Ну и те, кто пытается что-то сберечь, стремится к исцелению, они поближе будут к созидательной силе, а не деструктивной.
Не всегда. Тот кто делает припарки, там где нужна операция, делает только хуже. Другое дело, что грань здесь довольно тонкая, а конкретных вами приведенных личностей обсуждение займет достаточно много места.
Относительно Дени вам правильно отметили выше. Нельзя создать не разрушив что-либо. У Дени есть определенные представления о устройстве мира ("
Я хочу, чтобы мое королевство было прекрасным, чтобы в нем жили веселые дородные люди, красивые девушки и беззаботные дети") и эти устремления сложно назвать тягой к разрушению. Она видит вот эту перспективу и стремится к ней - в этом её созидательность. Отдельно займусь самоцитированием ситуации описанной в Танце:
- все революции заканчивались уже чисткой самих революционеров.
- Так они заканчивались этим по одной простой причине, которую и описывает Мартин на примере Вестероса. Власть извращает природу человека и заставляет подменять общественные интересы как свои, а эффективность запретных методов не ужасает а заставляет их применять все чаще. Люди становятся одержимыми и начинают нести исключительно разрушение, превращаются в чистое зло. Вот Дени одержимость не свойственна вообще, поэтому она поняла что есть что-то поважнее чем власть и даже борьба за свою точку зрения. А те же работорговцы этого никогда не поймут и поражение их от Дени ничему не научило. Именно поэтому они обречены. С моральной точки зрения так точно.
Есть еще вот этот момент "хоббитства". Тип маленького человека, даже если этот маленький человек это грандлорд Нед Старк, который хочет выполнить миссию и просто вернуться домой, обывателю очень симпатичен и он подсознательно записывает его в положительно-конструктивные. Дени этому типу не удовлетворяет тем, что дома у неё нету и ей некуда возвращаться. Жизнь превратила её в изгоя и
в этом нету никакой её вины.
У неё присутствует другая тема - тема поиска дома. Но читателю, который симпатизирует другим персонажам, её намерения кажутся агрессивными. Отсюда и все упреки к ней "Не вижу её в Вестеросе, ей там не место" (хотя все понимают, что она займет место кого-либо, если там окажется), "Зачем в Залив поперлась и раздражает там работорговцев своим существованием?" и даже более резкие типа "Её место среди дотракийцев" или "среди вдов Дош Кхалина". Читатель подсознательно хочет определить куда-то настолько значимого персонажа, найти ему место. Некоторые это место не находят, а просто объявляют её погибшим в будущем героем за людей (а куда еще изгою деваться?). Но все эти сценарии как раз выступают в конфронтацию с этой самой идеей поиска и делают эту идею незавершенной. Хотя вот эта вот идея, которая вылилась в своеобразный поиск утраченного и полузабытого рая, самая созидательная из всех в саге.