леди Амби-Ходор
Знаменосец
Так и Мартин не говорил.И я не думаю, что каждый его сюжетный поворот суть некий символ, который надо истолковывать.Толкин нигде не говорил, что каждый из его героев получил ровно то, что заслужил.
На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!
Вход РегистрацияТак и Мартин не говорил.И я не думаю, что каждый его сюжетный поворот суть некий символ, который надо истолковывать.Толкин нигде не говорил, что каждый из его героев получил ровно то, что заслужил.
Мартин вообще благоразумно воздерживается от прямых оценок, чтобы придраться было не к чему. Но вот в фанбазе точка зрения, что "такому-то / такой-то прилетело за грехи / ошибки"* (хотя прилетело не факт, что за них, да и толпа других идиотов / мерзавцев процветает) популярна.Так и Мартин не говорил.И я не думаю, что каждый его сюжетный поворот суть некий символ, который надо истолковывать.
А в фанбазе много чего можно прочесть, иногда вещи просто удивительные . И самые противоположные. И насчёт того, что "вот оно, возмездие", и насчёт того, что "почему нет возмездия".зрения, что "такому-то / такой-то прилетело за грехи / ошибки"*
А для вас «случилось» - это только когда помер каким-то оригинальным способом?Только к Сансе почему-то не применяется — наверное, потому, что она бедная ни в чем не повинная девочка, которая просто ошиблась разочек, а эти во всех шероховатостях своего жизненного пути самивиноваты, я угадала?А что такого стало со старшими феанорингами на общем фоне сеттинга? Маэдрос сгорел заживо, но он не один такой эльф, см. Дагор Браголлах. Маглор утопился (по другой версии выжил).
Ошибка выжившего здесь ни при чем совершенно, поскольку игнорирование объективных законов - нравственных, социальных, природных, каких угодно - чревато расплатой в силу объективных же причин. Не нужно выяснять, почему выживают те, кто не ездят по встречке, чтобы понять, почему мрут те, кто это делают. Поэтому сразу к Сансе:Интересно, как называется систематическая ошибка выжившего наоборот? Я уж не говорю о том, что от страдания людей, совершающих дурные поступки, мир лучше не становится (а идея, что их страдания делают мир краше, являются признаком морали, основанной на столь вроде бы нелюбимом вами Абсолютном Добре).
Где я писала про справедливое воздаяние? Нигде, а так как разницу между возмездием и расплатой усваивают в детсадовском возрасте, подмена понятий вам засчитана. За предательство интересов семьи Санса поплатилась в силу объективного отсутствия у тех, за кого она решила цепляться, каких-либо причин считаться с ее интересами. Да, поплатилась жестоко. А кто сказал, что мир добр или должен быть добрым? Всё добро и вся справедливость, какие в нем есть, вершатся видом, обретшим эту способность благодаря жестокости и несправедливости естественного отбора.То есть с вашей точки зрения нахождение девушки-тинэйджера в руках у аморального психопата, имеющего на неё весьма специфические планы в диапозоне от "использовать в политических целях" до "использовать для удовлетворения застарелых сексуальных комплексов", это справедливое воздаяние за [нужное вписать]. Особенно забавно, конечно, слышать такое от женщины.
Ага, ага. Плохой, злой, искаженный, несправедливый мир. Только доставать из "ажура" Герольдов Золотых в нем почему-то никто не рвется. Ну, кроме тех, кому терять нечего, и фанатиков. Такие вот большинство людей слабые и развращенные, правда? Как смеют они ставить собственное благополучие, благополучие своих близких и своего народа выше сверхценного справедливого воздаяния за два трупа.Какие же, однако, у вас и Мартина чудесные представления о морали, не то что у гадкого католика Толкина! Вот, кстати, за что я не люблю значительную часть мартиновского фэндома - так это за то, что на книги Мартина как мухи на мёд слетается аудитория с именно таким образом мысли и синдромом веры в справедливый мир во все поля.
