Да-да, Lestarh, ждём Вас.
Ну раз даже так
Тем более, всё равно обещал. Надо лезть в кузов...
Итак начнём с общего.
На мой взгляд сезон немного уступает первому, но явно превосходит второй. Налицо отказ от феерических "дополнений и переработок" мартиновского текста, введения в него принципиально новых персонажей и тенденция возвращения к канону.
В данном случае я рад не столько потому, что это канон, сколько потому, что как ни крути, но Мартин как писатель сильно круче и Ванессы Тейлор, и Беньоффа с Вайсом. В силу чего те части сериала, которые сняты по написанному Мартином (не обязательно в сценарии, хотя бы в книгах), явно смотрятся выигрышнее, нежели написанные его "соавторами".
Визуально сезон стал немного побогаче и поинтереснее предшествующих. И если в первом сезоне сорокатысячную орду дотракийцев изображали фигурально выражаясь две палатки, дюжина лошадей и два десятка статистов, то теперь десять тысяч безупречных это действительно масштабная армия. Впрочем, отдельные сцены по-прежнему отличаются крайней камерностью (казнь Карстарка, свадьба Тириона и Сансы, штурм Юнкая и т.д.) что огорчает.
С костюмами - все то же самое, что и раньше. Виртуозная ручная работа, которую не видит никто, кроме посетителей выставок с этими костюмами. Но подобности этой стороны сериала можно посмотреть в теме "Модный приговор". Здесь я подробно на этом заостряться бы не хотел.
На мой взгляд самой эффектной сценой сезона стал всё-таки "Дракарис". По крайней мере для меня лично. Насколько я отрицательно воспринимал Дени в этой сцене в книге, настолько органичной и положительной она стала в сериале. Сцена отлично поставлена, вызывает сильные эмоции и отменно пафосна в лучшем смысле этого слова.
Второе место я бы отдал "Climbing" - монологу Мизинца на фоне соответствующих эпизодов. В отличие от предыдущей сцены здесь не только и не столько пафос, сколько возможность подумать и оценить.
Кстати на мой взгляд следующая за ней сцена с закатом на Стене не только не ломает ключевую концепцию, но даже наоборот принципиально важно её дополняет. Показывая, что "восходить" можно как карабкаясь к цели по трупам, так и преодолевая себя и приближаясь к любимому человеку. А ещё можно и падать в бездну низменных страстей не выпуская из рук арбалета.
И всё это удалось собрать в одной небольшой сцене с минимумом текста. По мне так - браво.
А вот разочарованием сезона для меня стала всё таки Красная Свадьба. Тут, конечно, следует отметить, что снять КС так, чтобы меня впечатлило было вообще трудно. В силу того, что само событие мне не слишком нравится. Но всё же...
На мой взгляд сама расстановка акцентов и постановка свадьбы не являются самими удачными. Но это, повторюсь, на мой взгляд. Вся эта общая внезапность и непредсказуемость, северяне в образе избиваемых и несопротивляющихся жертв, Робб страдающий над телом убитой жены... Уж извинитн, но мне такое прочтение КС не нравится. Никакого бизнеса - только личное.
При всём этом актёрская игра там отличная (Мишель Фейрли положительна заслужила что-то призовое). Ну разве Русеболтон здесь - Русеболтон там я решительно не одобряю... Хотя до начала плясок игра Макэлхаттона более чем хороша.
В целом начало сезона произвело на меня большее впечатление, нежели его вторая половина. Где-то с шестой серии он как-то бледнеет и выцветает. То ли действительно так, то ли сказывается что первые серии сравнивались со вторым сезоном, а последние с первыми сериями третьего.
Несколько слов о частностях. То есть сюжетных линиях (в порядке их появления в сезоне).
1. Ночной Дозор. Началась эта линия великой драмой - отсутствием битвы на Кулаке.
