Перед художественным отделом «Игры престолов» стояла большая задача — при ограниченных средствах показать мир «Песни Льда и Пламени» так, чтобы зритель в него поверил. Костюмы «Игры престолов» — это лишь одна сторона этой работы, а есть еще архитектура, языки, традиции и все то, что составляет культуру вымышленного мира. Одним из важных пластов средневековой, а следом и вестеросской культуры является геральдика, и ни один визуальный элемент «Игры престолов» не растиражирован так широко, как гербы великих домов.

Геральдика «Песни Льда и Пламени» и «Игры престолов»

Эмблематика Вестероса основана на средневековой геральдике XII–XIII вв. и имеет сходное значение для культуры Семи Королевств. Как и в случае прочих заимствований, Мартин не копирует историю дословно, изменяя и адаптируя ее сообразно своим целям, и чтобы понять, каковы эти цели, нужно разобраться, в чем именно писатель подражает земной истории. «Правила геральдики в Семи Королевствах менее строгие, чем в зрелом Средневековье реального мира, — говорит Мартин в переписке с Элио Гарсией. — Правил у меня, по большому счету, и нет, равно как и контролирующего их соблюдение института герольдов. Каждый рыцарь или лорд свободен в выборе. Прям как в раннем Средневековье, пока гербы не были зарегулированы и во многом определялись личностными предпочтениями. Формализация пришла позже».

  1. Основы земной и вестеросской геральдики
  2. Гербовые цвета и фигуры
  3. Гербы великих домов Вестероса
  4. Герб драконовластных Таргариенов

Среди исторических книг, которые Джордж Мартин рекомендует к прочтению, значится «The Dictionary of Heraldry: Feudal Coats of Arms and Pedigrees» Джозефа Фостера. Ее не удалось отыскать в открытом доступе, поэтому при написании этой статьи использовались другие материалы: прежде всего, работы французского историка-медиевиста Мишеля Пастуро «Символическая история европейского Средневековья» и «Геральдика», книга итальянского историка-медиевиста Джованни Санти-Мадзини «Геральдика. История, терминология, символы и значение гербов и эмблем», энциклопедия Стивена Слейтера «Геральдика» и, наконец, цикл лекций Ю. В. Арсеньева «Геральдика»; в иных случаях помечается отдельно.

Основы земной и вестеросской геральдики

Герб — это особые символические изображения, составленные по строго определенным правилам и закрепленные за отдельными людьми, семьями, сообществами, городами или целыми государствами. Наличие правил составления герба и наследственный характер его передачи отличают европейские гербы от эмблематических систем, бытовавших в иных культурах. Помимо собственно щита с эмблемой (т. н. малый герб), полный герб включает щитодержателей, девиз, основание, мантию, корону, намет с нашлемником, называемый иногда «верхним гербом»; далее для простоты речь будет идти лишь о малом гербе.

Согласно одной из гипотез, обычай использовать специальные знаки на щите возник, когда из-за однообразия доспехов и появления забрала в XII веке стало невозможно различать сиятельных рыцарей между собой. Тогда для целей опознавания и маркирования стали использовать яркие рисунки на щитах и стягах — они были универсальны и понятны для людей любого региона, учености, статуса и достатка. Универсальность геральдики способствовала ее распространению во время крестовых походов и позже на турнирах, когда рыцари из разных регионов стекались в одно место и нуждались в специальных знаках отличия, по которым их могли бы признать и запомнить.

Постепенно гербовые изображения стали помещать не только на щиты: знать и рыцари расписывали своими геральдическими символами знамена, одежду, доспехи, попоны и вальтрапы своих коней, жаловали слугам ливреи в гербовых цветах, увековечивали гербы в архитектуре, надгробных памятниках, предметах домашнего обихода, а главное — помещали гербы на монеты и печати. Из всего многообразия известных средневековых гербов три четверти приходится на печати. Герб и печать с гербом как его частный случай говорили о личности и социальном статусе владельца, заявляли о его индивидуальности, стремлениях и притязаниях за счет выбора рисунка или сюжета, тем самым герб из идентификационного (пиктографического) кода становился и выразительным (идеографическим).

