Так вот. Я собралась с мыслями и цитатами и готова расписать более-менее развернутое мнение о Дейнерис.
BFGIOk,
tarris, как обещала.
Для начала скажу, что в целом к Дени я равнодушна (если не считать первой книги), но просмотрев еще раз некоторые ее главы я вижу, за что она многим нравится. Она воспринимается не как историческая фигура, а как легендарный герой: вокруг нее творятся невероятные события, пробуждается магия... Дени - это символ, и как символ она, пожалуй, на своем месте. Не уверена, что как правитель.
Я уже говорила, что когда Дени взяла Миэрин, она устроила там хаос. Вот несколько цитат из первой главы Танца, которые, по-моему, вполне однозначно говорят о том, что все, мягко говоря, плохо.
Цены на продукты росли каждый день, а плотские утехи дешевели.
За разноцветными кирпичными стенами Миэрина её власть была еще слабее. В огромных поместьях на склонах холмов все еще трудились тысячи рабов, выращивая оливки и зерно, овец и лошадей и добывая медь и соль в шахтах. Какое-то время городские хранилища были ещё способны снабжать город пищей — зерном, маслом, оливками, сушеными фруктами и солониной, но запасы истощались.
Экономика Миэрина базировалась на работорговле. С отменой работорговли она вполне ожидаемо рухнула. Конечно, господа города тоже внесли свою лепту, когда сожгли оливковые рощи и строевой лес, но едва ли это могло ударить по городу так же сильно, как уничтожение основного источника дохода.
Миэринцы были коварны и упрямы, сопротивляясь ей при каждой возможности. Они освободили рабов… но тут же наняли их обратно в качестве слуг за такую ничтожную плату, что многие едва могли себя прокормить. Слишком старые и слишком юные, чтобы работать, освобождённые рабы были выброшены на улицы вместе со слабыми и больными. И всё равно великие господа приходили на вершину пирамиды, чтобы жаловаться на то, что королева драконов наполнила их великий город толпами немытых нищих, ворами и шлюхами.
Дени воспринимает отпор, который ей дают господа, как сопротивление плохих людей тому хорошему, что она делает. Господа, разумеется, не хотят отдавать свой город и власть какой-то чужачке, которая пришла с какими-то новыми порядками. Но правда в их словах тоже есть: она действительно наполнила Миэрин всяким отребьем, что явно не является признаком процветающего города.
Она и сама это понимает.
— Бедный город, который некогда был богат. Голодный город, который некогда был сыт. Окровавленный город, который некогда был миролюбивым.
Его обвинения жалили. В них было слишком много правды.
Вы как хотите, но мне кажется, что такое положение вещей, которое она получила после взятия Миэрина, - это не то, чего Дени хотела.
В течение пятой книги Дени работает на то, чтобы привести город в порядок. Мне лично это видится так: сначала она нанесла сокрушающий удар и Миэрин начал разваливаться, и тогда Дени, увидев, что сделала, начала поспешно хватать кусочки и ставить их на место, чтобы предотвратить крах. Что-то она привнесла новое (засеяла поля, приставив к этому вольноотпущенников, посадила новые оливковые рощи), что-то пришлось вернуть старое (частичный возврат работорговли, бойцовые ямы). Сначала она хотела изменить все одним махом, потряся, так сказать, основы Миэрина и создав новый Миэрин. Ну, как оказалось, так это не работает, поэтому приходится давать задний ход и исправлять сделанное. В том числе ей приходится принимать некоторые культурные особенности города.
«Чтобы править Миэрином, я должна завоевать любовь миэринцев, как бы я их ни презирала».
В книге есть эдакий символ Дениной готовности принимать обычаи Миэрина - токар. Деталь гардероба, на которую Мартин не просто так обращает внимание. Сначала она категорически не хочет принимать культуру города:
Захватив Миэрин, Дени хотела запретить токары, но совет её переубедил.
Но ее переубеждают, и она таки соглашается одеть "заячьи уши" и носит их - это первая уступка. Потом она вновь открывает бойцовские ямы - принимает еще один обычай, - с оговорками, разумеется. Наконец, она берет в мужья Хиздара - третья уступка. И это все правильные решения, надо сказать.
