Рассматриваю явление в широком контексте. Я вполне признаю право на существование колокольни, с которой мои выводы представляются тяжелым бредом. Но, со своей стороны не считаю это существенным препятствием для дискуссии
Именно одно из двух
Имхо - рассуждение может иметь основания, но всё же связь мне там представляется достаточно опосредованной и не слишком сильной
Связь транс- и постгуманизма с Толкиеном очень неоднозначна, а уж причём тут Поппер с Соросом, я вообще не до конца понимаю
Что до "гностицизма в фентези" - это специфика жанра. Эпик-фентези строится на эпик-конфликте. Практически в любом фентези имеется конфликт космического масштаба (без него я с ходу могу вспомнить только Фрица Лейбера, пожалуй). Даже у Говарда за выходками Конана и прочих всё же стоит борьба мира с "древним злом" (тм).
А эпик-конфликт требует эпик-противника. Следовательно нужно зло. Даже ЗЛО. Могучее, древнее, крайне опасное, потенциально непобедимое, а то и вообще свободное победить, чтобы подвиги героев не казались битьём связанного противника или бессмысленной потерей времени в войне с тем, что и так скоро двинет кони без их помощи. Собственно причина обсуждавшегося выше неприятия "двумерности" фентези пошло не от того, что добро нетакое или реальность мешает. А оттого, что стандартная модель с хеппи-эндом заранее предусматривает, что герои навтыкают злу по щщам по полной программе и с гарантией. То есть интрига здесь уже будет не в том, что добро победит, а исключительно в том каким образом оно это сделает. А это интересно и оригинально может написать не каждый.
Отсюда уже и дуализм в фентезийных вселенных. А он всегда будет восприниматься как "гностицизм" или "манихейство" даже если не имеет с ними вообще ничего общего - просто поскольку в христианской традиции к любой дуалистической концепции эти ярлыки давно прилипли.
Вообще проблема "христианского" взгляда на фентези в том, что требуется "борьба со злом".
Но это рождает две глобальнейшие проблемы.
1. Добро обязано победить, что делает финал немного предсказуемым...
2. Чёткое позиционирование участников по сторонам такого конфликта приводит к "индульгизации" поступков "светлых" героев, и демонизации поступков "тёмных". Если персонаж в героях, то он может творить любые зверства "ибо ради великой цели допустимы большие жертвы". Если персонаж во врагах - что бы он не творил, это будет осуждаться, ибо он гад позорный по определению.
А вот это уже публике сильно не нравится.
Выкрутиться из этого можно перенося конфликт во внутренний и оценивая "добрость" героя не по целям, а по поступкам. Но это сложно (особенно для жанра, вообще не злоупотребляющего психологизмом), непривычно и в итоге разрушит характер конфликта, размывая стороны и порождаю кучу "серых" героев.
Я бы сказал, что хорошее дарк фентези пытается двигаться именно в эту сторону, просто не у всех это получается.
Тоталитарная секта не предполагает ничего лично-индивидуального, и требует материального проявления в обязательном порядке
Большинство гностических сект не является тоталитарными сектами ни в каком смысле. Даже с манихейством не всё так однозначно.
У немцев из условных аналогов был Май (не месяц солидарности трудящихся, а афтырь такой), например. Любимый детский писатель Тогокогонельзяназывать.
Ну вот Карл Май не фентезист ни с какой точки зрения. Наоборот - ядрёный приключатель-реалист в духе Майн Рида или Буссенара.
А вот любовь к нему Адольфа Алоизовича имхо была чисто любовью подростка к вестернам, не более. С точки зрения гражданских или политических позиций Май от романтизма и его последователей достаточно далёк.