1) Восемь тысяч лет назад у Вестероса не было вообще проблем. Проблемы были у Старков, Арренов, лордов РЗ и т. д. и были совсем не такими, как у королей 7К.Вот только этот король может быть сколь угодно "хорошим" (типа читера Эйгона или "отличного" отца семейства Джейхейриса), но и после него у Вестероса будет практически тот же набор проблем, что восемь тысяч (!) лет назад. А если он попытается что-то на самом деле менять (как Эгг), все его реформы зарубят после смерти.
И это прекрасно, поскольку задача литературы - не поучать читателя, а, показывая жизнь с разных сторон, побуждать его к самостоятельному поиску ответов. Что и делает Мартин. А Толкин именно что поучает, навязывая свою точку зрения как единственно верную. Что, кстати, особенно забавно в свете того, с каким рвением он осуждает в своих персонажахТак Мартин от этой оценки воздерживается, в отличии от Толкина. Что он думает о своих героях на самом деле, приходится уже додумывать (с той или иной степенью (не)достоверности) по тому, в какой форме он над каждым из них издевается и над кем больше.
Вопрос о наличии богов в мире Мартина пока открыт. И пока что я вижу там только магию - этакий дополнительный пласт законов природы, действие которых люди, недостаточно хорошо их изучившие, приписывают воле выдуманных божеств. Точно так же, как это было и в реальном мире с обычными природными явлениями.А вот в Планетосе вместо бездельников и самодуров боги хорошие, годные. И, главное, призвать к ответу их в случае чего легче легкого. Вы конечно можете сказать, что они хотя бы не заявлены как "хорошие"... вот только, если подумать, у Мартина "хороших"-то особо и нет.
Гармония, построенная на жесткой иерархии, у меня никакой симпатии не вызывает. Это банальный культ силы, который везде и всегда любили прикрывать этим красивым словом.Но само стремление к гармонии (недаром Сильмариллион начинается с музыки)
вызывает симпатию и сочувствие .
Ну, в творчестве Толкиена для меня не иерархия главное. Вас возмущает, когда в мире видят одну только несправедливость, а к творчеству Толкиена вы относитесь именно так.Гармония, построенная на жесткой иерархии, у меня никакой симпатии не вызывает
Это не я так отношусь, это в мире Толкина видеть нечего. В нашем мире справедливость есть, потому что люди ее изобрели и о ней заботятся, а там ее нет, потому что человек (эльф, гном) в теоцентричном мире никто. О чем Толкин персонажам, которых такой порядок вещей не устраивает, постоянно и с особым цинизмом напоминает от лица внутрисюжетного бога.Вас возмущает, когда в мире видят одну только несправедливость, а к творчеству Толкиена вы относитесь именно так.
А синие занавески символизируют тоску героя по родине?И я не думаю, что каждый его сюжетный поворот суть некий символ, который надо истолковывать.
Дело не в том, "оригинальный" способ или "неоригинальный", а в специфическом авторском смаковании. Главы Теона написаны так, что производят впечатление, будто их писал бы человек, искренне мнящий себя Богом и судией своих героев. Это при том, что если феаноринги в рамках внутримировой морали Толкина нагрешили дай боже (но при этом написано так, что можно ощутить к ним сочувствие - я, во всюм случае, его ощущаю), то судьба Теона при внутримировой морали Мартина это что-то типа ссылки в Австралию за кражу булки. Причем уже в восьмом сезоне сериала ЕМНИП ему герои уже после "доработки напильником" от Рамси герои в Винтерфелле напоминают, какой он плохиш.А для вас «случилось» - это только когда помер каким-то оригинальным способом?
