Законная Королева "...Так это же буквально карикатурные фашисты с концлагерями, только в средневековье" - ещё круче. Вторая Северная война началась с того, что северные устроили неудачную провокацию с фортом
Глевициген , чтобы иметь предлог для войны с Нильфгаардом. Вторая Мировая война началась с того, что Германия устроила неудачную провокацию в местечке
Гляйвиц, чтобы иметь предлог для войны с Польшей. Разница в том, что Нильфгаард - списан с Германии, т.е. получается, что в рамках Ведьминлэнда верна именно что "официальная немецкая версия" насчёт Глевицигена/Гляйвица
Другой момент - в седьмой книге, после заключения мира, обратно в Нильфгаард гонят нильфгаардских колонистов, причём вся сцена подаётся как очень тяжёлая и, в принципе, несправедливая. Это очевидная отсылка к выселению (согласно решению Потсдамской конференции) немцев из Силезии, Померании и Судет, отходивших по итогам войны к Польше и Чехословакии.
При этом стоит отметить, что к реальным немцам у Сапковского отношение прямо противоположное. В Саге о Рейневане (которую он - справедливо - считает своим главным шедевром) - немецкие заправилы (типа епископа Конрада Олесницкого, изображённого идейным поборником германоцентричной и антиславянской Европы) неукоснительно изображаются в духе фильма "Иди и смотри".
Гюнтер ОДим Касательно неоднозначности. Вот позиция самого писателя:
"...
«Я не верю в абсолютное зло, такое Зло, природой которого и смыслом существования есть вред Добру. Сторону, которую признаем "негативной", всегда имеет свои мотивы и поводы, которые движут ею. Турки Кары Мустафы под Веной были "плохие", а Собесский был "хороший", потому как "наш", однако же очевидно, что османы атаковали Австрию не потому, что были "плохие" и не делали это на злость "добрым" Габсбургам. Имели поводы. Политические и экономические. Не считаю, что "гуситы" были "плохие", а паписты "добрые". Не верю в то, что "неверные" оккупируя Гроб Господен были "плохие", а крестоносцы "добрые" - когда читаешь о истории крестовых походов, задаёшься вопросом, кто тут вообще был "добрым". Нет войн Добра со Злом, есть войны, в которых разные стороны имеют разные интересы. В литературе фэнтези , однако, популярно представление Добра и Зла способом Толкина. У него Саурон и Мордор являются "плохими", потому что являются Злом, а не потому, что имеют свои интересы. Я в подобное поверить не могу» интервью Войцеху Орлинскому (URL:
http://www.sapkowski.su/modules.php?name=Articles&pa=showarticle&artid=84 )"
Стоит отметить, что Пан демонстрирует завидный для современного поляка уровень рефлексии, как в жизни, так и творчестве. Очень интересен тут его сборник интервью с Бересем, он прямо декларирует свой антиклерикализм, сожалеет, что Польша не приняла Реформацию и потому иезуиты втравили её в череду войн с русскими и попытку окатоличить всё население Речи Посполитой (конец был немного предсказуем); и даже осторожно говорит, что не весь период ПНР был АдЪом и Израилем.