• На форуме «7Королевств» обсуждаем книги серии «Песнь Льда и Пламени», ждем «Ветра зимы», смотрим вместе сериал «Игра престолов» и «Дом драконов», делимся фанатским творчеством, организуем переводы, работу над энциклопедией и другие начинания фанатов. Строго для фанатов!

    Вход Регистрация

Деконструкция мифологических, исторических и литературных архетипов у Джорджа Мартина

Мартиновская любовь к выворачиванию и осмеянию архетипов...


  • Всего проголосовало
    86

White Owl

Знаменосец
petriv , ну и к чему привело убийство этого демагога? Его движение усилилось, сам он стал мучеником и символом, его политику стал продвигать преемник. Как раз тут ИМХО скептическое отношение к такому методу политической борьбы.
 

Lestarh

Знаменосец
Подозреваю, что его больше заводит "тирания для удовольствия", попирающая все границы. Эурон Грейджой - живое воплощение принципа.
Скорее Рамси. Но здесь проблема в неоконченности и, соответственно, отсутствии выводов...

Мне всё же представляется, что Эурон и Рамси задумывались как персонажи вполне отрицательные, но Мартину в целом нравится писать негодяев, поэтому они получились на редкость харизматичны. "Программными" же героями должны были стать Дейнерис и Джон.
 

Lestarh

Знаменосец
P.S. А именно в плоскости мифологических архетипов, на ваш взгляд, Мартин как работает?
Честно говоря мне представляется, что напрямую он не пытается с ними работать - это не "Звёздные войны" писавшиеся по аналитической схеме архетипов. Могу ошибиться, но он скорее всё же интерпретирует и деконструирует эти архетипы уже переработанные в рамках фентезийной и фантастической литературы. Да и вообще имхо он пишет не фентези в толкиеновском понимании - переложение мифологических и легендарных сюжетов, а фантастичекий и псевдоисторический роман. Мистика у него удерживается в рамках реального средневековья, которое рассматривало чудеса, чертей и ангелов как вполне существующие объекты окружающего мира, а драконы, великаны и большинство других персонажей предельно рационализованы и объясняются в рамках "фантастической реальности" - то есть логическим построением от заданного авторского допущения. Определённую мистичность имеют Иные, но пока они в книгах толком не раскрыты (а вот Дети леса раскрыты и из мистических персонажей были успешно рационализированы в специфических гуманоидов со специфическими, но вполне логически объяснимыми технологиями).
 

Нимврод

Знаменосец
Эурон тоже. Образцовый индивидуалист-либертин, не просто отвергающий всех богов, а желающий, так сказать, "убить Бога и занять его место".
Но здесь проблема в неоконченности и, соответственно, отсутствии выводов...
Подобная неоконченность у Мартина ИМХО сознательная - это служит ему одной из нравственных индульгенций (помимо "это же Средневековье, тогда нравы были дикие" и "автор вовсе не дает оценок, вам показалось"). Мол, погодите судить, конец-то вы ещё не видели!
"Программными" же героями должны были стать Дейнерис и Джон.
А что в них программного? Они как раз объекта авторского перевертыша (сатиры на концепт сакральной династии), в отличии от.
Честно говоря мне представляется, что напрямую он не пытается с ними работать
Ну не знаю. Некоторые моменты в ПЛиО, наоборот, наводят на мысль, что он знает мифы и легенды лучше, чем хочет показать. Скажем, Красная Свадьба - отсылка к резне бургундов при дворе Аттилы и Кримхильды. Но тут снова перевертыш - в эпосе о Нибелунгах бургунды смогли забрать с собой в могилу множество врагов, включая высокопоставленных, а на Красной Свадьбе со стороны Фреев толком никого по-настоящему значимого не погибло. Кроме того, в эпосе о Нибелунгах Кримхильда мстила бургундам по серьезному поводу - за вероломное убийство своего мужа. Фреи же мстят за сорванную свадьбу - а это всё же несколько разные весовые категории - и не столько мстят, сколько торопятся сменить сторону. Опять видим посыл про то, что-де, как у де Сада, "Победа всегда достается сильному, а по силе злодейству нет равных в нашем мире".
 