Вы вот выше по трэду заявляли, что у Мартина игнорирование "объективных нравственных законов" кончается для героев плохо. Я отвечаю, что: у Мартина персонажи, игнорирующие эти самые "объективные нравственные законы" несравненно более масштабно, процветают (причем именно за счет их игнорирования), "плохиши" или дураки, которым прилетает, огребают сплошь и рядом вовсе не по причине нарушения этих самых "объективных нравственных законов" (как известно, "после - не значит вследствие"), а злые языки и вовсе утверждают, что проблемы героев порождаются автором через Святой Рандом и "идиотский мяч" (больше всего в этом отношении мне "нравятся", конечно, сюжетные линии Старков и Теона). В этой связи любые разговоры о том, что "такие-то персонажи огребают, ибо отвечают за свои поступки", уже начинают вызывать скепсис.За предательство интересов семьи Санса поплатилась в силу объективного отсутствия у тех, за кого она решила цепляться, каких-либо причин считаться с ее интересами
Ааа, то есть уже не все за нарушение нравственных законов платятся? Зафиксируем. А то вы у Мартина это чуть ли не за тенденцию выдавали.Только доставать из "ажура" Герольдов Золотых в нем почему-то никто не рвется.
Как будто в Вестеросе большинству лордов особо дорого "благополучие своего народа" (значительная часть и на близких плевать хотела, а то и вовсе пытается их извести) - особенно если судить по тому, с какой легкостью необыкновенной они влезают в разного рода борьбу за власть чисто из серии "хочу дочь сделать королевой, и даже неважно, чьей" (и это ещё не худший вариант мотивации). Хоть какую-то адекватность в этом плане разве что Доран Мартелл демонстрирует, и то в том же Дорне полно народу с совсем иными наклонностями. Ну и да - именно потому, что разного рода "Герольды Золотые" (впрочем, Герольд Золотой тут лишь пример - так-то на фоне кучи других вестеросских политиков он почти святой) остаются абсолютно безнаказанными, в Вестеросе и длится трэш веками и тысячелетиями. Впрочем, для того данный мир автором и создавался.Как смеют они ставить собственное благополучие, благополучие своих близких и своего народа выше сверхценного справедливого воздаяния за два трупа.
Подлаживаться под развращенного (во всех смыслах слова) социопата? Ну что же, именно такие навыки в мире Мартина полезны и нужны, да.если ту же Сансу все пережитое хоть чему-то да научило полезному
Не знал, что нежизнеспособные блаженные амебы общаются с другими людьми и пишут книги.Фродо по итогам своих злоключений превратился в нежизнеспособную блаженную амебу
Если бы он ничего не стоил, они бы 600 лет не провоевали, попортив Морготу кровушки, не? Это не говоря уж о том, что предсказание Феанора о том, что Валар последуют за ним в войне с Морготом, оказалось пророческим. Думаете, Толкин этот момент случайно вводил?Как и опыт воинов с 600-летним стажем у Толкина ничего не стоит
Какое зачетное моралофажество! Вопрос - как можно "по-настоящему не знать" войны, участвуя в ней 42 года? И уж тем более как можно "заслужить" или "не заслужить" победу? Это из серии "русские воевали нечестно, трупами заваливали, а ещё у них были Генерал Мороз и Т-34".войны по-настоящему не знал и победы в ней не заслуживал
Ох ты ж блин, ещё и англичанка гадит! А что, англичане "войны по-настоящему(tm) не знали"? Какой из двух мировых, осмелюсь спросить - первой, в которой у них был введен режим тотальной войны и погибла значительная часть мужского населения, зачастую в тупых атаках зерг-рашем на немецкие позиции, или во второй, где немцы значительную часть английских городов ковентризировали, а карточки отменили позже, чем в СССР?(и не то чтобы я не догадывалась, откуда в творчестве представителя нашей дорогой союзной державы берутся такие вот хэппи-энды).