Вообще, в правлении Миэрином Дени учитывает опыт Астапора (которому повезло еще меньше, чем Миэрину) и учится на ошибках, сделанных там. Например, не бросает город, а остается, чтобы вернуть ему мирное существование - но уже по ее правилам.
Хильда, вы просили цитату насчет того, что она осталась там из чувства долга. Вот:
Вестерос. Дом. Но если она уплывет, что же будет с ее городом?
Мечты о доме и любви ослепили ее.
— Я не позволю Мирину разделить участь Астапора. Мне печально говорить это, но Вестеросу придется подождать.
Если давать этому решению оценку исходя из мотивов Дени, то оно идет ей в плюс.
К концу книги Дени удается улучить ситуацию в городе – по крайней мере, сир Барристан считает, что ее поля дают еду и люди уже не голодают (если честно, я забыла сохранить конкретную цитату и мне лень снова ее искать, но уж в этом-то вопросе вы мне и без цитат поверите). Предпоследняя глава – кульминация, которая показывает результаты ее работы в Миэрине (в каком-то смысле, «работы над ошибками», если сравнивать с Астапором): тут и муж Хиздар, и бои на потеху публике, ну и токар, конечно – все три ее уступки, как символы. И дальше происходит то, что опять же выглядит очень символично.
Кабан опустил морду в живот Барсены и начал поедать ее внутренности. Запах был невыносимым для королевы. Жара, мухи, крики толпы… я не могу дышать. Она сняла вуаль и позволила ей улететь. Она сняла и свой токар. Жемчужины легко перестукивались друг с другом, когда она разматывала шелк.
— Кхалиси? — спросила Ирри. — Что вы делаете?
— Снимаю кроличьи уши.
На песок арены спустилась дюжина копейщиков, чтобы отогнать кабана от трупа обратно в клетку. С ними был распорядитель боев, держа в руке длинный шипованный кнут. Он ударил им кабана. Королева встала.
— Сир Барристан, не проводите ли меня обратно в мой сад?
Хиздар выглядел смущенным.
— Это еще не все. Безумец, шестеро старух и еще три поединка. Белакво и Гохор!
— Белакво победит, — объявила Ирри, — Это известно.
— Это не известно, — Чкиху сказала, — Белакво умрет.
— Один умрет или другой, — сказала Дени, — а тот, кто выживет, умрет в другой раз. Соглашаться на это было ошибкой.
— Силач Бельвас съел слишком много саранчи. Тошнотворный взгляд расплылся на его широком коричневом лице.
— Силачу Бельвасу нужно молоко.
Хиздар проигнорировал евнуха.
— Могущественная, люди Меерина пришли, чтобы отпраздновать наш союз. Вы слышали, как они приветствовали вас. Не бросайтесь их любовью.
— Они приветствовали мои кроличьи уши, не меня. Уведи меня с этой скотобойни, муж мой.
В конечном итоге она отказывается принимать Миэрин, он ей противен: не хочет носить свои «уши», не хочет смотреть на бои, не хочет слушать Хиздара.
Так вот, итог.
Тут говорили о том, что качества драконьих всадников соответствуют положению драконьих яиц на костре. Яйцо Дрогона лежало у сердца, и Дени – это на сто процентов человек-сердце. Чтобы успешно стоять во главе королевства, ей нужен человек-разум. Такой, чтобы разделял ее мировоззрение, но принимал решения, руководствуясь умом, а не интуицией, состраданием хорошим людям и желанием возмездия для плохих людей. А сама Дени – это такое знамя свободы, мать народа, символ, но не правитель. Таково мое мнение.
Если вы готовы не придираться к словам и открыты обсуждению Дени с не-фанатом (меня, извините, уже до смерти задолбали войны фанов и хейтеров в темах Неда, Сансы, Серсеи и так далее, хочу нормальное культурное обсуждение
), я бы написала еще развернутое мнение насчет ее черно-белого максимализма, но это уже не сегодня.
P.S. Кстати, насчет Иных – Дени отлично подходит на роль борца с ними. Практически идеально. Во-первых, у нее есть драконы. Во-вторых, это пока что единственный противник, который отлично вписывается в ее черно-белое восприятие мира – абсолютный враг, в котором нет белой стороны (по крайней мере, пока что Мартин ее не показал), которого нельзя по-человечески понять вообще никак.