Последнее редактирование:

Lestarh

Знаменосец
нелюбовь к государству и патриотизму
Не совсем. Здесь немного другое (собственно это хорошо сейчас видно в реальности) - сугубо внутриамериканская специфика противостояния консервативного (сельского в значительной мере) Юга и городского космополитичного Севера (а Мартин, как либерал и ирландец - безусловно принадлежит ко второму).
Здесь он выступает не столько против государства и патриотизма (собственно понимание таковых южанами довольно специфичны), сколько против условной "южной реакции". А уж отсылки на длинноволосых анархистов совершенно прозрачны - это вполне себе злободневный политический памфлет того времени, но никак не изложение философской позиции (хотя с ней и связан).

Так что никакая это всё не деконструкция. Это просто убеждения такие.
Сюжет "убить Гитлера" весьма распространён в литературе, как в плане обсуждения исторических альтернатив, так и морального обоснования убийства и насилия ради высшей цели, причём потенциальной цели (обычно в этом случае речь о его убийстве в детстве и соответственно обсуждения "слезы ребёнка" в контексте массовых жертв). Здесь у Мартина ничего оригинального я не вижу. Кроме уже отмеченного: политические решения жестоки и циничны, и к ним нельзя подходить с точки зрения морали, люди не способны самостоятельно решать свою судьбу в силу собственной манипулируемости и близорукости, кто-то должен брать на себя грязную работу ради общего блага и нельзя его за это осуждать.
 

Lestarh

Знаменосец
А что в них программного?
Я так полагаю изначально в качестве "главных героев" задумывались именно они. Это уже дальше "сад разросся" кучей изначально проходных и второстепенных персонажей, пробившихся в главные.

@Lestarh https://7kingdoms.ru/talk/goto/post?id=4393845, по словам самого Мартина Рамси был введен в повествование только для того чтобы "укусить Теона за задницу" т.е. это персонаж с довольно скромной сюжетной функцией.
Да - но учитывая сколько ему уделено места... По существу среди "северных" персонажей он самый разработанный, не считая самих Старков. Собственно и по объёму посвящённого ему текста и по подробности проработки он вполне уже равен самому Теону.

Некоторые моменты в ПЛиО, наоборот, наводят на мысль, что он знает мифы и легенды лучше, чем хочет показать.
Возможно. Просто я их знаю в этом случае уже хуже и не могу полноценно видеть отсылки :unsure:

Скажем, Красная Свадьба - отсылка к резне бургундов при дворе Аттилы и Кримхильды.
Число прототипов таковой идёт уже, наверное, на десятки. Сам Мартин приводил примеры из сугубо шотландской истории.
"Резня на свадьбе/сватовстве" - довольно популярный сюжет, начиная с Одиссея и женихов.

Опять видим посыл про то, что-де, как у де Сада, "Победа всегда достается сильному, а по силе злодейству нет равных в нашем мире".
Ну у де Сада, опять же если не ошибаюсь (а могу - ибо никогда особо им специально не интересовался) это прямая полемика с последователями французских просветителей с их идеями естественного права, демократии и общественного договора. Вообще в то время во Франции было модно писать философские трактаты в форме легкомысленной беллетристики.
А вот у Мартина, опять же как мне кажется, настолько глубоких философских задач в тексте нет. Де Сад писал именно философски-политический текст, завуалированный в художественную литературу, а Мартин пишет роман в котором проскальзывают некие философские идеи.
 

