Дейнерис Таргариен и Правильная Дверь
В памяти ее все двери были красными...
/Дж. Мартин, "Игра престолов"/
К вопросу о малоизученном аспекте в связи с персонажем ПЛиО Дейнерис Таргариен. Назову его просто - "правильная дверь".
Итак, в "Битве королей" квартийский колдун Пиат Прей проинструктировал Дейнерис, что и как она должна делать в Доме Бессмертных, и как она не должна поступать ни в коем случае, если хочет получить ответы на интересующие ее вопросы и вообще вернуться живой из этого опасного места.
Помню, как во время первого прочтения этой сцены меня зацепило слово "дверь" - для Дейнерис это слово даже не знаковое, а символическое, магическое, если угодно. Сразу вспомнилось, с каким непонятным для читателя постоянством (чтобы не сказать - настойчивостью) она вспоминает красную дверь в доме своего детства (и еще лимонное дерево у окна, с такими маленькими зелененькими лимончиками; для того, чтобы лимоны нормально созрели и приобрели соответствующий товарный вид, нужен хотя бы субтропический климат, который явно не свойственен Браавосу, поэтому такие недоделанные лимоны на этом деревце росли... но это я уже отклоняюсь от темы).
Процитирую разговор колдуна-инструктора и Дейнерис о дверях:
"
Под черными деревьями было темнее, чем ей представлялось, и путь был дольше. Ей казалось, что дорожка с улицы ведет прямо к дверям дворца, но Пиат Прей свернул куда-то вбок. Дени спросила его почему, и он ответил:
- Передняя дверь ведет внутрь, но не наружу. Внемли моим словам, королева: этот дом создан не для смертных. Если твоя душа дорога тебе, делай только то, что я тебе говорю.
- Хорошо, - согласилась Дени.
- Войдя, ты окажешься в комнате с четырьмя дверями: той, в которую вошла, и тремя другими. Ступай в правую дверь и поступай так каждый раз. Если тебе встретится лестница, иди только вверх. Никогда не спускайся и входи только в крайнюю справа дверь.
- В крайнюю справа. Хорошо, я поняла. А когда я пойду обратно, нужно делать наоборот?
- Ни в коем случае. Туда или обратно, все равно. Всегда вверх и всегда в крайнюю справа дверь. Перед тобой будут открываться другие двери, и в них ты увидишь многое, что смутит тебя, - картины страшные и прелестные, чудеса и ужасы. Картины прошлого, грядущего и того, чего никогда не бывало. Обитатели и слуги дворца могут заговорить с тобой. Отвечай или молчи, как тебе угодно, но не входи ни в одну комнату, пока не придешь к приемной зале.
- Я поняла.
- Придя в палату Бессмертных, будь терпелива. Наши жизни для них не важнее, чем взмах мотылькового крыла. Слушай внимательно и запечатлевай каждое слово в своем сердце".
Чтобы получить ответ на свои вопросы, ну и просто остаться в живых во время этой рискованной экскурсии, Дейнерис должна всегда входить в крайнюю справа дверь. Запомним это, а пока посмотрим, каким символическим смыслом наделяется вещь "дверь" в разных культурах.
Дверь, прежде всего, символ очень даже двойственный. Это одновременно и вход, и выход; это и защита от нежелательного проникновения, и в то же время возможность доступа; это грань, на которой совершается перемещение из одного места/состояния в другое, это переход от света к тени - и наоборот; это одновременно и открытость/возможность, и закрытость/невозможность; и пленение, и освобождение одновременно.
В культуре Древнего Египта дверь/врата были символами перехода из нижнего, низшего мира в небесный, высший мир ("врата Нут"). Кроме того, у древних египтян были так называемые "ложные двери", запечатанные проемы, которые никогда не открывались - это место, где якобы происходило взаимодействие между двумя мирами - миром живых и миром мертвых.
У древних римлян богом дверей считался двуликий Янус (что было раньше, курица или яйцо?
