Жила-была неловкая толстушка Джоанна Морриган, поклонница Клеопатры и Скуби Ду, утомлявшая учительницу громадными эссе о своем «богатом внутреннем мире». Больше всего на свете Джоанна мечтала вырваться из своей беспросветной жизни, где над насмехаются сверстники и где она вынужденна обитать за перегородкой в комнате старшего (?) младшего (?) брата Крисси. И вот однажды этот самый брат подкидывает ей идею написать критическую статью о рок-н-ролле на конкурс в газету. Джоанна, никогда не любившая рок, неохотно садиться за печатную машинку (ах да, на дворе начало 90-х, если что!), вставляет в магнитофон первую попавшуюся кассету «для вдохновения», пишет рецензию и — естественно, выигрывает конкурс! И вот тут первый справедливый вопрос: погодите-ка, как можно, совершенно не увлекаясь поп-музыкой, не зная ни имен исполнителей, ни рок-стилей, ни тем более историй групп, вот так просто — как сказала леди
Lorrena - «взять и написать» критическую статью, только лишь послушав одну-две случайные песни?
Героиня насколько гениальна? Автор либо намекает именно на это, либо небрежно обращается в темой своего романа/сценария (Кейтлин Моран сама адаптировала свою книгу для экранизации), игнорируя элементарную логику. Ладно, спишем это на «сказочный» элемент. Далее фильм на короткое время старается поддать правдоподобности, когда редакторы газеты, куда написала Джоанна, вместо отхватить талантливую девочку с руками и ногами, фактически высмеивают её и дают отворот-поворот. Но Джоанна, приехавшая аж в сам Лондон из своей Хацапетовки, намерена взять быка за рога — и в конце концов, она уговаривает циничный мужской коллектив дать её шанс. После этого героиня красит волосы в жуткий рыжий цвет, одевает на себя черт знает что и придумывает писательский псевдоним — отныне она «легендарная» Долли Уайльд. Однако, это еще вовсе не было превращением в «плохую девочку» - всё впереди!
Минут пять-десять нам для проформы показывают, как Долли ходит в ночные клубы на концерты, заводит знакомства с панками и рокерами и чего-то там пишет. И вот тут, где-то после 35 минуты фильма, я было запаниковала — Алфи всё нет, и мне уже начало казатся, что он и вовсе не появится!
К счастью, не вызывающие интереса походы в клубы не заняли много времени, и желающая выйти на новый уровень Джоанна, буквально «выбила» для себя право взять у кого-нибудь интервью.
Кем-нибудь оказался певец валлийского происхождения Джон Кайт. Между прочим, да, он таки из Уэльса, а не из Ирландии — критикам следовало бы повнимательнее вслушиваться в диалоги, а не штамповать свои однообразные рецензии для отцепивловки. Кроме того, он не начинающий певец (как опять же, многие откуда-то взяли), судя по тому, что о нем пишут в газетах, а коллега спрашивает у Джоанны, слушала ли она его новый альбом. Короче говоря, с того момента, как она полетела в Дублин, мне стало заметно веселее!
Далее следует расширенная версии сцены из «Мемуаров гейши», где
Председатель угощает юную Чио мороженым, после чего она решает посвятить свою жизнь ему. Джоанна встречает своего Принца Чарминга в пабе, он предлагает ей отметить знакомство джином, но всё-еще-хорошая-девочка Джоанна не пьет и не курит. Ок. Разговор за кока-колой и глупыми вопросами журналиста-новичка явно не клеится, и сбитый с толку певец находит удобный повод свалить — ему нужно на собственное выступление. Тем не менее, он берет незадачливую репортершу с собой — девушке нужно отчитаться об интервью, и хороший парень Джон не может просто взять и прогнать её — и даже приглашает посидеть сбоку на сцене, пока он будет петь. Обескураженная таким вниманием Джоанна и без того уже на грани восторженного обморока, а когда Кайт затягивает страшно нудную, но, очевидно, очень романтическую песню, то и дело поглядывая в сторону новой подружки — героине только и остается, что сидеть с открытым ртом и влюбленным взглядом
Но и это ещё не всё: в отеле, куда неискушенная Джоанна последовала за своим менестрелем, дабы вынудить его, наконец, на вменяемое интервью, Джон, в порыве откровенности, сначала рассказывает ей печальную историю о своем прошлом (как правило это работает безотказно!
), а потом, вместо того, чтобы развести восхищенную девчонку на секс, уступает ей свою кровать, а сам ночует в ванной. От такой галантности любая девушка выпадет с осадок окончательно!