Нимврод

Знаменосец
Я так полагаю изначально в качестве "главных героев" задумывались именно они.
Бесспорно.
Но при этом та же Дэйнерис Мартином во многом намеренно осмеивается. Именно потому, что через неё он инвертирует определенный образ.
Да - но учитывая сколько ему уделено места...
Отчасти это то самое разрастание сада. Отчасти - следствие того, что Мартину описывать подобных персонажей-подонков просто по кайфу.
Число прототипов таковой идёт уже, наверное, на десятки.
Исторических прототипов - да, но вот в случае мифологии больше всего отсылок именно к резне бургундов. Про это даже статья на Фикбуке есть:
А вот у Мартина, опять же как мне кажется, настолько глубоких философских задач в тексте нет. Де Сад писал именно философски-политический текст, завуалированный в художественную литературу, а Мартин пишет роман в котором проскальзывают некие философские идеи.
Да, бесспорно.
Но идеи, ИМХО, те самые, просто перенесенные из условной современности (где атака ведется на идеи просветителей с равенством людей перед законом, правовым государством и пр.) в условное фэнтезийное "средневековье" (и потому атака ведется на более "метафизические" концепты).
 

Lestarh

Знаменосец
Но при этом та же Дэйнерис Мартином во многом намеренно осмеивается. Именно потому, что через неё он инвертирует определенный образ.
Ну я всегда говорил, что первая книга там представляет собой в чистом виде деконструкцию "малого типового набора" фентези. Вот дальше цикл уже стал разрастаться и трансформироваться во что-то большее.

Про это даже статья на Фикбуке есть:
Ну имхо там несколько намешано в общую кашу разных мифологий. Образ русалки позаимствован из позднеславянского (точнее даже восточнославянского) фольклора и ничтоже сумняшеся притянут к песни о Нибелунгах :annoyed:
В общем, имхо, уже на грани поиска глубинного смысла :D

Вторую песнь о Гудрун привлечь можно, но это отдельный сюжет и он пока только к сериалу с местью Арьи Фреям. Непосредственно к Красной Свадьбе там привязывается плохо.
То бишь какие-то отголоски эпоса Мартин использовал, но вот именно целиком его не деконструировал, скорее привлекал в качестве источника вдохновения некие яркие эпизоды на мой взгляд.

где атака ведется на идеи просветителей с равенством людей перед законом, правовым государством и пр.
Вот это-то и непонятно.
Толкиен использовал мифологию для апологетики национальной монархии и сословного общества (вторая мировая здесь сыграла демонстрацией того, во что эту идею можно исказить), ну и антипрогрессизма. Тут всё достаточно прозрачно.
А вот что у Мартина - я сказать не могу. Потому что с точки зрения декларируемых по крайней мере своих политических убеждений он как раз таки именно на стороне просветителей должен быть :unsure:
 

Нимврод

Знаменосец
В общем, имхо, уже на грани поиска глубинного смысла :D
Но в целом сходство ведь действительно есть. Герои едут в гости - причем в гостях играется свадьба одного из гостей с дочерью одного из принимающих - а там их режут. Но, в отличии от бургундов, северяне даже не могут нормально взять в ад кампанию. Потому что авторский посыл.
Вот это-то и непонятно.
Почему же непонятно?
У де Сада в "Жюстине" и "Жюльетте" идет атака сразу на две (противоположенные и друг другу) идеологии, враждебные либертинизму как "ограничивающие личность" с её (специфическими) желаниями. Первая - это религиозный консерватизм a la Толкин. Вторая - это условный "освободительно-прогрессистский" революционаризм, зарождавшийся при жизни де Сада. У Мартина в ПЛиО в фэнтезийном антураже деконструируются архетипы, связанные с обеими идеологиями - с одной стороны религиозный и монархический миф (наиболее органично спаянного в рглорианстве, но по семибожию он тоже прошелся), а с другой стороны миф тираноборческий и революционный (Восстание Баратеона, деятельность Дэйнерис и Клеона в Заливе, повстанческие группировки вроде Братства Королевского Леса и Братства Без Знамен).
 
Последнее редактирование:

Griselda

Удалившийся
Дени это Артур -- тут даже ходить не надо. Возвращение короля и все такое. Вопрос -- будет ли она править как Арагорн или погибнет от руки условного Мордреда как Артур.
 

