• На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!

    Вход Регистрация

Литературоведческое: вопросы реализма в фэнтези

Может ли фентези вообще быть реалистичным?


  • Всего проголосовало
    57

echo-7

Мастер-над-оружием
Вообще нет, прямо совсем. Описанная вами ситуация подойдёт только очень немногим произведениям жанра, где в качестве обязательных условий нет информации о существовании бога/богов, а магии шиш да маленько. Условно, для ПЛИО данный шаблон подойдёт, и то даже там спокойно можно обойтись - и обошлись на практике - без пункта про эльфов и гномов. А вот у Толкина уже не сработает, притом что у него аж первое из необходимых условий наличествует. А многие произведения жанра фэнтези вообще представляют из себя миры, наполненные магией и с весьма активными богами в анамнезе, там взаимодействие должно быть принципиально иным. Бог один? Он создал расы равными или кого-то обидел? Первый пункт - смотрим на Толкина, второй пункт - значит, у нас есть пятая колонна, поклоняющаяся местному Люциферу. Как к ним относятся остальные расы? Благ ли в таком случае единый бог в этом мире? Может, наше произведение будет сосредоточено на совершенно эпической попытке изменения всего мироустройства на стороне взбунтовавшегося местного ангела? Тут религиозный конфликт можно развернуть куда интереснее свечек. И то же самое для множества богов. Они существуют? Они свои у каждой расы? Если да, как относятся к конкурентам из других пантеонов? Если нет, то как их воспринимает каждая раса? В конце концов, бог-кузнец может быть главой пантеона у дварфов, богом-отцом, богом-правителем, великим защитником и подателем богатств. А у лесных эльфов та же самая фигура - совершенно инфернальное зло, уничтожитель и разрушитель. Оп, вот и конфликт нарисовался. Подытоживая, прежде чем вводить религию в свой мир, нужно ответить на вопрос, как выглядит наш мир (много магии, мало магии, много рас, сплошные люди и т.п.), как должна выглядеть религия (один бог, много богов, он\и существуют или не существуют и т.д), какую роль должна играть. И от этого уже плясать, а не сводить всё к единому шаблону.
Собсн-на, а чего бы и нет? Евреи вон записали всех вражеских богов в демоны. Если брать мир Толкиена, то там и клира как такового я не заметил. Как я уже говорил, религиозный мир в фентези косплеит или христианство в XXI веке, или радикальные течения в исламском.
Насчёт же проявления Богов, то верующим вполне дозволяется жить в мире, где подчас дьявол представляется куда более могущественной силой, чем Бог, и где некроманты и колдуны существуют ИРЛ :eek: Без шуток, вам будет не до смеха когда с этим столкнётесь. Логично, что верующие могут записывать хорошие поступки своих богов(да и чужих, чё уж), под чутким руководством священников на счёт правильных богов, а всякий негатив это от лукавого. Что же касается переходов из веры в веру, то см. падение Константинополя 1451 и последовавшая за этим добровольная исламизация. Если Валары сосут, то мы будет в Мелькора веровать. Орки - валаропоклонники вполне могли бы появиться, не будь орки биороботами по сути.
 

Нимврод

Знаменосец
Орки - валаропоклонники вполне могли бы появиться, не будь орки биороботами по сути.
В мире Толкина "хорошие парни" поклоняются не Валар, а Эру. Валар это его ангелы во главе с Манвэ как местоблюстителем Эру, не более.
 
Но если(как обычно) - эксклюзивная, то тут встаёт вопрос о том, не является ли использование магии условной топкой парового котла красным деревом:eek:
Да и вообще - энергию мало извлечь, её ещё преобразовать надо. Допустим, у нас есть инклюзивная магия, способная вращать лопасти трансформатора, только самого трансформатора пока не изобрели.
Я не особый знаток фэнтези, но интересно - есть ли фэнтези, где на равных соседствуют магия и сотовая телефония или компьютеры? Если не считать откровенного стеба, как у Панкеевой или Макса Фрая.

И еще про богов - есть ли книги про иномирского попаданца на Землю, по имени Иешуа Га-Ноцри?
 

Хильда

Без права писать

Lestarh

Знаменосец
Если действие занимает уйму времени, да еще персонажам приходится мотаться через пол мира (совсем как в ПЛиО), то все соотношение и привязка годовых сезонов на югах и северах, всяких там засух-наводнений, да еще вычисление расстояний из пункта А (на одном континенте) в пункт В (на другом) на лошадках или парусниках, все это само по себе тянет на научный трактат средних размеров.
Ну карта, линейка и диаграмма Ганта отчасти спасают :D

