- Смотрите ли вы сериалы? Нет ли ощущения, что литература сейчас шагнула именно туда, так как сериалы предлагают вполне правдоподобные концепции того, как все на самом деле устроено. Раньше такие концепции предлагала только литература, а сейчас герои сериалов говорят очень образным, совсем "несериальным" языком.
- Сериальность – это принципиальное свойство человеческого сознания. Мы очень любим продолжающиеся истории, это удовольствие узнавания. И из-за этого возникает сложное мультисюжетное полотно античной мифологии, многочисленные апокрифы христианских мифов, циклы рыцарских романов и так далее. Мы с коллегами как-то в шутку придумали тему для диссертации: «Сериальное художественное мышление: генезис, эволюция, поэтика». Надо будет предложить какому-нибудь аспиранту.
Есть несколько сериалов, которые я давно смотрю и пересматриваю. Это «Твин Пикс», который даже не сериал, а скорее такой длинный художественный фильм. Очень люблю «Южный парк» – замечательную, очень умную, тонкую сатиру, где чувство юмора создателей – Трея Паркера и Мэтта Стоуна – близко Аристофану, Рабле, Свифту и Джойсу. Они так же очень умело соединяют высокое и низкое, непристойное и интеллектуальное. По этой же причине мне нравится «Рик и Морти».
Я пытался смотреть «Черное зеркало». Первая серия была очень хорошей, а дальше началась очень предсказуемое жонглирование довольно тривиальными идеями. В неплохом сериале «Мир дикого Запада» звучит идея Платона, что люди – это куклы богов. Это очень продуктивная концепция, но ее можно было экранизировать гораздо глубже и с меньшим количеством «стрелялок», которые мне хочется промотать. Как-то я так смотрел «Звездные войны», пропуская батальные и сентиментальные сцены. Смысл нескольких фильмов этой саги уместились в 20 минут.
Я не очень люблю, когда авторы книг или фильмов пытаются меня развлекать, будто я умственноотсталый. Например, Джойс, Фолкнер или Кафка не унижают читателя клоунадой. Они беседуют с тобой как со взрослым образованным человеком.
Чаще всего я смотрю сериалы, чтобы быть в курсе современной культуры и контекста своих студентов. В «Южном парке» была серия, где пародировался сериал «Очень странные дела». Я решил его посмотреть, он оказался неплохим, в духе зрелого Стивена Кинга. Там же пародировалась «Игра престолов». Я посмотрел полтора сезона. Больше не смог. Не могу получать удовольствие, когда вижу, как и зачем сделан этот фильм или книга.
В «Игре престолов» для зрителя специально создается очень объемный мир, где действуют жизнеподобные персонажи на фоне гиперреалистичных декораций. И это для того чтобы зрители могли в этом мире жить, соотносить себя с героями, переживать за них, страдать, когда они умирают, ликовать, когда их воскрешают. Но моя профессия филолога всегда мне напоминает, что искусство – это не жизнь, а символическая условность. Художник создает модель нашей жизни для того, чтобы в метафоре отразить суть Бытия. Бальзак говорил, что задача искусства – не копировать жизнь, а выражать ее. А многие современные сериалы и книги создаются как раз для того, чтобы заменить жизнь, помочь человеку убежать от мира, забыть нерешенные психологические или экзистенциальные проблемы.
Я не согласен с тем, кто говорит, что сериалы смогут заменить литературу. Сценарий сериала пишется, как правило, несколькими авторами, которые часто и сами не знают, чем это все закончится. У них нет какой-то общей идеи, а есть только задача – увлечь зрителя, повести его за собой, манипулировать его вниманием. Аналитики книжного рынка недавно отметили, что сейчас ощутимо снизились продажи беллетристической литературы. Хорошо продается либо нонфикшн, либо документалистика, либо серьезная художественная литература. Потому что функции беллетристики берут на себя сериалы: зачем читать условную Дарью Донцову, если ты можешь скачать хороший многосерийный фильм и получить те же самые эмоции. Это не значит, что возрос интерес к серьезной литературе, просто беллетристика частично перешла в область визуального.