т.е. это от Януса пошла дверная двойственность, или взятый под покровительство объект так сильно повлиял на упомянутое божество-покровителя, что тот раздвоился?)
У славян дверь традиционно была связана с охранительной магией.
Есть еще один вариант (и снова двойственный) - дверь как образ перехода из хаоса в упорядоченное пространство, и наоборот - выхода из упорядоченного пространства в хаос. Вторая часть этого варианта, кстати, весьма подходит для характеристики действий Матери Драконов, начиная с "Бури Мечей" и далее...
Вернемся к тексту "Битвы королей". Дейнерис честно выполняет инструкции Пиата Прея, и каждый раз входит только в крайнюю дверь справа.
Что это может означать - "крайняя дверь справа"? Правая сторона в разных культурах традиционно означает:
- ангельскую, "светлую" сторону
- солнечное, светлое начало
- почетное место ("по правую руку")
- ну и на Страшном Суде, как известно, справа будут избранные для вечной жизни агнцы, а слева - козлищи поганые.
А то, что дверь - крайняя, вероятно, подразумевает определенные качества и стороны характера Дейнерис. Не то чтобы она всегда бросалась в крайности, но некоторая экстремальность как свойство сознания и поведения этой героине присущи (вспомним хотя бы ее эпическое Восхождение-На-Костер).
В начале своих хождений по мукам, т.е. по Дому Бессмертных, Дейнерис подвергается искушению "красной дверью":
"
...но следующая дверь тоже была открыта, и Дени узнала эту комнату. Она хорошо помнила эти толстые стропила с вырезанными на них головами животных. И лимонное дерево за окном! Его вид наполнил тоской ее сердце. Это он – дом в Браавосе, дом с красной дверью. Не успела Дени сообразить это, в комнату вошел старый сир Виллем, тяжело опираясь на трость.
– Вот и ты, маленькая принцесса, – сказал он своим ворчливым добрым голосом. – Поди ко мне, миледи, теперь ты дома и в безопасности. – Его большая морщинистая, как старый кошелек, рука протянулась к ней, и Дени захотелось ее поцеловать – еще ничего на свете ей так не хотелось. Она уже ступила вперед, но сказала себе: «Он мертв, славный старый медведь, он давно уже умер…» И пустилась бежать".
Бурерожденная преодолевает это очень неслабое искушение, за что ей плюс и огромный респект от меня лично. Иллюзия того, что она теперь "дома" и сир Виллем жив, выглядела вполне реально, достоверно и заманчиво. Но - не сработало. Потому что Дейнерис четко осознает одну простую и печальную истину: мертвые - не возвращаются, а если даже и возвращаются, то ничего, кроме опасных и нехороших вещей, принести с собой не могут. Увы.
(предвкушающе)
А теперь мой любимый момент (и, наверное, лучший во всей этой главе).
"
Прошел, по ее расчетам, целый час, и коридор уперся в лестницу, уходящую вниз, во тьму. Справа по-прежнему не было ни одной двери. Дени оглянулась назад и со страхом увидела, что факелы гаснут. Только двадцать или тридцать оставались зажженными. Вот погас еще один, и тьма продвинулась чуть дальше по коридору, подползая ближе. Дени показалось, что к ней приближается еще что-то, шаркая и волочась по истертому ковру. Ужас охватил ее. Вернуться назад она не могла, оставаться на месте боялась и не знала, куда ей деваться. Дверей справа не было, и ступеньки вели вниз, а не вверх. Еще один факел погас, и звук стал чуть громче. Дрогон вытянул длинную шею и закричал, пуская дым. Он тоже слышал. Дени тщетно всматривалась в правую стену. Может быть, там есть потайная дверь, невидимая? Факелы гасли один за другим. Он сказал - крайняя дверь справа, всегда только первая справа.
Но первая дверь справа, вдруг осенило ее... это последняя слева".
