идеи. Главное написать хорошо и хорошо пропиарить.
 

Lestarh

Знаменосец
Появиться сильное яркое произведение будет и социальный заказ.
Нет. Заказ опережает. И именно он определяет яркость произведения. Тот же ВК Толкиена на момент выхода был воспринят достаточно уныло. Его четыре года вообще ни одно издательство не брало. Роман, оконченный в 1949 был издан только в 1954, а приобрёл исключительную известность лишь в начале 60-х.
Не думаю, что десять лет спустя ярче стал сам роман, а не возникла потребность в подобном произведении.

Возможно западные авторы пишут про псевдоевропу не столько из национального самосознания, сколько из того, что западные сказки им лучше знакомы.
Поверьте, человек не знакомый с историей других регионов мира хотя бы на уровне неких базовых стереотипов, врядли осилит написать что-то достаточно яркое. Широкий кругозор - профессиональная необходимость.
Вообще классический пример - Карл Май. Ставший весьма успешным приключенческим писателем с несколькими циклами о Диком Западе и Ближнем Востоке не вылезая из родной Саксонии. И создавая романы исключительно "по путеводителю".
Если публика жаждет читать про индейцев и ковбоев, автору совершенно необязательно быть этнографом-индеанистом или иметь десятилетний опыт перегонки скота по прериям...

А ещё европейская мифология распространена как на Западе, так и у нас. Ну а ещё у нас плохо знают нашу мифологию.
Ну, собственно, я примерно о том же.
 

Анонимус-сан

Знаменосец
С мультиков может всё начаться. В Европе чтоже делают не мало мультиков на основе древних легенд - в том числе и комичных. Правда ещё вопрос - как у нас сделают. Наше кино - это ужас ходячий

У нас мультиками всё и закончилось. Может это даже и к лучшему. Я боюсь себе представить, что бы насняли на эту тему наши "гениальные" режиссёры.:eek:
 

Анонимус-сан

Знаменосец
Так я говорю. Как-то попадалась реакция на сказки Роу западного зрителя - "это же ужас, как такое можно детям показывать" А если поковыряться в отечественных исторических сюжетах и персонажах - вообще уникальные люди и события. Но общественный заказ действительно не присутствует. Общество перепетии Столетней войны зачастую представляет лучше, чем междоусобицы времён Киевской Руси.
Ну, потому что современный россиянин представляет своё собственное прошлое как забавную экзотику: лапти, косоворотки, Гой Еси ЯзыкЪ Псевдобылинный:D и, естественно, медведи.:sneaky: Русская клюква куда крепче иностранной и очень прочно въелась в массвоео сознание. Если честно, то я готов назвать хорошим любое славянское фентези, где автор не будет пытаться коверкать речь персонажей, маскируя её под древнерусскую.:Crazy:
Это оборотная сторона первой. Гиперреакция - все пишут про мерисей, а я напишу про эпического неудачника... То есть берём стандартный сюжет и ставим с ног на голову. Так сказать "привносим суровый реализм".
Эх, где же золотая середина? :rolleyes: Если серьёзно, то довольно неплохо про попаданцев написано у Латыниной в Вейском Цикле. Но сами книги больше напоминают учебник по политологии.
Ну и плюс оторванность от западной культуры как таковой. Лично я, человек, скорее, по убеждениям просоветский цензуру в области искусства считаю едва ли не самой дурацкой системной ошибкой СССР.
Как показала практика, без цензуры стало ещё хуже. При советской власти хотя бы фильмы нормальные снимали. А нынче Бондарчук с Михалковым дарят нам шыдевер за шыдевром.:facepalm:
 