Зарождение гербов в XI–XII веках совпадает с достижением зрелости феодализма и превращением его в общественный строй. Наследование феодов королевскими вассалами узаконил еще Карл Лысый (823–877 гг.), но наследование ленных феодов стало законным только с 1037 г. благодаря Конраду II и его Конституции о феодах. После этого количество феодов резко увеличилось, территориальное дробление усилилось, государственные функции и юрисдикции во многом перешли к феодалам; возникло стремление к официальному закреплению феодальных отношений и демонстрации соответствующего статуса.

Примеры средневековых геральдических печатей с щитом и нашлемником
Примеры средневековых геральдических печатей с щитом и нашлемником

Однако в XII веке растет внимание к личности и идентичности во всех слоях населения, и зародившиеся среди военного сословия гербы не были привилегией лишь знати и рыцарей. Возникают гербы  у духовенства, городов, гильдий и ремесленных цехов, университетов и — вопреки распространенному мнению — у зажиточных городских и даже крестьянских семей (хотя, конечно, для последних двух групп практической ценности в гербах не было). Даже редкие ограничения тогда вводились временно, не соблюдались и касались в основном каких-то деталей использования герба. В Западной Европе известно около миллиона средневековых гербов, размещенных преимущественно на печатях, и лишь половина принадлежала дворянству.

В феодальном Вестеросе право на герб есть лишь у военного сословия — лордов и рыцарей, пусть даже и нищих межевых. Последние не владеют землей, не принадлежат к знати по рождению и сочиняют герб самостоятельно, не имея, однако, права передавать его по наследству (сын межевого рыцаря может принять родительский герб в случае, если сам станет рыцарем). В Семи Королевствах не приняты самостоятельные гербы городов, как в земной истории. Духовенство носит единую эмблему с семиконечной звездой, а септоны не имеют личных гербов, как епископы. Закончившие единственный университет Семи Королевств (Цитадель) носят не герб, а цепь с числом звеньев соответственно изученным дисциплинам. Герб государства, как и в земной истории, отождествляется с королевским гербом правящей династии.

Страница из средневековой иллюминированной рукописи Манесский кодекс. ок. 1300 г.
Страница из средневековой иллюминированной рукописи Манесский кодекс. ок. 1300 г.

Почти одновременно с возникновением геральдики появились люди, чьей профессией было разбираться в гербах — герольды. Поначалу они были вестниками и глашатаями, наделенными неприкосновенностью и выполняющими также диплома­тические и пропагандистские функции. С появлением гербов герольды начали вести их учет, формировать специальный единый язык для однозначного их описания (блазонирования) и упорядочивать их в организованную схоластическую систему. Герольды были также главными распорядителями на турнирах и иных торжествах, исполняли обязанности церемониймейстеров при дворе. Постепенно оформился особый институт герольдов с четкой иерархией и правом осуществлять экспертизу и регистрацию гербов.

У Джорджа Мартина отдельного института герольдов с его иерархией и правами нет. На турнире есть распорядители, но их избирают из числа других слуг местного лорда (на Эшфордском турнире это был стюард лорда Эшфорда), судит турнир его хозяин (на Турнире десницы — король), но объявляют сражающихся все-таки heralds (глашатаи или герольды). Волю короля, кроме воронов, могут разносить и глашатаи (например, Семь глашатаев Джейхейрис выбрал из числа лояльных себе людей, которые могли бы заниматься пропагандой в его интересах). Отсутствие герольдов как института порождает и отсутствие строгой геральдической науки в Вестеросе. Можно считать, что искусство блазонирования находится здесь в зачаточном состоянии — на уровне XI–XII вв. земной истории, однако при этом в Вестеросе уже существуют гербовники (один из таких изучает Эгг во время турнира в Белостенном), а значит, какой-то учет гербов ведется — вероятнее всего, мейстерами.

