Робин Хобб «Сага о живых кораблях»
Волшебный корабль
При чтении первой книги «Саги о живых кораблях» становится очевидно, что это женский роман, со всеми вытекающими. Автор конечно где-то старается отойти от свойственных шаблонов, не щадит главных героев. Более того, неплохо прописывает психологию персонажей, даже отрицательные выглядят живыми людьми. В конце концов в жизни подобные люди встречаются.
Единственным сомнительным персонажем в «Волшебном корабле» выглядит пиратский капитан Кеннит. Прежде чем поклонники начнут кидаться помидорами, оговорю что сужу про образ в первой книге. И так, какое впечатление производит Кеннит изначально. Типичный элегантный гад из дамских романов. И чувствуется в нём какая-то ненатуральность, будто не совсем живой человек, скорее образ. И мужчины у писателей женщин очень часто именно такие. Но надо отдать должное Хобб, в итоге она даст объяснение, почему пиратский капитан именно такой.
У Кеннита своя сюжетная линия про амбициозного пирата, желающего стать пиратским королём. От нечеловеческой расы, предсказывающей будущее, он получает подтверждение успеха своим планам. По ходу романа ему будет способствовать удача.
Кеннит описан как харизматичный лидер, вызывающий любовь и преданность. Во многом благодаря всё той же Госпоже Удачи. Ведь по сути пиратский капитан является недоверчивым параноиком, готовым из-за подозрений убить самых преданных. Впрочем в преданность он и не верит. Но все действия Кеннита только укрепляют преданность и веру его команды.
Кеннит мечтает о собственном Живом Корабле, вот только захватить его непросто, практически невозможно. И подбить на это пиратов ой как непросто. И Кеннит заключает со своим старпомом Соркором соглашение. После каждой попытки захватить Живой Корабль пираты должны захватить рабовладельческое судно. И таким образом Кеннит оказывается в роли освободителя, что создаёт ему благожелательную репутацию на пиратских островах. Ведь многие жители островов сами в прошлом рабы.
О Кенните говорится как о харизматичном капитане, правда долгое время, когда он является героем действия, мы читаем ПОВы от его лица. И видно что личность это недобрая и малопривлекательная. Не всегда понятно, является ли он антагонистом или же антигероем.
О Кенните написано много букв, если вы не читали роман, но внезапно прочитали отзыв. То не спешите начинать чтение рассчитывая на непрекращающиеся пиратские приключения. Потому как этому уделено не слишком много текста. Более того, в тексте довольно много воды. Некоторые главы не нужны от слова вообще. А тому что имеет смысл вполне можно было уделить куда меньше текста. Это мягко говоря, растягивание в цикле порой чрезмерно.
Самый запоминающийся для меня пример затянутости это переживание юного жреца Уинтроу по поводу своего пальца, который надо ампутировать. Уж до того долго, что совсем неприятно. Это при том, что я знаком с «Песнью Льда и Пламени» Джорджа Мартина, «Кейном» Карла Вагнера, «Чёрным Отрядом» Глена Кука, «Малазанской Империей» Стивена Эриксона, «Первым законом» Джо Аберкромби. По уровню жестокости Хобб окажется в беспробудном отдыхе конечно. Но она явно выигрывает в эмоциональном садистском уповании чужими страданиями. Или сказывается контраст, что в по сути женском романе есть такое.
Возникает закономерный вопрос кому может понравиться подобный цикл. Любители душевных переживаний и мучений явно будут довольны. При этом поклонникам суровости лучше обойти стороной, слишком женское. И без соплей тут не обойдётся.
Героев тут много, упомянутый Кеннит лишь один из. Будут гигантские змеи, плывущие к неизвестной цели. И в первом романе мало понятно к какой. Но значительную часть как романа, так и цикла занимает семейство Вестритов. В цикле их история начинается с того, что уходит из жизни глава семейства Ефрон Вестрит. Оставив семью с кучей долгов, корни которых уходят в глубокое прошлое.