Что делать, если дверей справа попросту нет? То есть нет вообще - ни первых, ни вторых, никаких правых дверей не видать - все только левые. Кошмар же, но героиня с этим справляется. Догадка Дейнерис, на мой взгляд, гениальна. "Первая дверь справа - это последняя слева".
Восхитительно, ага.
Но как это понимать?
Если левую сторону, в отличие от правой, всегда считали неправильной, "худой", недоброй, неверной, - что может означать "последняя слева" дверь? Наименьшее зло, минимальное вмешательство в миропорядок, незначительное искажение правды? Или наоборот - левизна и неправота настолько глобальная и всеобъемлющая, что просто край, все живое - ложись да помирай, и все тут.
Интересно, которая из этих трактовок ближе к истине... Потому что, как мне кажется, точное понимание символического наполнения образа этой загадочной "последней слева" двери может прояснить и истолковать многие моменты в миэринских главах Дейнерис. И во всех ее дальнейших главах (уверена в этом). Может быть, напишу об этом подробнее. Когда-нибудь.
И на сладкое - еще одна вкусная "дверная" цитата:
"
Створки дверей были очень тяжелы, но Дени с великим трудом сдвинула одну из них - и увидела позади другую дверь, из простого неоструганного дерева, находившуюся, однако, правее черно-белой. Мудрецы продолжали манить ее сладкозвучными голосами, и она бросилась прочь. С Дрогоном, снова севшим ей на плечо, она влетела в другую дверь и оказалась в сумраке."
Дейнерис вначале хочет войти в черно-белую дверь, но умничка Дрогон и так и сяк показывает ей, что этого делать не надо, и даже грызет дверной косяк; в общем, ведет себя явно неадекватно. А когда самый вменяемый дракон ведет себя неадекватно, Матери Драконов следует задуматься.
В итоге Дейнерис входит в другую дверь, сделанную из грубой, необработанной древесины, а не из черного дерева и чардрева. И эта вроде бы обыкновенная дверь оказывается первой справа, а значит, самой правильной дверью, потому что именно за ней - как уже знает читатель - и засели искомые синенькие задохлики, прошу прощения, Бессмертные Кварта, и показали Бурерожденной много разных ярких и многообещающих видений.
Итак, Дейнерис прошла свой квест в Доме Бессмертных, старательно соблюдая данные ей колдуном инструкции. Она всегда входила в первую дверь справа, и только один раз - в последнюю дверь слева. Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что в главе о Доме Бессмертных Кварта Автор символически изобразил весь путь Дейнерис, который ей суждено пройти по страницам ПЛиО. Как и в этой главе, так и во всем повествовании она всегда выбирала, выбирает и будет выбирать единственно правильную и самую нужную дверь - ту, которая справа. Даже если это "последняя слева" дверь, - дверь, ведущая в хаос, он же - травяной-бред-в-Дотракийском-море. Все равно в итоге все у нее складывается так, как надо, и идет по плану. И не только потому, что Дейнерис - читерша.
"
Она шла длинным коридором под высокими каменными арками. Она не могла оглянуться, этого нельзя было делать. Впереди, где-то далеко перед ней, маячила крошечная дверь – красная, это было видно даже отсюда. Она шла быстрей и быстрей, и босые ноги ее уже оставляли кровавые отпечатки на камнях.
(...)
Она бежала, и ноги ее плавили камень. «Быстрее!» – единым голосом вскричали призраки. И она рванулась вперед. Боль ножом вспорола ее спину; она ощутила, как расторгается ее кожа, ощутила запах горячей крови и увидела под собою тень крыльев. Дейенерис Таргариен летела.
– …разбудить дракона…
Дверь возникла перед ней – красная дверь – так близко, так близко. Стены коридора летели назад. И холод остался позади. И вдруг камень исчез. Она летела над дотракийским морем, поднимаясь все выше и выше; внизу по зелени ходили волны, и все живое в ужасе бежало от тени ее крыльев. Она ощущала запах дома, и она видела его там, за этой Дверью: зеленые поля, великие каменные дома и руки, которые согреют ее. Она распахнула Дверь".