Напишу все-таки отзыв о самом любимом сериале, точнее, о единственном сериале, о котором вообще хочется написать отзыв. Это "Ход королевы". Смешно вспоминать, но в прошлом ноябре, когда этот сериал попался мне на глаза, я даже смотреть его не стал, прочитав аннотацию. "Шахматы? Я же ничего не понимаю в шахматах" (на тот момент действительно почти ничего не знал). Героиня тоже не зацепила. Второй раз сериал попался на глаза в марте. На этот раз посмотрел. Что могу сказать... Для меня "Ход королевы" - лучший сериал в истории. Возможно, даже больше - лучшее кинопроизведение в истории.
В первую очередь меня это зацепило метафорой шахматной доски как окна в другой мир. В сериале исследуется взаимовлияние двух миров (шахматного и реального) сквозь призму внутреннего мира гения. Главная героиня, Бет Хармон, с помощью доски получает возможность уйти в более интересный и совершенный мир, чем повседневная реальность. Мир, подвластный ее воле, из которого она может лепить образы своего разума. С другой стороны, это же окно ее ограничивает в другом, внешнем, мире. Совершенство в одном мире оборачивается проблемами в другом.
И в этом, кстати, можно увидеть метафору всей современной жизни как таковой. Ежедневно мы сталкиваемся с морем информации. Если подумать, то почти 100% из нее проходит мимо нас, просто в силу того, что мы физически не способны воспринять больше. Современный человек живет в своего рода "коконе": с одной стороны, он имеет возможность подстраивать его под себя, с другой - этот "кокон" его же ограничивает. Получая одно, теряешь море других возможностей. На примере Бет Хармон это показано практически в своем максимальном выражении.
Весь сериал нам показывается, как она выбирает, что-то приобретает и теряет. И становится немного другой от серии к серии (или даже внутри одной серии), в то же время сохраняя основу, которую можно разглядеть еще в девятилетней девочке. Сериал в целом и главная героиня в особенности у меня ассоциируются с выцветшей репродукцией или фотографией в лучах яркого предзакатного солнца в конце лета с оседающей пылью в воздухе. Попытка поймать мгновение, концептуализировать его, придать ему неизменную форму и собственное бытие. Есть в этом что-то набоковское. Сериал как раз и рассказывает историю через отдельные сцены, в каждой из которых остается какая-то недосказанность.
Хорош сериал и тем, что поднимает вопрос дара и цены, которую надо за него платить. Во многом это перекликается с прежним пунктом. Дар развивает, но и ограничивает человека в каких-то других вопросах. Делает сложным, но делает и жизнь для человека сложной. Также затрагивается и вопрос, а что чувствуют те, кто гения окружает. Они ведь тоже платят свою цену (особенно это видно в шедевральной сцене расставания Бэт с Бэлтиком).
И конечно, сериал велик тем, что каждая сцена поставлена на высочайшем уровне качества. Все психологично, правдоподобно, каждая деталь раскрывает какую-то часть замысла. На раскрытие замысла работают костюмы, детали окружения, музыка - и разумеется, игра актеров. Можно разбирать хоть каждую сцену. Например, мне очень нравится сцена, когда Бет появляется в зале на турнире в Кентукки. Сразу видно противопоставление Бет и остальных. Она как юный Моцарт среди профессоров консерватории, ее некоторая потерянность лишь усиливает впечатление инаковости. Но при этом сразу понятно, что в жизни ей придется очень нелегко.
З.Ы. При этом я не знаю, хочу ли я, чтобы вышел 2 сезон. С одной стороны, конечно! С другой - а вдруг сериал опустит планку (как это бывало не раз с сериалами, которые начинались очень хорошо)? Тогда уж нет, пусть эта история останется такой, какая есть.