Вестриты одна из старинных торговых семейств Удачного, расположенного на Проклятых Берегах. Жизнь там суровая, многие дети рождаются мёртвыми, другие могут родиться уродами. Понятно что первыми поселенцами были люди, которым нечего терять. Сомнительно правда, что в таких условиях женщины работали наравне с мужчинами. Пусть условия тяжёлые, но как раз это должно способствовать тому, чтобы женщин старались уберечь от большей части тягот. Но вы не берите в голову, данная сага ко всему прочему является одой эмансипации. Примите как данность в данной вселенной.
Некоторые из колонистов ушли вверх по реке в Дождевые Чащобы. Их потомки теперь мало походят на людей, зато создают удивительные товары. Кроме того, они научились делать Живые Корабли из диводрева. Более быстрые и прочные в отличие от других кораблей, к тому же обладающие собственным разумом. Так же способны впитывать в себя память своих капитанов, если те принадлежат к конкретной семье.
В прошлом Живые Корабли продавали торговым семействам Удачного. За баснословную сумму, расплачиваться приходится расплачиваться многим поколениям вперёд. Либо золотом, либо тем, что из семейства торговцев забирают молодого представителя, дабы он вступил в брак с жителями Чащоб.
Плата дорогая, к тому же ещё есть налог правителю Джамелии, зовущемуся Сатрапом. Половину прибыли ему в казну, а взамен все земли на Проклятых Берегах пожалованы старинным торговым семействам. Но к началу саги о Кораблях ситуация меняется. Новый молодой Сатрап жалует эти земли так называемым «новым купчикам», вопреки прежним договорённостям. И эти новые купчики стали устанавливать свои правила. Они пытаются насадить рабство, которое в Удачном не приветствуется. При желании этому можно найти объяснение не только в моральных принципах старинных торговых семей. Живые Корабли способны чувствовать состояние тех, кто на борту. И наличие рабов плохо сказывается на них.
Возвращаюсь к Вестритам, владеющим Живым Кораблём «Проказница». С его смертью корабль пробуждается, а капитаном оказывается муж старшей дочери Кефрии Кайл Хевен. Вопреки ожиданиям младшей дочери Альтии.
В недалёком прошлом была эпидемия кровавого мора, от которой погибли сыновья Ефрона. И он стал воспитывать Альтию как будущего капитана «Проказницы». Но вот Кайл как-то сумел убедить, что на роль капитана он подойдёт лучше.
Альтия с подобным соглашаться не захочет. И читатель скорее будет на её стороне. Кайл Хевен изначально не внушает никакой симпатии. Это самодур, жадный до власти и денег. Пусть он говорит, что всячески старается вывести семью Вестритов из финансовых затруднений, вполне вероятно что сам в это верит. Но сути не меняет.
На «Проказнице» всегда должен быть Вестрит по крови. Кайл им не является, он просто муж сестры. Но и Альтия ему там не нужна. И он забирает из монастыря Са своего сына Уинтроу вопреки его воле. Кайл не считается ни с чьими желаниями, готов давить всякое сопротивление.
Если говорить о персонажах в принципе, то нельзя сказать, что тут все серые. Представлены конечно правдоподобно, не плоско. Но скорее есть положительные с недостатками и отрицательные, в которых при желании можно найти что-то хорошее. Правда в Кайле это сделать трудно, правда вполне можно Кенните. В принципе на роль серых могут претендовать как раз пираты и люди с ними связанные. Та же Этта, шлюха влюблённая в Кеннита. Способна на не меренную жестокость, но готова отдать всю себя для любимого. Ну а персонажи, которые станут меняться к лучшему, начнут это делать не в первой книге.
Одной из основных линий будет стремление Альтии вернуть «Проказницу». Ведь Кайл в пылу поклялся именем Са, что если у той будет рекомендация от какого-нибудь капитана, он сразу отдаст ей корабль. Вполне очевидно, что Кайл это делать даже не подумает. Но клятва Са священна, и Альтия надеется на этом основании привести его к ответу. Всё равно донельзя наивный план, о чём выскажется Брэшен, бывший старпом Ефрона. Прирезать Кайла и то было бы разумнее, но это не путь хороших героев, которым ещё надо настрадаться.
