Lestarh
Знаменосец
На самом деле я имел в виду больше именно "немагические" сеттинги вообще, а не конкретно склонность к "декадансу" и антиутопизму.У стимпанка и постапокалипсиса очень большое будущее. Космоопера и НФ была литературой эпохи светлых мечт о прогрессе. Сейчас у нас другое столетие - пришло время платить по счатам прогресса. Именно поэтому востребованность -панков, альтернатив и постапокалиптик растет.
Вообще эпохой "светлых мечт о прогрессе" был в основном XIX век, не особо этими жанрами отмеченный. Уже в 30-е мечты о прогрессе стали довольно умеренно светлыми, а уж в 50-е... Имхо тут скорее общая атмосфера. Эпоха первого расцвета космооперы и НФ это время, когда рассказывать людям об ужасах войн, разрух и тоталитаризмов было делом довольно неблагодарным. Они за две мировые на подобное и так насмотрелись, и верить им хотелось именно в светлое будущее, где всего этого больше уже не будет... А нынешняя публика выросла в достаточно мирных условиях и склонна почитать на досуге о чём-нибудь мрачном. Ну и опять же - кризис либерализма и гуманизма. Идеалы того же XIX века не модны. Свобода, равенство, братство и человек - мера всех вещей людям слегка приелись, и кажутся пресными и занудными. А Клиган-старший со своим отрядом воспринимается как щекочущая нервы экзотика, а не как реальность, способная в любой момент навестить читателя вживую и поинтересоваться, где тот деньги держит и куда партизаны пошли...
А она серьёзно практически не пишется. Тему про попаданцев открыл и закрыл Марк Твен, со своим "Янки при дворе..." С тех пор ничего нового в жанре не сказано и присутствуют лишь вариации на тему как эффективнее применить электрические ограды высокого напряжения против рыцарской конницы. Ну или вообще прямой треш на тему "как бы мы могли выиграть вторую мировую и холодную войны" снабжённый выдержками из технического справочника, приправленного авторским техносексизмомА как же историческая альтернатива? То есть те произведения, в которых, например, Наполеон выиграл Ватерлоо? Сюда же истории про попаданцев и альтернативные варианты Земли.
Так вопрос исключительно в том умеет автор что-то делать со вселенной или нет.- Во-первых, авторы разхмышляют по вышеприведенной модели ("моя вселенная, что хочу, то и делаю");
Если умеет, то ему это только на пользу, ибо расширяет пространство для его фантазии и действий героев. Другое дело, что воспользоваться этим пространством тоже уметь надо.
А графоманить можно и в историческом жанре. Достаточно выбрать какую-либо малоизвестную эпоху.
А вот это да. Deus ex machina - древний и респектабельный метод спасения из ситуации, когда автор всё запутал так, что уже и сам не знает как вылезти- Во-вторых, фентези дает Автору такой шикарный инструмент создания роялей в кустах, как магия. Почему-то Авторы считают, что обьяснять принципы ее работы незачем (есть приятные исключения, но их исчезающе мало).
Кстати объяснять принципы работы магии действительно совершенно необязательно. Ибо магия это по определению вещь непонятная и непознаваемая и сеансы её разоблачения зачастую убивают жанр. Нет, техномагический жанр, где принципы объяснены и понятны, тоже вполне себе солидная вещь. Но это не значит, что, к примеру, в готическом романе ужасов нужно обязательно потратить полглавы на рассказ о биохимических и генетических особенностях фукционирования организмов оборотней и вампиров и их эволюции со времён мезозоя
Я подозреваю это просто терминологическое.Поэтому у меня мало уважения к фентези, более того - я не считаю произведение Мартина фентези. Скорее это псевдоисторический роман с элементами фантастики.
На самом деле сам жанр фентези (как и более широкий - фантастики) вещь крайне туманная. "Вий" это фентези? Или "Нос"?
Та же Игра престолов содержит весь джентльменский штамповый набор жанра, приправленный фирменным мечемагическим сеттингом.
А это чистая фентези, что в общем мало кто отрицает. Просто с чуть нестандартным сеттингом (и то lightsaber оказался обязательным при всей бредовости самой концепции оружия ближнего боя в этих условиях).Звездные Войны:
ИменноВыходит, ЗВ у нас фентези?
На досуге поищите разницу между Warhammer FB и Warhammer 20K
От фентезийной модели Мартин стал отходить уже во второй книге, которая действительно стала псевдоисторическим романом. Что, кстати, и снискало ему значительную популярность. Однако двойственность ситуации - то ли интриги и придворные разборки, то ли Дени, драконы и Иные - видна достаточно хорошо, как и некоторая болтанка между ними. Собственно на форуме после Танца как раз и были дебаты в духе - "убрать к лешему фентезийные элементы, пусть Дени со своими драконами отправляется за Стену и там где-то за кадром сгинет в эпической битве, уничтожив Иных, и пусть только пепел полгода сыпется с неба, а нам тут с королевскими интригами и так хорошо..."Я уж не говорю о том, что в фентези никогда не бывает
Конан с Вами категорически не согласныйДевы-воительницы не огребают, как она и не находятся в жалком положении при дворе Короля.
В фентези такие люди, как Ваш прототип, не делают таких глупостей и не погибают таким образом.
Робб Старк вполне себе фентезийный герой, павший жертвой предательства, и глубинно - ошибки и отступления от светлых идеалов, лишивших его
Этого мы, боюсь, не дождёмся. Уже давно замечено, что любой хоть сколько-нибудь приличный человек, появляющийся на страницах саги, в скором времени будет если не убит, так серьёзно покалечен...Честно говоря, в этом смысле было бы даже неплохо, чтобы у Мартина фентезятины было побольше и дохли Фреи и Болтоны, а не Джон, Робб и Нед.