Основной источник книжных рекомендаций Мартина — его заметки в блоге о книгах, которые он советует прочесть в ожидании продолжения его собственного цикла, а также обзор номинантов премии Хьюго. Понятно, что оба условия накладывают отпечаток на жанровые предпочтения писателя, хотя он любит и читает разную литературу. В последнем списке мы собрали те немногие произведения из мейнстрима и классики, которые он упоминал в интервью. Здесь нет переводных романов, а упор делается на американских писателей (исключая разве что Чарльза Диккенса).

Джордж Мартин рекомендует классику и мейнстрим

Чарльз Диккенс: Повесть о двух городах (роман)

Когда Мартина попросили назвать пять любимых книг вне жанровых ограничений, он среди прочего назвал «Повесть о двух городах» — хрестоматийный роман Чарльза Диккенса о кровавых временах Французской революции, где есть место преданной любви, самопожертвованию и настойчивой ненависти.

Чарльз Диккенс: Большие надежды (роман)

«Большие надежды» — один из последних зрелых романов Диккенса об английской жизни начала XIX века. «Шедевр, который изменил мою жизнь», — подчеркнул Мартин, отчасти цитируя роман.  Это история жизни молодого Филиппа Пиррипа, преисполненного больших надежд о карьере, любви и процветании в «мире джентльменов». Мечты сбываются, пока он не узнает страшную тайну своего покровителя.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд: Великий Гэтсби (роман)

Это один из любимых и регулярно перечитываемых Мартином романов. «Великий Гэтсби — изысканная книга о романтической любви, — рассказывает Мартин в одном из интервью. — Есть три великих американских писателя, работавшие в 1920-е и 1930-е: Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Уильям Фолкнер, Эрнест Хемингуэй. Последний для меня слишком экономен, его знаменитая структура «субъект — глагол — объект» — это его голос, но я не слышу в нём пения. Фол­кнер, с другой стороны, для меня слишком цветист. Фицджеральд — ровно то, что надо, его поэтика — посередине между Фолкнером и Хемингуэем. Из всех его романов «Вели­кий Гэтсби» — самый короткий и компактный, в нем нет ни одного лишнего слова, его персонажи незабываемы, особенно сам Гэтсби — абсолютный романтический герой, который пытается обрести новое лицо и най­ти утраченную любовь. Финал настолько красив, что у меня перехватывает дыхание: «Так мы и пытаемся плыть вперёд, борясь с течением, а оно всё сносит и сносит наши судёнышки обратно в прошлое…»

Маргарет Митчелл: Унесённые ветром

Маргарет Митчелл: Унесённые ветром (роман)

Американский бестселлер о временах гражданской войны в США, за который писательница получила Пулитцеровскую премию по литературе. Мартин часто упоминает роман, но избегает каких-либо оценок его литературных достоинств. Зато упомянутого чуть выше Скотта Фицджеральда немного раздражало, с каким пиететом носились с этим произведением из «верхнего слоя беллетристики для развлекательного чтения». Нам нравится, как книгу отрекомендовал один из наших читателей для конкурса «Другие миры без ветров и зимы».

Джозеф Хеллер: Уловка-22 [Поправка-22] (роман)

Роман регулярно попадает в списки лучших произведений XX века по мнению различных опросов, литературных организаций — и вот Мартин тоже назвал его среди пяти своих любимых романов без учета жанра. В основе сюжета лежит стремление главного героя, наводчика бомбардировщика капитана Йоссариана, обойти так называемую «Уловку-22» — абсурдные бюрократические ограничения, которые лишают его права вернуться домой, отлетав свою норму боевых вылетов в период Итальянской кампании против войск Германии и Италии в 1944 году. Выражение «уловка-22» из романа широко используется в английском языке для обозначения (и критики) логической ловушки, образуемой взаимоисключающими правилами и процедурами.

Ларри МакМёртри: Одинокий голубь (роман)

Цикл романов американского писателя и сценариста Ларри Макмертри считается классикой вестернов и отмечен Пулитцеровской премией, он включает четыре книги о приключениях бывших рейнджеров в совсем еще юных Соединенных Штатах. Первый роман цикла (собственно «Одинокий голубь») Мартин назвал в пятерке любимых произведений без учета жанров. Кстати, среди любимых этот роман и у другого писателя фэнтези — Джо Аберкромби.

Пэт Конрой: Принц приливов (роман)

Пэт Конрой: Принц приливов (роман)

Один из любимых романов, который Мартин упоминает в пятерке любимых произведений без учета жанра. Бывший тренер футбольной команды и учитель английского языка Том Винго приезжает в Нью-Йорк, чтобы помочь своей сестре-близнецу Саванне, талантливой поэтессе, пытавшейся свести счеты с жизнью. Проговаривая с психологом сестры ее проблемы, он рассказывает наполненную драматическими событиями и потрясениями историю своей семьи, заново проживая детство и оценивая его с позиции взрослого человека.

Эмили Сент-Джон Мандел: Стеклянный отель (роман)

Эмили Сент-Джон Мандел: Стеклянный отель (роман)

«Это роман об отеле в какой-то глуши, о людях, которые там работают и останавливаются, о финансовой пирамиде, об искусстве, музыке, неблагополучной семье… и я даже не знаю, о чем еще, но вот что я точно знаю: от книги невозможно оторваться. Когда люди так говорят, то обычно подразумевают лихо закрученный сюжет, но Мандел не такая. У нее прекрасный, завораживающий слог без избыточности и вычурности. Можете меня считать ее фанатом», — восторгается Мартин.