Если говорить о Брэшене, то довольно не интересный герой, в каком бы выгодном свете не старалась его показать Хобб. Именно в выгодном, пусть он склонен баловаться наркотиками в тяжёлые времена. По сути Брэшен является придатком для Альтии. Первая книга ещё даст надежду, что каноничного плюс один не будет. После того как Брэшен с Альтией ожидаемо переспали, расстались они не очень хорошо. А потом у последней на горизонте показался иной красавец, выходец из старинной торговой семьи Грейг Тенира. Меня впрочем не волнуют любовные похождения и переживания, но я бы оценил такой отход от канона. Но не судьба, после прочтения всей трилогии.
Небольшое отступление про Ефрона Вестрита. О нём тут говорится чуть ли не как о легендарной личности. Не смотря на то, что своими действиями так и не вывел свою семью из долгов. Дело в его нежелании торговать с Дождевыми Чащобами. Он полагал, что оттуда пошёл Кровавый Мор. После этого упёрся в принцип, что из Чащоб ничего хорошего не следует ждать. Но меня при этом сильно смущает, что от Живого Корабля он при этом не отказался. Их ведь тоже создали жители Чащоб. Двойные стандарты получаются.
Снова к роману. Жена Ефрона Роника и старшая Дочь Кефрия будут переживать, что дали Кайлу слишком много власти. Тот ко всему прочему решил сделать из Живого Корабля работорговое судно. Будет ещё Малта, дочь Кефрии и Кайла, которая будет бесить своими эгоизмом и своеволием. И ещё верой в своего «замечательного» папу. Правда будут предпосылки к тому, что она сыграет некую важную роль.
Перед нами показан интересный мир, точнее другая часть мира Элдерлингов. Кто читал сагу об убийце его уже знает. Вопрос в том, захочет ли читать. Я осилил лишь из упрямства. Это женское фэнтези с благородными страдальцами, огребающими за свои моральные принципы. И страдальцы эти по сути добро без кулаков. Потому бесят не меньше сволочных персонажей. Повествование неторопливое, есть куча завязок, правда непонятно ещё зачем. Тот же безумный Живой Корабль «Безупречный», просто обрисован. Показан его характер, с ним связана некое загадочное прошлое. Но в чём его роль в саге совсем не ясно.
Важный поворотный момент происходит ближе к концу, когда Кеннит захватывает «Проказницу». Тут кстати впервые можно увидеть, что капитан пиратов действительно довольно харизматичная личность.
Безумный корабль
Вторая часть трилогии часто является чем-то промежуточным. Справедливо и в данном случае, как правило. Действие продолжает идти неспешно, лишь ближе к концу сюжет поворачивается в пользу действия. Покушение на Сатрапа Джамелии Касго, пробуждение Драконицы Тинтальи. До этого всё такое совершенно неспешное повествование, где сюжет двигается как черепаха. Некоторое время что-то интересное происходит у пиратского капитана Кеннита. Потом любопытно наблюдать за изменением Малты.
Если говорить о Кенните, то поначалу так куча переживаний вокруг ампутации его ноги. Напоминает момент, когда юноша священник переживал по поводу того, что надо отрезать указательный палец. То было в первой книге. Начинаешь подозревать, что автору нравится что-то отрезать своим персонажам...
Есть вроде как висящие на стене ружья, вроде Кайла Хевена, бывшего капитана Живого Клрабля «Проказница» и Са'Адара, жреца Са, ставшего рабом. А позднее возглавившего восстание рабов на «Проказнице». Жрец считает, что Живой Корабль нужно отдать ему, а Кеннит забрал его себе, что понятно. Са'Адар будет некоторое время строить козни. Но пиратский капитан не станет долго этого терпеть, быстро избавится от жреца. В этом отношении Кеннит действует куда разумнее других основных персонажей. Видимо роль Са'Адара только в том, чтобы показать, что пиратский капитан готов на деле избавляться от препятствий. А то всё только мысли да мысли.