Впрочем я уже говорил, что её отсутствие в этом сезоне совершенно ожидаемо
- начинать первый эпизод со значимой и раскрывающей карты битвы - постановочно нежелательно. Это завысит ожидания от дальнейших событий. Особенно на фоне довольно малобюждетной КС.
- показывать реальную мощь Иных ещё рано - зритель не должен пока осознать насколько в глобальной перспективе бессмысленна вся эта южная политическая возня и не должен чрезмерно злиться на реакцию большинства персонажей Саги на события на Севере как на внутренние разборки грамкинов со снарками.
При этом чёрный экран как развитие клиффхенгера конца 2-го сезона даёт все основания как минимум сильно удивиться.
В общем ошибка налицо, но я бы считал таковой именно концовку 2-го сезона, а не начало 3-го.
В остальном линия умеренно хороша. Отступление с Кулака имхо не слишком удачно (уж чего-чего а военную драму в Голливуде снимать вроде бы умели? Примеров для подражания - море). События у Крастера сняты уже на мой взгляд хорошо. Последующие блуждания выручает в первую очередь Лилли/Гилли (кажется Мартин как-то сказал на пробах, что у неё отлично должен получиться образ жертвы домашнего насилия - и не ошибся). Что до Сэма, то судя по отдельным проблескам книжного характера актёр вполне справляется. Но создаётся впечатление, что у большинства режиссёров при столкновении с образом "толстый, неуключий, подросток-девственник" срабатывает какой-то условный рефлекс и они начинают лепить шаблоны из молодёжных комедий 2000-х (если что - молодёжные комедии 80-90х имели другие стереотипы).
2. Манс, Джон и Игритт.
В моём представлении наиболее мискастная линия. Киаран Хайндс в роли Манса колоритен, но поверить,что мы имеем здесь дело с почти каноничным РПГ бардом, коий присутствует в книгах Мартина, глядя на эту небритую мужественную челюсть просто невозможно. С таким лицом можно кричать "это Спарта" или произносить "И ты, Брут". Но вот петь фривольные песенки для девиц в трактирах...
Джон Сноу - увы и ах. Мои надежды первого сезона, что это просто образ такой тают как снег южнее Стены.
Тормунд и Орелл - здесь колоритность образа и актёров сильно перевешивает наполнение роли. Которое у обоих лишь очень умеренно ушагало за каноническое "кушать подано". Есть шанс что Тормунд ещё развернётся, а вот Орелл - увы
Ярко-золотистое пятно на этом северном фоне - Игритт. Роуз Лесли великолепна, но в одиночку сделать всю линию Севера сложно даже ей.
Что до сюжета линии то он довольно скуден - герои идут, немного говорят, ссорятся, снова идут. Сцена "Джон не в состояни убить старика" при всей каноничности насмерть убита тем, что Джон играет её уже третий раз (сначала с Игритт, потом с Куореном, теперь с конюхом). Причём играет совершенно одинаково и с одним и тем же мечом... В итоге создаётся впечатление не столько серьёзных моральных метаний, сколько сильной тормознутости и патологической нерешительности.
3. Линии Королевской Гавани - тут всё так перепутано, что говорить отдельно уже сложно. В явное отличие от Севера здесь собрано просто немыслимое количество превосходных, отличных и просто очень хороших актёров. Если же ещё и добавить малое количество действия при обилии диалогов, позволяющих этим актёрам развернуться.
В общем это "просто праздник какой-то". Даже эпизодические моменты иногда оказываются почти шедевральны.
По мелочи ситуацию портят секс-гигант Подрик (ну вот зачем?!! Зачем это было делать?
) и сильная неадекватность Софи в некоторых моментах образа Сансы. Если история с навозом в матрасе ещё может как-то адекватно смотреться в устах девочки пионерского возраста, то в исполнении весьма зрелой по внешности Софи это выглядит просто дикостью.
