Путешествия Тафа
«Чумная звезда»
Космическая новелла в традиционном духе. Есть цель путешествия, к которой стремится команда исследователей. Довольно разношёрстная компания и мало кто из неё внушает симпатию.
Капитан Таф нанят для того, чтобы доставить их к цели. Древнему боевому космическому кораблю, оборудованному биологическим оружием. Такая находка представляет огромную ценность, тем не менее не все склонны к честной делёжке.
Сам Таф производит странное впечатление. Есть в нём своя харизма, а его ум позволяет выпутываться из различных переделок. В которые он попадает из-за своей наивности.
Концовка вышла не плохая, хотя при желании можно и придраться. Но недочёты можно найти и в лучших произведениях. На эту повесть можно потратить время. И каждый воспримет по своему. Кого-то порадует следование традициям, кто-то найдёт ей вторичной.
Таф персонаж любопытный, однако есть ощущение, что Мартин списал его с себя. Эта особенность многих его главных героев, что мешает их самобытному восприятию.
«Хлеба и рыбы»
После того, как древний военный корабль оказывается у Тафа, он направляется в С'Атлэм, один из высокотехнологичных миров для ремонта. Выбор мира исходит из его честной репутации. Но подобный корабль является огромным соблазном.
Таф хочет оставить корабль себе, желание вполне понятное. Но ресурсы корабля, представляющие собой великие достижения генной инженерии, так же необходимы С'Атлэму. Дело в том, что жители этого мира плодятся как кролики. Религия зациклена на ценности жизни и поощряет к созданию новой. Потому ни о каком контроле рождаемости не может быть и речи.
Кроме того С'Атлэм по сути цивилизован. Потому мало кто в нём стремится к войне, а она может оказаться неизбежной. Соседи не допустят к себе эмигрантов оттуда, что правильно. И политика мирного заселения чужой территории, а в последующем и вытеснения не сможет иметь успеха. А сатлэймцы и к ней в своё время прибегали.
Естественно увеличение населения ведёт к ухудшению уровня жизни. Это грозит войной и голодом. Разумный вариант утилизации лишнего населения отпадает из-за излишней филантропии, которую и религия поощряет.
Таф вызывается помочь С'Атлэму, тем более от этого зависит сумеет ли он сохранить свой корабль. Хотя даже решение проблемы сатлэмцев этого не гарантирует.
Произведение по своему затягивает. Но наивность Тафа в некоторых вещах смущает. Мартин видимо решил выписать становление его осторожности из рассказа в рассказ.
«Хранители»
Таф решает помочь планете Намория, жители которой внезапно стали подвергаться атакам морских монстров. Ему придётся решить проблему, а так же загадку появления чудовищ.
История пусть увлекательна, но по сути проста. И ещё автор решил использовать её как предысторию появления кота телепата. Который сыграет и в этом произведении свою роль.
«Повторная помощь»
Таф возвращается на С'Атлэм, чтобы выплатить первую половину своего долга. И узнаёт, что его первое решение продовольственного кризиса отдалило проблему не на столько далеко, как предполагалось. Решив что голод им не грозит, сатлэмцы ещё больше стали плодится.
Тафу придётся дать этому миру новые культуры, а ещё высказать несколько рекомендаций. От чего жителям мира стоит отказаться. В том числе предложить ограничить рождаемость, однако это не вызовет понимания. Что вполне ожидаемо.
С С'Атлэмом получается эдакий цикл внутри цикла. Это может увлечь. Читая второе произведение об этом мире, я пришёл к выводу, что Таф сделал бы ему большее одолжение вовсе не новыми пищевыми культурами. Вероятно следовало пустить вирус, который подкосил бы большую часть населения. Таким образом радикально и эффективно решил проблему.
«Зверь для Норна»
По времени написания это самый первый рассказ про Тафа. И самый примитивный по структуре, что может отпугнуть читателя.
На планете Лайронике популярны звериные бои. Несколько правящих домов выставляют своих зверей. Но вот представитель дома Норна обращается к Тафу, чтобы приобрести нового зверя. Таф соглашается, и на арене Лайроники появляется новый чемпион.
Дальше к Тафу обращаются другие дома. Последний представитель считает себя самым хитрым, полагая что купит лучшего зверя. Но в итоге будет подвох.
Здесь к самому Тафу испытываешь мало симпатии. По сути он судит чужой мир своим уставом. Но разрушая его устои, он ломает его экономическую систему. Обрекая людей на тяжёлую участь. Об этом не говорится, но так и есть.
Таф решает взять на себя роль Бога, меняя чужой мир, согласно своей морали. Иногда это может и необходимо, однако в данном случае сомнительно.
«Зовите его Моисеем»
Тафу предстоит заняться очередной планетой. И противостоять некоему Моисею, который каким-то чудом устроил на планете божьи чудеса. И захватил власть. Теперь её жители вынуждены вести варварскую жизнь, хотят они того или нет.
История в общем ни чем не интригует особо. Но и читается не тяжело.
«Манна небесная»
Последняя история цикла, связанная снова с С'Атлэмом. Связанный с перенаселением кризис по прежнему угрожает этому миру. На носу война с соседями. Внутри увеличилось количество преступлений, в том числе убийств. Появились случаи каннибализма. Но подобное спонтанное и самопальное регулирование населения помочь не может. Да и в большинстве своём вызывает ужас у большинства сатлэмцев.
И снова Тафу решать проблему. И играть роль Бога, как он это делал в «Звере для Норна». Но если там он разрушил экономику, тут дело к спасению. Новая культура, которую он предложит С'Атлэму уже не просто решит продовольственный кризис. Она стерилизует многих обитателей этого мира. Правда у некоторых будет иммунитет. Решение проблемы правильное, не хуже чем пустить какую-нибудь чуму. Хотя придётся выявлять тех, у кого иммунитет, но учитывая уровень технологии, это вероятно возможно.