Шведский щит с головой вепря на гербе (XIV век)
Шведский щит с головой вепря (XIV век)

Самые ранние средневековые гербы, вероятно, являются не более чем частным выбором учреждающего герб лица, индивидуальной эмблемой, перешедшей от него к потомкам. За любым гербом можно усмотреть какую-то историю, вымышленную или претендующую на достоверность; частенько семейные легенды о подвигах пращура сочинялись уже постфактум, спустя несколько веков. В «Песни Льда и Пламени» все точно так же. Истории, стоящие за новыми гербами, обычно подлинные: так, заслуги, приведшие к обретению титула, лежат в основе герба Клиганов (три убитые львом собаки псаря) и Сивортов (контрабандный провоз лука в голодающий осажденный замок), национальное происхождение отражено в гербе Бейлишей (Титан Браавоса) и Мартеллов (ройнарское солнце). Но может ли кто-то сказать, насколько достоверна история об упавшей звезде Дейнов, сразившей дорнийцев молнии Дондаррионов и откуда драконы у Вэнсов? (Кстати, с литературной точки зрения, драконы на их гербе — это отсылка к роману Джека Вэнса «Хозяева драконов», однако если смотреть на герб изнутри истории ПЛИО, можно поспекулировать о том, как предки Вэнсов столкнулись с валирийцами до переселения андалов из Эссоса.)

Слева направо: герб Клиганов, Сивортов, Бейлишей, Мартеллов, Вэнсов (из Атранты)
Слева направо: герб Клиганов, Сивортов, Бейлишей, Мартеллов, Вэнсов (из Атранты), илл. из энциклопедии 7kingdoms.ru
Ни в земном, ни в вестеросском средневековье никто не имел права носить чужой щит. Если рыцарь не хотел быть узнан, то носил одноцветный щит (называемый также гладким) или сочинял эмблему по обстоятельствам. В Вестеросе в таких ситуациях, как правило, гербы сочиняли — например, Деймон Младший, скрываясь под личиной Джона Скрипача, взял синий щит с золотыми мечами и скрипками. А вот в романах артуровского цикла XII–XIII веков главные герои скрывались за однотонными черными или белыми щитами, тогда как их враги — за красными.

Один из самых популярных мотивов выбора герба в земной истории — его связь с именем владельца через буквальное толкование имени или родовых земель семьи, игру слов или фонетическое сходство между образом и именем; такие гербы в земной истории называют гласными, или поющими. В земном Средневековье поющих гербов великое множество, но не всегда это очевидно из-за изобилия языков, чудны́х ассоциативных связей и отсутствия данных о владениях. К тому же, легенда о героическом змееборце звучит на турнире куда более впечатляюще, чем сообщение о том, что сей рыцарь происходит из земель, название которых созвучно со словом «змея». Примером поющих гербов в Вестеросе может служить красный замок на гербе Редфортов (red fort — красная крепость), паук, прядущий паутину, у Вебберов (web — паутина), виноградная гроздь Редвинов (red wine — красное вино), грифоны на гербе Коннингтонов из Грифоньего Гнезда или сокол у Арренов из (Орлиного) Гнезда.

Бризуры гербов, илл. Михаил Медведев
Бризуры, илл. Михаил Медведев

Существовали также обстоятельства, обязывающие вносить изменения в герб. Так, в конце XII века в странах Западной Европы (редко в Германии и никогда в Польше и России) только глава старшей линии имел право на полный семейный герб, тогда как его братья или сыновья должны были вносить изменения, называемые бризурой. Изменения вносили различными способами: меняли позиции фигур или цвета, удаляли фигуры, но чаще всего — добавляли их (поэтому бризуры также называют прибавлениями). Например, в Англии старший сын добавлял к гербу отца турнирный воротник, второй сын — полумесяц, третий — пятиконечную звезду и т. п. Старший сын старшего сына обременял турнирный воротник отца своим турнирным воротником и т. д. Если позже один из таких младших сыновей становился главой линии, то убирал бризуру со своего щита. Незаконнорожденные сыновья для обозначения своего происхождения чаще всего использовали волнистую кайму.

В Средние века существовали также знаки бесчестья, или отмены, которые можно было получить за трусость, хвастовство, предательство, убийство пленника после сдачи и другие подобные поступки. В Семи Королевствах таких примеров в гербах нет.