Роль Кайла же явно в том, чтобы третировать своего сына Уинтроу. Мол тот предал семью, служа пиратом, настроил против него Живой Корабль «Проказницу» и прочая. Собственно Кайл действует в своём прописанном характере самодура, при котором сам он ни разу не виноват. При всех злоключениях Кайла его ни разу не жалко. Кеннит же в итоге убирает Кайла с глаз долой от Уинтроу и Живого Корабля. Удивительно что не убивает, да и в сюжете это особо ничего не изменило.
Кеннит всячески старается завоевать доверие «Проказницы», пытаясь воздействовать в том числе на Уинтроу. Тот Вестрит, потому у него особая связь с Живым Кораблём. Но молодой жрец проявляет большую проницательность в отношении пирата. Мол тот делает добрые дела лишь в угоду собственному властолюбию. Действует эта проницательность до момента, когда на Кеннита происходит покушение. Работорговцы напали на пиратское поселение, жители которого проигнорировали советы пиратского капитана по обороне. Теперь они стали винить Кеннита, мол он навлёк беды своими амбициями. Вот тут Уинтроу вступается за пирата. Это логично в том плане, что этим юный жрец Са спасает свою жизнь. Но вместе с тем внезапно начинает верить в благородство Кеннита сам. Это такой самообман, чтобы перед самим собой не выглядеть лицемером? Автор не даёт на это ответа ни разу.
Альтия Вестрит претендует на владение «Проказницей», считая это своим правом. Но та в руках пиратов, вернуть её практически невозможно. Но вот у её бывшего любовника Брэшена возникла идея использовать сумасшедший Живой Корабль «Совершенный». Теперь у сумасшедшего корабля появляется значительная роль. Однако «Совершенный» плохо управляем, часто упрямится. Да и набранная команда оставляет желать лучшего, поскольку взята из низов.
Начинаются приоткрываться некоторые загадки. Что такое Живые Корабли, зачем присутствуют гигантские разумные змеи, прошлое «Совершенного» и др. Одни загадки ещё не раскрыты, на другие намёки столь не прозрачны, что автор могла бы уже прямо их открыть.
Вводятся новые персонажи, в частности Серила, Сердечная Подруга Сатрапа. Прочитав зачем изначально нужны Сердечные Подруги я десять раз себе напомнил, что мир фэнтезийный, а не псевдосредневековый. И тут период эмансипации вполне может быть пройденным этапом. В принципе я вполне спокойно отношусь к такому явлению, как женщины стражницы и тому подобное. Но что есть Сердечные Подруги? Их изначальное предназначение давать Сатрапам мудрые советы. Не просто женщины советницы имеют место быть, что кстати я нормально воспринял бы. Но отдельная женская должность как-то не укладывается в голове. Хотя не знаю, может когда-то где-то такое имело место быть.
В любом случае сага о Живых Кораблях является откровенной одой эмансипации. Потому тут более яркие именно женские персонажи. Несгибаемые Роника и Альтия, развивающиеся Кефрия и Малта и другие. Рэйн, Грейг и Уинтроу вроде бы колоритны, но остаются тенью, Брэшен откровенно скучен. Разве что Кеннит начинает вырисовываться чем-то большим, чем плоским образом элегантного злодея для дамских романов.
Корабль Судьбы
По сравнению с первыми двумя книгами данный роман более динамичный. Только зная, какой тягомотиной были два первых тома, достоинство это сомнительное. Третья книга так же полна всяких ненужных описаний, затянутых переживаний и прочего. Но нельзя сказать, что тут нет интересных моментов.
Самый лучший эпизод происходит в середине книги. Это когда Брэшен и Альтия, плывя на Живом Корабле «Совершенный» наконец находят пиратского капитана Кеннита. Они собираются вести с ним переговоры. И в иной ситуации такой подход был бы разумным.
Вот только Кеннит и «Совершенный» старые знакомые, при чём очень близкие. И «Совершенному» известно прошлое пиратского капитана, которое тот хочет похоронить.
