Не ну, Санса на троне вполне довольной выглядела, как была довольна и тем (у меня сложилось такое впечатление, во всяком случае), что она больше не Пташка, судьбой которой все распоряжаются, как хотят.
Довольна. Всё что не убило сделало её сильнее и умнее, но её путь был самым тяжёлым. Вы скажете, что у Теона не легче, и я соглашусь. Но у Теона были точки нравственного выбора: он мог вернуться к Роббу, он мог не захватывать Винтерфелл (совершенно его не осуждаю), но главное - он мог не убивать двух детей, которые в книгах могли быть его сыновьями. У Сансы выбора не было, максимум она могла не покрывать Петира после убийства Лизы. Её выбор рационален в сериале, но его не было в книгах, зато там был другой - раскрыться перед Джоном Ройсом во время переговоров в Гнезде. Санса выбрала Бейлиша, оснований доверять Ройсу у неё нет.
Выбор ехать или не ехать на Север в сериале - та же фикция как выбор выходить или не выходить замуж за Тириона в книгах. Почти ненавижу любимого мною карлика в тот момент - абсолютные гниль и лицемерие. В сериале их кошмарный брак сильно смягчили, и Тириона обелили.
Словом, Санса не "заслужила" что ей выпало, у неё точек морального выбора не было. Уточню: я не верю, что страдания должны вознаграждаться или быть путём к искуплению. Страдания - всего лишь страдания. В случае Сансы они были "вознаграждены" короной и относительным хэппи-эндом, в случае Теона - он полностью "искупил" все грехи. Но не страдания были причиной. Считать так - унижать героев. Изменившиеся обстоятельства выкинули их из зоны комфорта, но внутренний рост, трансформация личности, обретение себя в адских обстоятельствах, защита и отстаивание своих интересов, уникальная способность достигнуть дна, но оттолкнуться, и трогательная душещипательная близость, которую они обрели, разделив, наверное, самый страшный опыт из всех персонажей сериала - это они сами. Не потому что "страдали" и "заслужили", а потому что захотели преодолеть и преодолели. Себя самих в первую очередь.
Мне грустно что динамики Теона и Сансы в книгах не будет, но Теон, спасший сломленную, никому не нужную Джейн в каком-то смысле впечатляет даже больше, чем сериальный.
И вряд ли Санса до сих считала, что то, о чем она мечтала в детстве - это, условно говоря, предел самореализации.
Это и был предел самореализации очень знатной и красивой девочки в мирное время. Она не мечтала о власти, она мечтала о красоте, великолепии и любви.
Повзрослев поняла, что должна найти собственную силу не в мужьях и не в титулах. Для сериальной Сансы сила - это Винтерфелл, отвоёванный у врагов родной дом. Что будет у книжной - ХЗ, но намёки на подобный путь есть - она находит смелость, строя Винтерфелл из снега.
Ведь, как подумать, она добилась большего, чем когда-то хотела, она стала не королевой-супругой, а монархом в собственном праве.
Словом, у Сансы как раз 100% ХЭ.
Вот это самое сложное. Она добилась большего - это безусловно. Символично, что первые жертвы авторского произвола Мартина - Бран и Санса (Гареда не считаю) в финале разделили власть. Потеряли важное, но обрели нужное.
А вот ХЭ - дело сомнительное. Для нас, независимых женщин 21 века её финал выглядит позитивным и вдохновляющим. Но для самой Сансы в рамках её мира и мировоззрения - сомневаюсь.
Тут грех не процитировать Ремарка: "Хороший конец бывает только тогда, когда до него всё было плохо. Уж куда лучше плохой конец."
Дени - это плохой конец. Но возможно (не уверена) он куда лучше хорошего, и тем более - открытого.