В Семи Королевствах использование младшими сыновьями и братьями бризур не является обязательным, пока они не обзавелись собственными землями, однако младшие действительно часто избирают себе личные гербы по мотивам семейных: так, Бринден Талли взял себе черную рыбу вместо серебряной, а Мейкар Таргариен, как четвертый сын, поместил по одному дракону в каждую четверть щита. При этом ни Бринден, ни Мейкар не являются основателями нового дома и сохранили право на семейный герб — как отмечает Давос Сиворт, лорды имеют право на несколько эмблем. Младшие ветви семейств для своих гербов могли использовать элементы родительского дома (Фоссовеи) или придумать собственный символ (Флинты). Незаконнорожденные и узаконенные дети, как правило, не принимали герб своего родителя как есть, а инвертировали цвета или даже полностью заменяли фигуру на щите. Так, Деймон Блэкфайр после узаконивания своим отцом Эйгоном IV Таргариеном вместо красного трехглавого дракона на черном взял черного трехглавого дракона на красном, а его единокровный брат Эйгор Риверс — красного коня Бракенов, из рода которых происходила его мать, но с крыльями, как у дракона на отцовском гербе.

Слева направо: личный герб Бриндена Талли, Мейкара Таргариена, Деймона Блэкфайра, Эйгора Риверса и Рейниры Таргариен
Слева направо: личный герб Бриндена Талли, Мейкара Таргариена, Деймона Блэкфайра, Эйгора Риверса и Рейниры Таргариен, илл. из энциклопедии 7kingdoms.ru
Почетные изменения на щит могли быть добавлены в знак покровительства или пожалования за особые заслуги — например, в виде гербовой фигуры глава (полоса сверху) с гербом короля, сюзерена, города или ордена. В Семи Королевствах такие заимствования имеются, но, судя по всему, их наличие на гербе никак не регулируется.

Тенденция к утяжелению и усложнению композиции возникает с середины XIV века. К изначальному гербу добавляются второстепенные фигуры, смешиваются фигуры нескольких гербов или щит делится на все большее число секций — в каждой по гербу. Таким способом указывают на родство, связь с предками и брачные союзы (знаки родства) либо же подчеркивают обладание сразу несколькими земельными наделами (ленами), титулами или правами; последние называют знаками владения, притязания, воспоминания (отмененное право на землю). Самым простым примером такого составного герба является брачный.  После брака женщина могла поместить в геральдически правой части щита герб мужа, а в левой — отцовский герб, причем, как и в прочих составных гербах, звери часто поворачивались лицом друг к другу (геральдическое вежество). В Вестеросе женщины, как правило, не имеют брачных гербов, но имеют право на личный герб, который обычно отражает родственные связи. Так, в гербе королевы Рейниры драконы Таргариенов соседствуют с соколом Арренов в честь матери и морским коньком Веларионов в честь первого мужа.

В классической геральдике, как и вообще в романском искусстве, рисунок читают от заднего плана к переднему: сначала описывают поле, затем — главные фигуры (тип, цвет, атрибуты, положение, цвет и положение отдельных частей фигуры), после — фигуры, обременяющие эти элементы или пересекающие их. Фигуры, расположенные на одном уровне, читаются слева направо и сверху вниз относительно зрителя. Мартин же описывает гербы, как это принято в германо-скандинавской геральдике — от центральной фигуры к остальным (например, золотой лев на красном поле, а не наоборот).

Гербовые цвета и фигуры

В классической геральдике принято всего семь покрытий (тинктур), разделенных на две группы: металлы (or/золото/желтый и argent/серебро/белый) и финифти/эмали (gules/червлень/красный, azure/лазурь/синий, vert/зелень, sable/чернь/черный и крайне редко purpure/пурпур). (Цвета в геральдике обозначают не конкретный цвет, а его идею, и различия между оттенками не имеют смыслового значения. Так, под червленью может подразумеваться алый, гранатовый и розовый, под лазурью — синий и голубой, под пурпуром — малиновый, фиолетовый, бурый, сиреневый, малиново-красный и т. д.) Отсюда и взялись красные львы, серые олени и серебряные руки в земных гербах. Помимо эмалей и металлов в геральдике используются меха, беличий и горностаевый, обозначаемые специальными значками. В немецких гербах щит иногда дополнительно украшали дамаскировкой — покрывающим пустующие поверхности герба узором в виде арабески.