«Совершенный» связан с купеческой семьёй Ладлаков, а Кеннит является незаконным отпрыском капитана из той семьи. Однажды этот корабль захватили пираты, сделав Кеннита заложником. Тот испытал много горя, находясь у пиратом. И «Совершенный» однажды забрал его боль, почему Кеннит и казался не совсем живым. Это тот случай, когда персонажу пошло на пользу изрядная доля плоскости.
Кеннит пытается потопить «Совершенный», а Альтия оказывается у него в плену. По сути попадает на корабль «Проказница», которую хочет вернуть. Альтия напоминает Кенниту её племянника Уинтроу, к которому пират по своему привязался. А встреча с «Совершенным» явно пробудила в Кенните часть похороненных чувств.
И вот вам новый поворот, Кеннит внезапно изнасиловал Альтию. Данный ход смутил, не смотря на то что во второй книге с Серилой произошло подобное. Вроде как автор дал понять, что способен с героями творить подобное. С другой стороны Малта, оказавшаяся на Калсидийском судне вместе с Сатрапом, подобной участи избежала. Хотя среди калсидийцев это почти невозможно. А тут Кеннит, предпочитающий действовать тонко, выкидывает подобное.
С одной стороны в плане логики тут не придерёшься. С другой, в сюжет это особо ничего не привносит. Удивило очень поведение «Проказницы», которую Кеннит убедил, что Альтии всё приснилось. «Проказница» всё таки Живой Корабль. И мне более вероятным видится, что она поверила пирату, потому что захотела поверить. Это походит на поведение женщин, которые предпочитают закрывать глаза, когда их мужчина жестоко обращается с их ребёнком. При этом ни разу не видно, чтобы это кто-то осудил.
Теперь к другому. Все загадки будут раскрыты полностью, впрочем многое было ясно и до этого. Гигантские змеи это детёныши драконов, диводрево это драконьи коконы. И по сути жители Дождевых Чащоб, использую диводрево, устроили драконам геноцид. Тинталья одна избежала участи.
Немного о Тинталье. Автор пыталась прописать драконий характер, существо смотрящее на людей как на бабочек однодневок. И волнующейся только за свой род. Где-то это удалось, но чего-то не хватает. Тинталья уступает тому же дракону из «Демонических войн» Роберта Сальваторе. А ведь Сальваторе по сути автор чуть выше среднего. Не бездарность, но и далеко не мастер. Да и персонажи его в основном односторонние и плоские.
У Хобб некоторые персонажи меняются в лучшую сторону. За Малтой в этом плане наблюдать интересно. А вот внезапное изменение Сатрапа Касго выглядит натянутым. Конечно не мало людей, как ни странно, умнеют благодаря внезапному озарению. Но оно включает переосмысление определённого жизненного опыта, начинаешь видеть оттенки, которые до этого упорно не замечал. Не вписывались они в прошлую картину мира. А какой опыт у Касго, избалованного юноши, интересующегося только плотскими удовольствиями?
Немного о Кайле Хевене, который снова нарисовался, будучи найденным Брэшеном. Можно предположить, что это будет ружьё, которое должно выстрелить. Но оно не стреляет, скорее даёт осечку. В сюжет он больше ничего не привносит и спокойно гибнет от лихой стрелы. Мало кого это огорчит, он в лучшую сторону упорно так и не изменился. По сути его можно было слить ещё во второй книге.
Концовка романа просто кричит что это женское фэнтези. Слащавый конец где все счастливы. У меня конечно вызывает сомнение образовавшаяся пара из Уинтроу и Эттой. Самая неподходящая пара, а последняя прям таки наглым образом навешивает на молодого парня воспитание чужого ребёнка. Ведь Этта беременна от Кеннита, а Уинтроу и не рассматривала как мужчину, когда пират был жив. У Интроу же просто бурлят чувства в связи с молодостью. С Эттой он дружит, но в его чувствах просто сквозит неопытность. Если уж Этте нужен мужчина для воспитания её ребёнка, то выбирать надо кого-нибудь вроде Соркора. Более зрелого и осознающего, что берёт на себя. Проблем найти подобного быть не должно. Женской фэнтези, что тут ещё скажешь...