Я не особый знаток фэнтези, но интересно - есть ли фэнтези, где на равных соседствуют магия и сотовая телефония или компьютеры? Если не считать откровенного стеба, как у Панкеевой или Макса Фрая.
Я как-то писал, что вопреки популярному мнению антагонистичны не магия и наука/техника, а магия и промышленность. Альтернатива магу в нашей реальности это не учёный, а завод. Потому что маг своим личным волшебством создаёт то, что в нашем мире создаётся через технологические цепочки и индустрию.
Соответственно данный мир будет конфликтен - сотовый телефон прямой конкурент магу-телепату или там наливному яблочку на тарелочке. Как сюжетная канва это неплохо, но вот какой-то обоснуй как оно так получилось и почему более эффективная модель из двух - магия и технология не смогла полностью вытеснить конкурирующую - имхо сделать крайне сложно. Единственное это какой-то хитровыпиленный магопанк, где маги функционируют в качестве станков на заводах - что-то подобное было у Джордана в "Колесе времени" когда в какой-то момент магичек-учениц тупо сажали за длинные столы и заставляли весь день кастовать изготовление волшебной посуды и разного рода барахла на продажу (хотя основная цель была не коммерческой, а секретная тренировка коллективного суперзаклинания). Но это уже будет не фентези, а именно "ответвление киберпанка" с совершенно другой жанровой спецификой.
 

Dargl

Знаменосец
сть ли фэнтези, где на равных соседствуют магия и сотовая телефония или компьютеры?
Есть такая штука как Shadowrun))
Shadowrun — настольная ролевая игра в жанре «science fantasy», действие которой происходит в вымышленной вселенной ближайшего будущего, в рамках которой сосуществуют кибернетика, магия и фантастические существа. Она сочетает в себе жанры киберпанка, городского фэнтези и криминальных историй, со случайными элементами теорий заговора, ужасов и детективной фантастики. С момента своего создания в 1989 году «Shadowrun» остается одной из самых популярных ролевых игр. Она породила обширную франшизу, которая включает в себя серию романов, коллекционную карточную игру, две настольные военные игры на миниатюрной основе и несколько видеоигр
 

Ell

Ленный рыцарь
Мне кажется реалистичными могут быть только какие-то поджанры вроде городского фентези или попаданцев. Полноценный вымышленный мир слишком сложно продумать.
 

Шуаль Шэлэг

Мастер-над-оружием
Ну карта, линейка и диаграмма Ганта отчасти спасают :D
Да не вопрос:) Диаграмму Ганта отставляем в сторону. Берем бумагу, линейку с карандашом, прикидываем, какие параметры планеты мы хотим, и рисуем. А потом всю эту красоту еще и назвать надо. И желательно не на всеобщем, а в разных регионах на разных языках. У большинства нормальных людей эта техническая работа выжрет уйму времени. Возможно, больше, чем написание самого "мяса". Вот писатели на этом и экономят. А читатели потом гадают, что за великое колдунство скрывает тайна непоследовательных и оочень Долгих Зим и Лет:D
сотовый телефон прямой конкурент магу-телепату
Но почему? В телефон пускают только того, кого хотят, и тогда, когда хотят. И говорят и показывают по телефону только то, что хотят. А маг-телепат тем и хорош, что может вломиться в голову кому угодно, когда захочет, и вынуть оттуда (из головы) все сокровенные тайны. Даже те, которые подопытный хотел сам от себя спрятать. Кмк, при желании вполне можно просочетать магию и современные технологии.
 

Lestarh

Знаменосец
Это не по моей части. Я не игрок.
Это не совсем игра, это вселенная типа той же Вахи.
Шедоуран развивался и публиковался корпорацией FASA с 1989 по 2001, после её закрытия права перешли к WizKids. На 2014 год текущая редакция — пятая (издаётся Catalyst Game Labs), вышло уже более сотни игровых дополнений, около сотни художественных книг, видеоигры и пр.

Другое дело, что это всё же, имхо, не фентези, а очень специфический киберпанк...

Полноценный вымышленный мир слишком сложно продумать.
Ну научные фантасты как-то справляются :D

У большинства нормальных людей эта техническая работа выжрет уйму времени.
Ну сейчас в сети куча прокачанных инструментов. Это Толкиену язык надо было всю жизнь выдумывать, сейчас вменяемый простенький конланг можно сгенерить за несколько секунд. Если потратить день на тюнинг и настройку параметров - уже и не совсем простенький...
С картографией ещё проще - генераторов много, включая относительно продвинутые. Да - будет заметно, что не руками делалось, но всё же можно годы не тратить.