Геральдические цвета

Есть и более редкие эмали, которые встречаются лишь на гербах отдельных стран: оранжевая (tenné), багрово-пурпурная (murrey), темно-кровяная (sanguine), пепельная (cendree), коричневая (brunatre), небесно-голубая (bleu-céleste) и телесная (carnation). «Естественные» цвета (фр. propre) в гербах стали использоваться лишь в Новое время, за исключением, быть может, «цвета кожи».

Главное правило сочетания тинктур, соблюдающееся в земной геральдике почти неукоснительно, запрещает соседство или взаимное наложение эмали на эмаль или металла на металл для существенных объектов герба. Это значит, что красный зверь не мог располагаться на черном поле, поскольку червлень и чернь относятся к эмалям, но, например, красный язык зверя может располагаться на поле любого цвета, кроме красного. И, конечно, сечения любого цвета могут соседствовать друг с другом. В основе правила лежит критерий различимости, и доля нарушений этой нормы в классической геральдике не достигает и 1%. В Вестеросе в гербах большинства великих домов, являющихся потомками Первых людей и андалов, первое правило геральдики соблюдается всюду (с учетом редких эмалей). Однако по мере разрастания своего гербовника Мартин все дальше отходил от земной геральдики, используя цвета и оттенки, которые появились лишь в Новое время, и сочетая их в случайном порядке.

Увлеченность людей разных культур и исторических эпох символикой цвета сложно переоценить. Проникла она и в геральдику, однако ее применение не было обязательным. Одни использовали иконописные значения цветов, другие полагались на астрологию и символизм планет. Словом, никаких единых правил, сопоставляющих цвету какое-то значение, не было, поэтому нет и оснований «читать» смысл гербов по использованным цветам. С другой стороны, Джордж Мартин создавал гербы искусственно, и можно ожидать, что он опирался на какую-либо классификацию помимо собственного чувства прекрасного, стараясь увязать ее с персонажами, над которыми работал в тот момент.

Символика цвета по Ансельму в геральдике
Для примера приведу символику геральдических цветов по Ле П. Ансельму (1686), как она описана в лекциях о геральдике Ю. В. Арсеньева (в 1907-1908 гг.): золото означает христианские добродетели — веру, справедливость, милосердие, смирение, умеренность — и мирские качества — могущество, знатность, постоянство, богатство, славу, превосходство и щедрость; серебро означает чистоту, надежду, правдивость и невинность, а также благородство и откровенность. Красный цвет соответствует любви, мужеству, смелости, великодушию и щедрости; черный — осторожности, мудрости и постоянству в испытаниях; синий — целомудрию, честности, верности, безупречности, благородству происхождения и гордости; зеленый — надежде, изобилию, свободе и радости; пурпур — благочестию, умеренности, щедрости и верховному господству.

Кроме того, отмечает Арсеньев, цвета в гербах получали особое фигуральное значение: так, например, красное поле изображало кровь, пролитую за веру, короля или идеалы, синее поле — небо, зеленое — луговую траву, черное — мрак и печаль.

Древние гербы имели очень простую структуру: одноцветная фигура на поле иного цвета. До XVII века количество распространенных гербовых фигур не превышало 50: треть из них приходилась на животных (самый популярный зверь — лев), треть — на устойчивые геометрические фигуры, делящие щит на поля или сектора, и треть — на прочие малые фигуры (круги, звезды, кольца и т. д.). По мере исчерпания сочетаний стали использовать новые фигуры — растения, предметы быта и др., однако они были редки вплоть до Нового времени.