Потому, по возвращению домой, Джоанна с порога признается отцу, что бесповоротно влюблена, а позже, у себя в комнате, пишет восторженный фанатский отзыв, в перерывах между почти целомудренными фантазиями о поцелуе с Джоном в неоновом свете ночного клуба (поцелуй очень красивый, будь это американский фильм, он мог бы претендовать на званием «лучшего» по версии канала МТV
).
По законам жанра, в следующей декаде фильма героиня должна была бы разочароваться в своем возлюбленном, либо после жестокой обиды — стать стервой. Но один из плюсов «Как создать девушку» в том, что он всё-таки немного отходит от стереотипа и предлагает несколько иное развитие событий. Романтический герой не виноват в падении героини, виноваты её чересчур откровенные к нему чувства, которые едва ли не ставят крест на её карьере — редакция требует едкие и жесткие рецензии, а не розовые сопли. На что Джоанна довольно легко соглашается, и из умницы-отличницы превращается в дрянь, постепенно опускаясь всё ниже и ниже не только на бумаге, а в личной, интимной жизни — эпизод, где она красочно описывает брату, где, с кем и в каких позах совокуплялась, поистине мерзкий!
И вот тут наступила очередь второго вопроса: зачем выбирать такие крайности, зачем изменять самой себе, если можно было просто поискать другое издание, не требующее развратно вести себя и оскорблять незнакомых людей?
Если это был протест, то против чего или кого? Из людей, которые дороги Джоанне, которые её любят и ценят, включая и обожаемого ею музыканта, никто её не обижал и на темную сторону не толкал. Вывод: вульгарное быдло по имени Долли Уайльд жило в ней и она (может даже подсознательно) сама хотела такой стать, для этого не нужен был переломный момент с болью и разочарованием, а лишь небольшой повод
Желая казаться крутой, независимой и презирающей всех вокруг, она позволяет пошлой компании насмехаться над жалким, но усердным творчеством её отца (попросившего дочь продвинуть его), а после — сама выстреливает из ружья в его пластинку, символически «убивая» бездарность. В конце концов, когда на одной из вечеринок, озадаченный её грубоватыми признаниями, Джон Кайт вежливо пресек её попытку сделать его своим очередным мальчиком для потрахушек, Джоанна решает пробить дно — и пишет громкую «желтуху» о нём, используя его семейные секреты, которые он так опрометчиво открыл ей после того памятного концерта
Между тем, Джоанна ссориться со своей семьей, упрекая их в том, что только она реально зарабатывает деньги, а потому они не имеют право судить её, ей становится абсолютно наплевать на всегда помогавшего ей брата, и она решает бросить школу, ибо теперь слишком крутая для этого. В итоге, на одной из развратных вечеринок в кругу своих коллег, Джоанна выясняет, что они вовсе не ценят её, а напротив, за глаза насмехаются, презирают, называют «свиньей» и т. д. А вернувшись после бурной попойки домой, она обнаруживает в свой комнате газету со своей же предательской статьей о Джоне Кайте и получает от него сообщение, в котором он сдержанно, но холодно выражает ей свою обиду.
И тут на неё обрушивается раскаяние, она пытается поговорить со своими кумирами на стене, но никто не «отвечает» ей, она смотрит на фотографию возлюбленного, плачет, пьет виски, а за кадром Джон завывает грустную песню
«Завывает» - это я так образно выразилась, на самом деле песня гораздо лучше первой, я даже со второго раза уловила мотив и заслушалась, и голос у Алфи красивый, чистый, звонкий — большего от него, думаю, требовать не стоило, он ведь не певец
В общем, героиня в соплях и слезах пыталась порезать себе вены циркулем, но ей на голову во время свалился «оскар» (награда «Лучшей заднице», которую ей вручили в самый «темный» период Долли Уайльд) и она попала в больницу. Таким образом, Джоанна перестала страдать «драконьем недугом», принялась просить прощения у всех, кого оскорбила, написала новую статью (не помню, о чем), уже без цинизма и попыток кого-то высмеять и пошла искать новую работу. Несомненно, она сходу её нашла, приведя Эмму Томпсон в восторг своей простыней (спрашивается, неужели этого нельзя было сделать раньше,
до «темной стороны»?
). Заканчивается фильм трогательными извинениями Джоанны перед Джоном Кайтом, который оказался столь добр и любезен, что не заставить себя долго просить и даже намекнул, что, возможно, в будущем у них еще всё получиться, а пока что он «рад стать её другом»
Все довольны, все счастливыми, и оставайтесь всегда самими собой — такой нехитрой моралью провожает нас эта то ли комедия, то ли мелодрама, то ли фэнтези.