Чтобы закончить с КГ на более оптимистической ноте отмечу, что в этом сезоне заметно приблизился к каноничному образ Тайвина (претерпевший во 2-м сезоне довольно таки странные трансформации) а образ Маргери оказался крайне удачно дополнен и расширен (ведь могут, когда хотят
).
4. Драгонстоун
Тут всё смешалось и попуталось в уединённом замке.
Станнис хорош, но как-то сильно не в образе. Ну ладно скрип зубов сложно записывать, а морщится он вполне приемлемо. Однако его подкаблучность и периодическая склонность изгибаться в соответствии с линией партии меня сильно смущают.
Скрещивание Джендри с Эдриком Штормом тоже прошло не без послеоперационных осложнений. Линия "двух в одном бастарде короля Роберта" уж слишком изобилует внезапными поворотами. Иногда настолько внезапными, что обнаружить там какие-то логические обоснования как-то не очень удаётся.
Ширен обаятельна и даже передача ей роли мейстера в части обучения Давоса читать прошла успешно. Ну а к Давосу и Мелисандре вообще довольно никаких претензий. Давос мне показался одним из немногих персонажей соответствующих книжному прототипу на все сто. Мелисандра - не очень, но это компенсируется неплохой игрой, общей непредсказуемостью характера любых волшебниц и хорошими внешними данными
.
5. Линия Робба...
Нет повести печальнее в этом сезоне. Дикий полёт сценарной фантазии, ошеломлявший нас в прошлом сезоне, наконец прекратился, но расхлёбывать там насценаренное таки пришлось.
Вообще учитывая сделанное как-то Беньофом и Вайсом вскользь заявление, что к идее снимать Игру престолов они пришли исключительно от желания снять Красную Свадьбу у меня скложилось впечатление, что на самом деле это было желание "как бы мы с другом переписали этот сюжет на свой вкус". Ибо вся линия Робба 2 и 3-го сезонов глубоко самостоятельна и автономна. От Мартина там только общая канва, несколько персонажей и пара цитат.
При этом сценарная самодеятельность на лично мой вкус заметно слабее общего уровня Мартина. Неоднозначный Робб превратился в однозначного мажора без сдерживающих факторов, романтичная и несчастная Жиенна в бойкую волантийскую медсестру Талису, Русе Болтон вынужден метаться аки Фигаро играя одновременно себя самого в Мартиновских эпизодах в Харренхолле, "мудрого советника" при Роббе (причём единственного) и гнусного предателя на свадьбе.
И уж вспомнить неприлично чем предстал
театр МХАТ Чёрный Рыб Бринден Талли. Сам смысл нахождения которого в этом сезоне для меня категорически непонятен. Фактически большую часть сезона Бринден играл бесследно исчезнувшего Джона Амбера, и лишь в самый последний момент, когда нужно было после героического сопротивления попасть в плен, сценаристы внезапно вспомнили, что это Талли и обеспечили ему побег из сортира...
То что вспомнили о Карстарке - хорошо. Но вот это впадение в амок и убийство пленников на ровном месте сильно озадачивает. Мартин хотя бы это мотивировал...
В общем за данную линию однозначно незачет. Взявшись переписать линию с начала и до конца сценаристы лишь подтвердили, что Мартин пишет лучше. И если в качестве отдельного произведения - вполне бы сошло, то на фоне остальных линий сериала всё это уж слишком бросается в глаза.
6. Эссос
В обсуждениях как-то всплывало утверждение, что сериал заставил переоценить отношение к книжным героям. Я пока капитально такого за собой не заметил. Но если что - ближе всего к этой грани подошла именно Дени. Которую в книге я решительно не переносил.
Хотя отсебятины в этой линии тоже много, но её прощает то, что и у самого Мартина (ничего личного) та часть её линии, которая между Игрой и Танцем, создаёт впечатление, что мэтр заставил Мать Драконов выписывать замысловатые траектории по злачным местам Эссоса исключительно чтобы занять время пока драконы не подрастут, а в Вестеросе не дозреет революционная ситуация.
