Дрюоновский, если уж на то пошло. Мартин никогда не скрывал, что одним из источников вдохновения для него были Проклятые Короли.
Что среди источников вдохновения Мартина есть и Дрюон - это бесспорно.
С другой стороны, мартиновский и дрюоновский мотивы несколько разные. В "Проклятых Королях" просто описывается не лучшая для Франции как государства историческая эпоха перехода от поздних Капетингов к ранним Валуа. Причем эти трудности не сводимы полностью (хотя у Дрюона действительно силен персоналистский подход) к личностям конкретных королей - в "Проклятых Королях" фигурируют и вполне адекватные монархи, вроде Филиппа IV Красивого и Филиппа V Длинного во Франции или Эдуарда III в Англии. И даже если брать наиболее неудачных дрюоновских королей, то и они (за вычетом Иоанна Посмертного, но там возрастной фактор) не столько марионетки сами по себе, сколько объект манипуляции - будь они личностями посильнее, могли бы и править самостоятельно. Опять же, Франция у Дрюона в государственном плане относительно дееспособна (в "Железном короле" подчеркивается, что в ту эпоху Франция была самой могущественной страной Европы) - просто в тот конкретный период обстоятельства, включая личности сидящих на троне, складывались не в её пользу. См. рассуждения Дрюона про лотерею избирательных урн и лотерею хромосом.
В случае же Вестероса и мартиновского мира в целом возникает ощущение, что у Мартина король в целом (а не в конкретный период) мыслится как фигура марионеточная. Самый яркий мартиновский образ сакрализованной и в то же время ненастоящей власти - пентошийский принц, который окружен всеми мыслимыми почестями, проводит ритуал дефлорации "девы полей" и "девы морей", который должен дать городу благополучие, но при этом умерщвляется в случае любой серьезной неудачи. То есть это марионетка, за которую правят магистры. Что характерно - Иллирио, человек, давно варящийся и в пентошийской, и в вестеросской политике, в разговоре с Тирионом прямо сравнивает статус короля на Железном Троне с положением принца пентошийского. Параллель усиливает то, что Иллирио первым браком был женат на дальней родственнице одного из таких принцев, а вторым - на проститутке Серре, сыном которой по одной из гипотез является Юный Гриф, претендент на Железный Трон. Возможная неподлинность Юного Грифа - лишняя иллюстрация тезисов Иллирио, как и сериальная сцена с рассуждениями Бейлиша о Железном Троне и иллюзорности понятия королевств как своего рода коллективного тела. Рассуждения Тайвина на тему того, что тот, кто громче всех говорит "я король", королем не является - из той же серии. Да даже сама система власти в Семи Королевствах устроена так, что сам по себе король даже в Королевских Землях ничего сделать не может и ресурсов не имеет.
Грубо говоря, у Мартина власть строится или на насилии, или на обмане/подкупе (или на неком сочетании этих факторов). Наиболее чистый пример власти, строящейся на насилии - дотракийцы с их доминированием брутальных альфа-самцов (мгновенно утрачивающих власть при потере альфа-самцовости) или ранние Таргариены с их ставкой на летающие огнеметы - и, кстати, характерно, что те из них, кто пытались править не в этом стиле, "лаской, а не таской", или кончали плохо, или превращались в марионеток придворных клик (Эйнис и Визерис I). В системе власти как обмана/подкупа король "в среднем по больнице" не может быть ключевой фигурой (редкое исключение - хороший "пиарщик" Дейрон II? интересно, что "идеальный король" Джейхейрис I совмещает качества "пиарщика" и ставку на силу = драконов), поскольку манипулятору нежелательно находиться в центре внимания. Не случайно в Войне Пяти Королей за всем происходящим в конечном итоге стоят даже не те или иные аристократические группировки, а незнатные (и, кстати, абсолютно не-средневековые по бэкграунду типы - "гебист" и "предприниматель") Варис и Бейлиш. Все короли в той или иной степени марионеточны. Роберт - только и ищет, на кого бы свалить государственные дела, и реагирует только на триггерящих его Таргариенов. Визерис III не смог создать двор в изгнании и превратился в Короля-Попрошайку, манипулируемого Иллирио. Про то, как Роббом манипулировал Амбер, вы сами расписывали. Джоффри - плод шаткого компромисса Ланнистеров, Бейлиша и Мизинца, а преданных лично ему людей у него вообще нет. Ренли - вывеска для Тиреллов; правда, с инверсией, ведь Ренли открыто делает ставку не на формальные права, а на силу. Успехи Станниса - и победа над Ренли, и решение о походе на Север - связаны с силой и предвидением Мелисандры.
В Танец Драконов, кстати, всё то же самое - Визерис I показан как король, неспособный / нежелающий даже нормально обеспечить транзит к власти к своей официальной наследнице и убрать с высших постов в правительстве противников получения ею власти. Если же мы обратимся к войне Черных против Зеленых, то вовсе обнаружим, что лидеры обеих фракций: 1) по большому счету марионеточны и сами мало что могут, 2) своим фракциям скорее мешают и в итоге приводят их к поражению. Причем если Эйгон хотя бы летал на драконе, то Рейнира вовсе интересным образом сочетает жестокость с абсолютной беспомощностью без стоящих за ней Деймона, Корлиса и сыновей (как отмечал сир
Джей , сцена, где ей советуют сын-малолетка и шут, карикатурна до невероятности). Ну а по завершению Танца - Эйгон III, которым вообще открыто вертят (и однажды натурально держат в осаде в собственной столице) то любящие подданные, то выходцы из славного города отравителей и проституток, про семью которого шут его покойной матушки строчит порнографические фанфики. В сериале, который концовку Танца Драконов по сути открыто плагиатит в формате "педаль в пол", прямо декларируется марионеточность монарха, заявленного как "Сломленный", по отношению к лордам и распил бюджета на строительство борделей.
Да даже если взять Восстания Блэкфайров, то там тоже есть намеки, что Деймон-старший был не более чем знаменем и его амбиции просто искусно разожгли Биттерстил и Болл. В дальнейшем Блэкфайры - креатуры Биттерстила, а те, кто пытаются действовать без его отмашки, терпят позорное крушение (Деймон-младший). О Дейроне II недоброжелатели говорят, что им манипулировали септоны, мейстеры и женщины. Эйрис I и вовсе общеизвестная марионетка Кроворона. В целом ИМХО в ПЛиО Мартин довольно жестко проезжается по концепту сакральной монархии - сакрализируемый монарх сплошь и рядом марионетка (в этой связи большой интерес представляет обхаживание Дейнерис со стороны разного рода Куэйт, как и встреча с Мирри Маз Дуур до того), а истинная сакральность в мире Мартина носит амбивалентный, если не прямо демонический характер - и по пресловутому противопоставлению "торгашей" и "воинов", поскольку у него условные "лорды сыров" типа Иллирио вовсю манипулируют "железными дебилами", искусно стравливая их друг с другом, или же вовсе изображаются как умные и думающие на перспективу (Рего Драз). Что особенно характерно, Мопатиса и Драза он даже наделяет антропологическим сходством с собой, ЕВПОЧЯ.