Но отнюдь не потому, что формального права эти налоги поднимать король не имел
Например договор заключался "сколько дней вассал должон служить" и все, что сверху- плати рыночную цену, король.
провести закон типа "мы подумали и я решил, что служить будете 80 дней"- не прокатит.
если брать как пример англию, то было так- королю приходила в голову мысль, он прикидывал сколько ему нужно для ее реализации, после чего он обращался к сословиям, и те "распределяли" ее между собой . Если мысль короля не встречала одобрения, могли и не дать. (Иоанн Безземельный этого никак не мог понять). Казна обыкновенно пустовала, поэтому процветали откупы, система временных налогов и т.п. Прецедентное право давало определенный маневр (всегда можно выкопать или придумать нужный прецедент), но в целом король очень зависел от знати и вводить налоги с потолка не мог.
Зависит исключительно от наличия в руках короля вооружённой силы. И его личного авторитета. Речь, конечно, не об османских и прочих "восточно-деспотических" ситуациях. Но и пытаться видеть здесь какие-то формализованные ограничения, которые никак нельзя обойти по согласию вассалов, имхо, несколько лишнее.
по согласию вассалов- конечно. а если нет-нет
Да. И этот статус первого даёт ему определённые права.
в рамках этих своих прав монарх абсолютен, при попытке их расширить-нет
Естественно. Но в чём это его решение противоречит корпоративным правилам?
я уже путаюсь- какое именно?
А что является источником законов в рамках феодализма? Мы же говорим о формальной стороне, а не о фактической? "Судебный произвол" имеет смысл когда существует обязанность короля поступать по закону. А если существует норма поступать по понятиям, то это не произвол а всего-лишь "король не по-пацански себя повёл" максимум...
формальную сторону пытались соблюдать всегда. Король традиционный враг крупных сеньоров, как раз потому что и шла борьба- что круче: Публичное право для всех (монарха) или право сеньорий, когда каждый себе почти король в поместьях.
Право как и феодализм- очень широкие понятия, тут важно "когда". Тут важно не только соотношение сил в конкретный момент, а общее развитие общества. Толковый король мог набрать большую мощь, приструнить всех, а после его смерти все возвращалось на круги своя,т.к "недозрели" еще. и наоборот- когда уже все общество менялось, даже дурак на троне не мог сильно расшатать новые реалии, пусть он бы пол-страны любимцам раздал, ни о каких войнах за "независимость и/или исторические права Усть-монгольского" речь не могла идти.
Ну как у нас- до Ивана Грозного (за жестокость прозванного Васильевичем) речь вполне могла идти о междоусобицах за то где какой князь и кому что принадлежит. Могли и государство разобрать на части, ибо менталитет такой- даже Иван Калита, на что умный правитель, а перед смертью поделил между сыновьями все что насобирал. После же Иоанна, во время тяжелейшей смуты, вотчины. конечно делили и из рук друг у друга вырывали, но главным был вопрос- кто над всеми то будет? психология поменялась