В этом плане замена одного филлера на другой не так болезненна. Тем более, что характеры почти не пострадали.
В целом же линия неожиданно логична, довольно зрелищна и оттенена хорошей актёрской игрой как основных персонажей, так и колоритных восточных злодеев. В качестве вишенок на торт добавили фансервиса - красавца Даарио (судя по комментариям в обсуждении он определённо пришёлся женской части аудитории по душе куда больше, нежели каноничный златозубый синеус) и чудную Миссандею, чьи интеллигентность и скромность могут сравниться лишь с её выдающимися (во всех смыслах) формами.
7. Бран
Довольно ровненькая и приятная линия. Вполне по канону. С одним но.
Из неё благополучно вырезали практически всё, из чего она состояла - магию, мистику и видения. В итоге - отряд приключенцев идёт на босса... И это всё о них.
Попутно несколько смутила переоценка мотивов Брана. Если в книге он до самого конца идёт питаемый надеждой, что Трёхглазая ворона так или иначе вернёт ему способность ходить, то здесь уже на полдороге оглашается намерение идти спасать мир от нашествия иных...
8. Джейме и Бри
Ещё одна шикарная линия (видимо потому же, почему и КГ - мало экшна и много диалогов при хороших актёрах, да ещё плюс высокий градус каноничности).
Из положительного - отличная Бриенна, превосходный Квиберн, затянутая и обруганная мной, но всё же каноничная сцена в бане, рука и медведь опять же...
Из отрицательного - странное превращение Локка в Варго Хоута (зачем было убирать персонажа, чтобы с точностью до реплики отдать его роль другому, ну жалко бюджета на зебр - откажитесь, будто ни разу ничего не упрощали в самом деле) и подозрительно раннее явление Джейме в КГ ещё до свадьбы Джофри.
9. Арья и её друзья (и враги)
Наконец-то сценаристы озаботились возвращением образа Арьи на установленное Мартином место. Девочка с лютобулочкой постепенно (хотя и очень постепенно) превращается в мрачного и озлобленного на весь мир мстителя. Немного мискастен при этом облик Мейси - вместо невзрачной, худой, и постоянно принимаемой всеми за мальчишку оборванки мы видим обаятельную и вполне уже женственную девушку с большими добрыми глазами и пухлыми щёчками.
Что интересно - дальнейшему её образу в Браавосе это ничуть не помешает, если, конечно, грамотно обыграть разницу.
В целом по сравнению с тем, что творилось в этой линии в прошлом сезоне (где по количеству отсебятины линия Арьи стремително догоняла линию Робба) этот - просто бальзам на душу канониста. Хотя вот Жёлуди жалко, что урезали... Да и Мелисандра вместо старушки Призрака - как-то сильно не то. Но в общем - неплохо.
10. Страдания Теона...
Линия не понравилась. И отнюдь не пытками. Как ни странно, но добиться ощущения ужаса и жути, имхо конечно, но постановщикам не удалось (в отличие от сцены гибели Роуз, например). Издевательства Рамси отчего-то воспринимаются этакой черноватой комедией. Невсерьёз. Слишком уж они картинны, наиграны и пафосны. С постоянными шутками, прибаутками и красивыми девушками на подтанцовках.
Опять же кастрации Теона уделено уж совершенно немыслимое внимание. Тут и девицы, и закусывающий колбасой Рамси и посылка Бейлону... Как-то избыточно, на мой взгляд.
При этом упрекнуть Элфи и Ивана в плохой игре было бы совершенно несправедливо. Тот же монолог Теона об отце - отлично сыгран обоими. Имхо тут дело в постановке. Слишком уже игривые у них пытки
Вообще в отношении жестокости - я понимаю, что Роуз и Талиса были крайне малолюбимы публикой. Однако такой экранной смерти не заслужили даже самые неприятные из персонажей сезона.
В итоге же могу сказать, что сезон достаточно хорош и развивается, на мой взгляд, в правильном направлении.