Но почему? В телефон пускают только того, кого хотят, и тогда, когда хотят. И говорят и показывают по телефону только то, что хотят. А маг-телепат тем и хорош, что может вломиться в голову кому угодно, когда захочет, и вынуть оттуда (из головы) все сокровенные тайны. Даже те, которые подопытный хотел сам от себя спрятать. Кмк, при желании вполне можно просочетать магию и современные технологии.
Ну здесь скорее отсутствие в фентези образа "мага-связиста" (хотя объективно он крайне нужен). Дальняя связь обычно в жанре либо игнорируется либо реализуется какими-нибудь волшебными кристаллами или там воронами как у Мартина.
С другой стороны "читалка мыслей" в целом уже может считаться "технологией ближнего прицела" - работы по нейроинтерфейсам, в том числе неинвазивным, ведутся довольно активно.
В средине июня компания Kernel заявила о готовности шлема для чтения мыслей собственной разработки. Фирма планирует отправку этих шлемов партнерам уже в ближайшее время. Среди них — частные компании и исследовательские лаборатории. Стоимость шлема — $50 тыс., его вес — всего 900 граммов.
Компания Kernel представила две модели шлемов. Первая модификация — Flow — может оценивать внимание и эмоциональное состояние подопытного. Вторая модель под названием Flux будет исследовать исключительно работу мозга, его способность к обучению и реакцию на внешнюю информацию.
Брайан Джонсон (Bryan Johnson), основатель компании Kernel, планирует к 2030 году снизить стоимость шлема до цены среднего смартфона и сделать так, чтобы его могла купить любая американская семья.


Если хотя бы часть того, что обещают реализовать к 2030-му году будет сделано, то успешно доживших могут ждать довольно интересные времена :sneaky:
 

dmitrsh

Знаменосец
Я как-то писал, что вопреки популярному мнению антагонистичны не магия и наука/техника, а магия и промышленность. Альтернатива магу в нашей реальности это не учёный, а завод. Потому что маг своим личным волшебством создаёт то, что в нашем мире создаётся через технологические цепочки и индустрию.
А как быть с вампирами? Это ведь тоже вид магии. Между тем рассказы о вампирах вполне сочетаются с нашим временем, а истории типа "Сумерек" имеют много поклонников (особенно у женской части аудитории).
 

Lestarh

Знаменосец
А как быть с вампирами?
Это мистика и хоррор. Каковые отлично сочетаются практически с чем угодно (кроме классического "твёрдого" детектива, где мистическое объяснение событий запрещается жанровыми правилами).
 

Нимврод

Знаменосец
Я как-то писал, что вопреки популярному мнению антагонистичны не магия и наука/техника, а магия и промышленность. Альтернатива магу в нашей реальности это не учёный, а завод. Потому что маг своим личным волшебством создаёт то, что в нашем мире создаётся через технологические цепочки и индустрию.
Вот кстати да.
 

Арканис

Знаменосец
А маг-телепат тем и хорош, что может вломиться в голову кому угодно, когда захочет, и вынуть оттуда (из головы) все сокровенные тайны. Даже те, которые подопытный хотел сам от себя спрятать. Кмк, при желании вполне можно просочетать магию и современные технологии.
И это, кстати, постоянно делается в фантастике, где телепат / псионик / провидец неотъемлемая часть жанра. Фэнтези просто тяжело воспринимается с антуражом вне архаичного. Пишешь про магию в современном мире, как какой-нибудь Лукьяненко, - и тебя уже записывают в отдельный жанр, потому что нет рыцарей, эльфов и драконов
 

Сехметхотеп

Мастер-над-оружием
Я как-то писал, что вопреки популярному мнению антагонистичны не магия и наука/техника, а магия и промышленность.
Я бы так не сказал. Магам разве что было бы выгодно всячески тормозить развитие огнестрельного оружия. А вот что касается индустриального развития, экономики, финансов - все это играет им на руку... если у них есть прорицатели. Прорицатель (например, такой, как описан у Лукьяненко в "Дозорах") + доступ на биржу = финансовые возможности ограничены только какими-то оргмоментами (вроде того, что если человек за месяц станет мультимиллиардером, то это будет подозрительно). Но магическое сообщество лишено таких проблем. Иными словами, если представить, что в мире есть маги и в этом мире уровень развития как ИРЛ, то все корпорации принадлежат магам (о чем, разумеется, никто не знает). Учитывая неограниченные финансовые возможности, большая часть правительств будут марионеточными. Корпорации могут взять под свой контроль университеты и развитие науки и направлять прогресс в нужную сторону.
 

Шуаль Шэлэг

Мастер-над-оружием
Ну сейчас в сети куча прокачанных инструментов.
Хорошая жизнь у продвинутых юзеров. Я по прежнему вручную рисую. И с языками также. Из гугл-переводчика:envy::(
"читалка мыслей" в целом уже может считаться "технологией ближнего прицела" - работы по нейроинтерфейсам, в том числе неинвазивным, ведутся довольно активно.
Ну да. Технологий придумают еще много всяких и разных. И маги рядом с этими технологиями тоже могут спокойно жить.
Вот выше уже развернуто ответили:)
 

Skinny guy

Знаменосец
Я как-то писал, что вопреки популярному мнению антагонистичны не магия и наука/техника, а магия и промышленность.
Читаю это, одновременно глядя на аватарку Арканиса и вот уже Planescape: Torment превращается в Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura.
 

White Owl

Знаменосец
Вспомнил еще два произведения с современной технологией и магией (здесь как раз развитой)
Пол Андерсон "Операция Хаос" и "Операция Луна".
 
Сверху