У Толкина нигде не сказано, что Фродо заслужил свои мыканья в Мордоре, а Маэдрос - у Моргота на скале, некими провинностями. А вот у Мартина у определенной части фанбазы общее место - "бггг, Икс огребает за свой идиотизм / нравственное несовершенство, поделом ему, всё сурово прям как в жЫзни". Короче, вариация на тему Неда Старка и толпы Королевской Гавани в день его казни (Дедушка всё же знает, о чем пишет).Эта идея пребывает на своем законном месте у Толкина, причем у него страдания возвышают и красят решительно всех независимо от вины: и Маэдроса, и совершенно безобидного Фродушку
Это как-то отменяет тот факт, что как был Вестерос приглаженной помойкой даже сравнительно с реальным Средневековьем, так и остается?1) Восемь тысяч лет назад у Вестероса не было вообще проблем. Проблемы были у Старков, Арренов, лордов РЗ и т. д. и были совсем не такими, как у королей 7К.
Ну то есть любые попытки что-то в лучшую сторону изменить в глобальном масштабе, а не добыть плюшек себе / своей семьи, бесполезны.2) Все правильно. Ибо нефиг проводить реформы, не считаясь с мнением военного сословия.
Тезис "автор не должен навязывать свою точку зрения", особенно применительно к фэнтези, является лукавством уже потому, что автор самим актом конструирования мира берет на себя функции своего рода микро-Бога (как выражался Толкин, "малого творца"), а применительно к миру вымышленному, где можно хоть золото на костерке плавить, это правило работает вдвойне. Уж лучше я буду иметь дело с автором, которое прямо декларирует свое мировоззрение, чем с автором, который это мировоззрение на страницах своих произведений продвигает завуалированно, но не менее навязчиво, и попутно трусливо прячется за "реализм", "я задаю вопросы" и "а вот в Средневековье было много сексуального насилия".И это прекрасно, поскольку задача литературы - не поучать читателя, а, показывая жизнь с разных сторон, побуждать его к самостоятельному поиску ответов. Что и делает Мартин. А Толкин именно что поучает, навязывая свою точку зрения как единственно верную.
Резюмирую наш спор.Слушайся родителей, не спорь с учителем, не конфликтуй с мужем и начальством, не оскорбляй представителей власти, встречай все испытания со смирением и знай свое место. Не рушь гармонию.
А в мире Мартина она есть - и если есть, то в чем она, по-вашему, проявляется, окромя периодических смертей плохишей, которыми ни у кого не удивить? Ну кроме того, что всякие там сансы и теоны получают расплату, от чего мир, правда, лучше не становится. И, спойлер, и не станет.В нашем мире справедливость есть
Почему же вы тогда в противном случае продвигаете точку зрения, что наличие расплаты делает мир Мартина лучше в плане морали? Мол:Где я писала про справедливое воздаяние?
Никто же не будет хвалить книгу, скажем, просто по факту того, что там человек, сунув палец в розетку, получает удар током, за "хорошую мораль".У Мартина за подобное успешно отхватывают. Эйрис и Джоффри отхватили. Рейгар и Робб отхватили. Фреи и Ланнистеры отхватывают. Серсея начинает. Санса еще долго будет. До последнего у него дошел только, простите, Крастер
Понятия не имею, кто писал о синих занавесках и зачем. В пьесах Лорки цвет стен играет настолько важную роль, что он даже меняется по ходу действия ("Дом Бернарды Альбы")А синие занавески символизируют тоску героя по родине?
У нашего общества очень высокий "болевой порог". Современный инфо поток его только увеличивают. Когда читателю, образно говоря "орут на ухо" он просто перестает слушать. Я бы сказал, чтобы привлечь внимание нужно шептать.Я объясняю это тем, что отупевшего от транквилизаторов и психоаналитиков американского читателя иначе не поймёшь
Это, скажем, для избранных Если группа из пяти человек, то перешептывание двоих может привлечь внимание. В толчее восточного базара - вряд ли.. Я бы сказал, чтобы привлечь внимание нужно шептать.