Нимврод

Знаменосец
Дени это Артур -- тут даже ходить не надо. Возвращение короля и все такое. Вопрос -- будет ли она править как Арагорн или погибнет от руки условного Мордреда как Артур.
Ставлю на второе, с сопутствующей инверсией во все поля. Благо и кандидат на роль Мордреда в наличии. Остается лишь гадать, реализуют сериальный сценарий, или он её убьет "любя", как Азор Ахай Ниссу-Ниссу. Кстати, в тему аналогии "Мерлин-Варис" - авторский перевертыш тут состоит ещё и в том, что Варис оскоплен, в то время как Мерлин был известен своим распутством, за которое в итоге и поплатился, как известно.
 

Griselda

Удалившийся
Остается лишь гадать, реализуют сериальный сценарий, или он её убьет "любя", как Азор Ахай Ниссу-Ниссу.
Тогда получается будет инверсия -- Дени убьет того, кого любит. Эйегона или Джона.
 
Последнее редактирование:

Нимврод

Знаменосец
Тут их сразу два - ЮГ и Джон. Джон, пожалуй, даже лучше смотрится в данном контексте, так как он больше подходит на роль "Мордреда" относительно тетки-"Артура" - в Артуриане Мордред примечателен тем, что в нем кровь рода Таргариенов Пендрагонов смешалась с кровью его врагов. В ранней версии он сын сестры Артура от врага Артура Лота, в поздней - сын Артура и его сводной сестры-соперницы Моргаузы.
Тогда получается будет инверсия -- Дени убьет того, кого любит. Эйегона или Джона.
Хм, тоже может быть.
 

petriv

Знаменосец
Здесь немного другое (собственно это хорошо сейчас видно в реальности) - сугубо внутриамериканская специфика противостояния консервативного (сельского в значительной мере) Юга и городского космополитичного Севера (а Мартин, как либерал и ирландец - безусловно принадлежит ко второму).
Ну как бы деградация Америки это старая тема. Сейчас она снова стала актуальной из-за того что у корпораций слишком большая власть, а корпорациям на местных ситизенов плевать. Им достаточно того самого обслуживающего персонала в виде городских космополитов. ;) Так что вот Мартин, да и мы собственно находимся внутри этого процесса, а не снаружи, чтобы говорить что это внутриамериканская специфика. Это скорее специфика распада американского общества на передовой которого был Мартин так как он был студентом.

Собственно в Европе это дело представляли те самые сытые бунтари.
Сюжет "убить Гитлера" весьма распространён в литературе, как в плане обсуждения исторических альтернатив, так и морального обоснования убийства и насилия ради высшей цели, причём потенциальной цели (обычно в этом случае речь о его убийстве в детстве и соответственно обсуждения "слезы ребёнка" в контексте массовых жертв). Здесь у Мартина ничего оригинального я не вижу. Кроме уже отмеченного: политические решения жестоки и циничны, и к ним нельзя подходить с точки зрения морали, люди не способны самостоятельно решать свою судьбу в силу собственной манипулируемости и близорукости, кто-то должен брать на себя грязную работу ради общего блага и нельзя его за это осуждать.

Да зачем Гитлера. Вот есть известные Хранители. Общепопулярная попса Мура. Мур - анархист. Весь сюжет основан на том, что есть злой гений Озимандис, который ради высшего блага чтобы прекратить мировую войну, там устроил кучу пакостей, а в конце заставляет убить Роршаха, такого образцового линчевателя, для которого правда важнее всего. Это такое образцовое мнение анархиста. По этой причине я Мартина называю анархистом. Он за террор как за решение проблем.

Понятное дело, что это полусознательная позиция, но это именно демон анархизма, а не политики или там борьбы с Гитлерами. Я вот писал после финала, что после того как Просвещение победило фанатиков весь деструктив фанатизма был подхвачен анархистами, которые и окрасили 20ый век в такие темные тона. Это сделали не фашисты и даже не коммунисты, а анархисты.
 
Последнее редактирование:
Сверху