Я тоже думаю, что скорее второе.
А вот мне кажется, что ближе к первому.
Во-первых, жестоко даже просто напоминать девочке о казни отца, и тем более, строить на подробностях этого некую мораль. Но совершеннейший треш, если уже просто для усиления эффекта, поминать жуткие детали, тем более, если ты видел, какое они произвели на нее впечатление. Я не в большом восторге от Пса первых двух книг, но от такого цинизма и сознательной жестокости мне, все-таки, хотелось его избавить.
Во-вторых, во время казни, все-таки, реакция Сансы - это не главное, на что стоит смотреть, кмк. К тому же, охрана стоит
за объектами, они смотрят в одну сторону, а не в лицо друг другу.
А в-третьих..., по существу..., здесь уже длиннее и менее внятно, но попробую...
Сандор - человек взрослый, очень реалистичный и здравомыслящий. Странно было бы полагать, что с его суровым жизненным опытом он мог сохранить какую-то наивность. Тем удивительнее, что иногда он все время срывается в какой-то идеалистический и малореалистичный, практически, пафос. Какие-то не то - фантазии, не то - мечты, не то - философские мысли, но явно не измышления практика и рационалиста, а, тем более, циника.
Собака отдаст за тебя жизнь и никогда тебе не солжет.
...
— Ты знаешь, что собаки чуют ложь?
...
— У меня есть вот это, — он отвел клинок от горла Сансы, — и нет никого на свете, кого бы мне стоило опасаться.
...
Этим миром правят сильные руки и острая сталь
...
— Я позаботился бы о тебе. Они все меня боятся. Пусть-ка кто-нибудь посмеет тебя тронуть — убью!
да даже вот это
Лучше бы я взял ее и вырвал ей сердце, чем оставлять ее этому карлику.
Т.е. где-то в глубоко в подсознании присутствует картина некого идеального мира. Идеального не в смысле хорошего, справедливого или доброго в общепринятом смысле, а правильно устроенного мира, который гармоничен Сандору и в котором Сандор гармоничен миру.
Есть четыре сцены Пса и Сансы наедине, и во всех случаях называть их беседы диалогом можно лишь с большой натяжкой. Это, скорее, его монолог, в котором Санса лишь иногда подает реплики, меняя направление. Ну, естественно, кроме "неистинного рыцаря", но это был уже финал-апофеоз. Мне очень понравилась мысль, емнип, леди
Maria Clara как-то сказала, что Пес разговаривает с Сансой, действительно, как с птичкой, он с тем же успехом все тоже самое мог говорить Неведомому (ну, естественно, с минимальными изменениями, вряд ли тот стал выше ростом и обзавелся грудью). Т.е. "мысли вслух" - это вообще излюбленный стиль Пса.
Далее, Сандор - человек четкой иерархии и системы. Может, хамоватый, наглый и развязный на словах, но на деле послушный и подчиняющийся. По жизни четко представляющий свое место и свои обязанности: будешь делать, что говорят - получишь косточку, не будешь - пинок. Т.е. Сандор гордится, что понял правила мира, сделал все, чтобы достичь максимума по этим правилам, и собирается продолжать, ибо главный принцип - это выполнять правила(не приказы людей, это другое, гораздо мельче понятие).
Кроме общих принципов мира, есть разные личности, есть хозяева, есть просто высокие люди, есть те, на кого можно полаять, есть те, которые даже написания правил поведения не заслуживают. И в этой иерархии Пса лорд Эддард Старк стоит очень высоко, не столько потому (хотя, естественно, и потому), что он -"лорд Винтерфелла, десница короля, Хранитель Севера" , "чей род насчитывал восемь тысячелетий", сколько, что Эддард - правильный мужик и уважаемый человек в идеальном мире Пса, он стоит особняком, очень высоко, и в этом, и в другом мире, и Пес этот авторитет внутренне признает (и даже экстраполирует его на Робба).
Поэтому, как Пес не готов философски смириться, принять брак Сансы и Тириона, не с точки зрения ревности, а как абсолютно противоречащий идеальному миру Сандора, именно в своей несправедливости, нечестности, гадости, грязи, как невыносимый сценарий для особенного человека, предназначенного совершенно другой участи. Так что-то очень близкое есть в его отношении к казни Эддарда. И проблема здесь не в физиологии смерти, которая, естественно, шокировать Сандора не может, ничего особо нового он не увидел, в отличие от Сансы. Просто для Пса такие люди должны и умирать особенно, торжественно, красиво, благородно, как и жили, правильно. Потом, на это может еще накладываться то, что Эддард выполнил то, что от него требовали, и была определенная договоренность, о которой Пес должен знать. И тем еще наносится удар по его любимому принципу "избавь себя от проблем и сделай так, как они хотят" (остатки которого рухнули уже на Сансе). И казнь, вся мизансцена, детали, по-другому, чем Сансу, но так же сильно поражают Сандора и врезаются в его память. И это становится его собственным переживанием, которое он, когда к слову пришлось, уже привычно вывалил на Сансу, не особо задумываясь, каково ей это слышать. Между прочим, как только увидел ее реакцию, с темы сразу свалил (либо увидел возможность съехать на любимую пластинку про рыцарей).
Кмк, эти удары по мировоззрению, и входили в число тех "пинков", которые Пес, по собственному признанию, "устал терпеть". У него же реально в материальном плане все только к лучшему складывалось, кто и чего его там "пинал" так невыносимо?