Тут есть ещё и чесание ЧСВ обывателя на тему "вот видите, какие в Средневековье жили тупые скоты - не то что я, гуманный и просвещенный".Я объясняю это тем, что отупевшего от транквилизаторов и психоаналитиков американского читателя иначе не проймёшь
Бедному Мартину то ставят в вину веру в прогресс, то неверие в него"вот видите, какие в Средневековье жили тупые скоты, не то что я, гуманный и просвещенный".
Э не, не путайте. Прогресс - это эволюция социальных институтов и появления в рамках общества новых возможностей (в диапазоне от социальной мобильности до знания о мире). Этого у Мартина действительно нет - по крайней мере, в Вестеросе никакого прогресса в перспективе не видно (и уже много веков тоже нет). Тут главная цель - показать читателю, что сей "реализм" происходит "не со мной и не здесь, вБедному Мартину то ставят в вину веру в прогресс, то неверие в него
ну в Эссосе по крайней мере процесс изменения социальных институтов начался.Э не, не путайте. Прогресс - это эволюция социальных институтов и появления в рамках общества новых возможностей (в диапазоне от социальной мобильности до знания о мире). Этого у Мартина действительно нет - по крайней мере, в Вестеросе никакого прогресса в перспективе не видно (и уже много веков тоже нет).
ссылку не дадите? Очень интересноТут главная цель - показать читателю, что сей "реализм" происходит "не со мной и не здесь, вдалекой-далекой галактикеотсталом средневековом мире". Собственно, о этом была хорошая статья у Олдей, которую я, кажется, приводил в параллельном трэде.
Посмотрим, не завершит ли Мартин линию Дэйнерис сериальным сливом. И да, в реале процесс изменения социальных институтов начинается по объективным предпосылкам, а не из-за того, что пришел суперчеловек с тремя драконами и армией евнухов-терминаторов.ну в Эссосе по крайней мере процесс изменения социальных институтов начался.
С удовольствием:ссылку не дадите? Очень интересно
а вот здесь нужен источник.Вообще-то возродятся ли те же эльфы после ДД - это вопрос на миллион.
Вот тут обзор - https://vk.com/topic-23592973_26547313 .а вот здесь нужен источник.
очень надеюсь что нет и, как понимаете, совершенно не потому что якобы желаю "розовых поней с лодкобебиками" (нет).Посмотрим, не завершит ли Мартин линию Дэйнерис сериальным сливом.
ИМХО там не просто так делается акцент на упадке гискарских городов - "крошащийся кирпич" итп. Потом еще и емнип Хиздар говорил что до ее завоевания было недовольство режимом "великих господ", часть знати перешла на ее сторону, многим оказалось удобнее платить грошовую оплату чем кормить рабов. Как я понял что она пришла в момент уже глубокого экономического и социального разложения гискарских городов. Этим мне кстати и понравились эссоские главы в ТсД.И да, в реале процесс изменения социальных институтов начинается по объективным предпосылкам, а не из-за того, что пришел суперчеловек с тремя драконами и армией евнухов-терминаторов.
спасибо, очень хорошая статьяС удовольствием:
https://public.wikireading.ru/44600
Книга не должна ассоциироваться с конкретикой жизни читателя, с его личным опытом. Современный город или средневековый город – главное, чтобы читатель себя с этим городом не ассоциировал напрямую. Было поколение, которое при самом эзоповом языке хотело видеть в книге себя и свою жизнь. Было поколение, которое свою жизнь уже видеть не хотело, но еще желало себя отождествлять с героем, Конаном-варваром или Анжеликой, маркизой ангелов. И пришел читатель, который вообще не хочет отождествлять себя с героем или с происходящим. Он хочет зрелища. Зрелище – это когда я в зале, а персонажи на сцене, и между нами оркестровая яма с рампой. И, заметьте, этот читатель требует зрелищ все более и более кровавых.
Древний Рим. Львы рвут рабов.