Peter-88

Лорд
Самое удивительное, что мы как раз лишены той проблемы, на которую указывал пан Сапковский в своей знаменитой критике славянофентезийного жанра. В отличие от поляков у нас традиция кое-как сохранилась (былины дожили до XIX столетия, а летописи донесли многие интересные сюжеты) и даже была в своё время литературно обработана и развита весьма талантливыми авторами. Однако я не видел, чтобы кто-то пытался привнести всё это в фентези. Максимум в мультики...
Всё это так, но удивительного ничего нет в том, что никакого фентази на этой основе не возникает (хотя попытки были – например, “Храбр” О.Дивова). У поляков, к слову, тоже не пусто – та же Великая хроника.
Но. Во-первых, русский эпос дошёл до нас в очень поздней форме. Во-вторых, оставшись не структурированным; артурианский же миф, к примеру, многократно литературно обрабатывался ещё в Средние века. Далее, что едва ли не самое худшее – его, этот эпос, по сути дела, никто толком не знает! То, что предлагают школьникам младших классов – крайне прилизанный и кастрированный вариант, причем значительная часть старин (я предпочитаю этот термин) вообще остается “за кадром”. В довершение ко всему и то, что есть, толком не знают. Что же тут удивляться тем розовым сказочкам, которые излагает в своих трудах Мединский?
Помимо этого есть ещё и проблема прочно укрепившегося в научно-популярной и учебной литературе концепции Исторической школы Б.А. Рыбакова, да и общем состояние научного былиновединья… но это уже не столь важно.

Далее, бью себя пяткой в грудь, в своё время сам пытался написать фентази на основе этого самого эпоса (который, позволю заметить, в общих чертах, знаю довольно неплохо). Увы, дело не задалось. Возможно, помешало, в т.ч., и то, что я склонен не к, если так можно выразится, “мифологическому”, а к “историческому” фентази. Тем не менее, налицо был и постмодернизм a’la Сапковский.
Только вот не вышло ни тот, ни другой рассказ закончить.... :sorry:
Если честно, то я готов назвать хорошим любое славянское фентези, где автор не будет пытаться коверкать речь персонажей, маскируя её под древнерусскую.
:bravo: :bravo: :bravo:
Подписываюсь.
 

Илларион

Знаменосец

Анонимус-сан

Знаменосец
Но. Во-первых, русский эпос дошёл до нас в очень поздней форме. Во-вторых, оставшись не структурированным; артурианский же миф, к примеру, многократно литературно обрабатывался ещё в Средние века.
Это точно. Были выработаны определнные архетипы, сюжеты и т.д. А у нас в России к этому почти никогда серьёзно не подходили. Вот и имеем на выходе "Книгу Мастеров".:banghead:
Далее, что едва ли не самое худшее – его, этот эпос, по сути дела, никто толком не знает! То, что предлагают школьникам младших классов – крайне прилизанный и кастрированный вариант, причем значительная часть старин (я предпочитаю этот термин) вообще остается “за кадром”. В довершение ко всему и то, что есть, толком не знают. Что же тут удивляться тем розовым сказочкам, которые излагает в своих трудах Мединский?
Да уж, Мединский отжог так отжог.:facepalm: "Русские богатыри никогда не пили, не дрались между собой и не развратничали".:oh:
 

Peter-88

Лорд
Да уж, Мединский отжог так отжог. "Русские богатыри никогда не пили, не дрались между собой и не развратничали".
...а ещё всегда были за Империю русский народ, никогда не грабили и даже, кажется, никого не убивали.... :unsure:
 

Анонимус-сан

Знаменосец
...а ещё всегда были за Империю русский народ, никогда не грабили и даже, кажется, никого не убивали....
К счастью, у меня дома лежит ещё старый сборник былин, неподчищенный Мединским. Так что, министр безкультуры и борец с фальсификациями в пролёте.:thumbsdown:
Он что, еще и про средневековье пишет?
Он пишет про всё.:shifty: С одинаковым успехом.:facepalm:
 

Peter-88

Лорд
Он что, еще и про средневековье пишет? :envy:
Про Средневековье так таковое вроде, пока ещё нет, но в одной из книг-разоблачений чёрных мифов было про то, какие белые и пушистые русские богатыри... не то что всякие там злодейские рыцари и самураи. :rolleyes:
 
Сверху