Большой гербовник рыцарей Золотого руна, или Большой конный гербовник Золотого руна (франц. Grand Armorial equestre de la Toison d'or) — бургундский гербовник середины XV века
Большой гербовник рыцарей Золотого руна, или Большой конный гербовник Золотого руна (франц. Grand Armorial equestre de la Toison d’or) — бургундский гербовник середины XV века

Как и в случае цветов, геральдическое животное — это идея животного, а не конкретный зверь с его особенностями. Это хорошо заметно и в самом геральдическом стиле с его упрощениями и условностями. Символическое значение фигуры зверя — такие же глубокие дебри, как и символика цветов. Есть, конечно, руководства геральдистов или популярные басни Лафонтена, где животные имеют характер, соответствующий их геральдической традиции, но описаны в них далеко не все существа, и вряд ли Джордж Мартин глубоко этим интересовался — это станет ясно уже после рассмотрения герба Старков чуть ниже.

Примеры геральдической композиции фигуры на щите
Примеры композиции фигуры на щите

Каждый зверь на гербе характеризуется цветом, позой (позицией) и атрибутами, которые может нести или держать в лапах или зубах. Обычно животное смотрит вправо относительно того, кто держит щит (влево относительно зрителя), поскольку иначе будет казаться, что зверь на щите в левой руке рыцаря убегает от соперника. Однако такое положение значит не только трусость; позицию можно понимать как «не такой, как все», поэтому обращенный зверь иногда появляется в гербах незаконнорожденных отпрысков. Для некоторых фигур существует понятие стандартной позиции, которую опускают при описании герба: например, человека по умолчанию изображают анфас, льва — восстающим, рыбу — плывущей, и т. д. Если такие фигуры нужно изобразить иначе, их поза подчеркивается отдельно.

Позиции животных в геральдике

  • Бегущий (фр. courant) — изображается с конечностями, вытянутыми вместе вперёд и назад, то есть оторвавшийся от поверхности.
  • Вздыбленный, или восстающий (фр. rampant) — изображается стоящим на задних конечностях так, что правая выставлена вперед; передние конечности выставлены перед собой так, что правая поднята, а левая опущена. При описании льва обычно опускается.
  • Впрям (англ. affronty), или настороже — изображается фигура анфас.
  • Впрям смотрящий (фр. guardant) — изображается с головой, повернутой к зрителю так, что видны оба глаза.
  • Всплывающий (фр. haurient) — применяется к рыбе, изображаемой вертикально, головой вверх; то же, что «в столб».
  • Завязанный узлом (англ. nowed) — применяется к змее, изображаемой с телом, изогнутым и переплетённым наподобие кренделя, а также к каким-либо частям животного (например, к хвосту).
  • Летящий (фр. volant) — применяется к птице или крылатому зверю, изображаемому с распростёртыми крыльями и оторвавшимися от поверхности лапами.
  • Ныряющий (фр. urinant) — применяется к рыбе, изображаемой вертикально, головой вниз; то же, что «опрокинутый в столб» (ср. «всплывающий»).
  • Обернувшийся (фр. reguardant) — с головой, повернутой в противоположную сторону.
  • Обращенные (фр. contourne) — фигура развернута противоположно нормальному геральдическому расположению.
  • Отдыхающий (фр. couchan) — изображается лежащим, с вытянутыми вперёд передними конечностями и поднятой головой.
  • Плывущий (фр. naiaint) — применяется к рыбе, изображаемой горизонтально, головой вправо; такое положение рыбы считается нормальным и при описании опускается.
  • Пожирающий (фр. vorant) — изображается заглатывающим кого-то или что-то, то есть с частью добычи, виднеющейся из разверстой пасти.
  • Пронзенный (англ. enfiled) — проткнутый насквозь каким-либо предметом горизонтально, вертикально, наискось справа или слева.
  • Противоидущие (фр. contre passant) — применяется к двум животным, расположенным рядом и идущим в противоположных направлениях, причем правое животное обращено головой вправо, а левое — головой влево (друг от друга); или, как это чаще бывает, к двум животным, расположенным в столб, одно под другим, причем верхнее повёрнуто, как и положено, вправо, а нижнее — влево.
  • Противопоставленные (фр. combattant) — применяется к фигурам, изображаемым рядом, повернутыми друг к другу передними сторонами (то же, что «борющиеся» применительно к двум вздыбленным животным в этой же позиции).
  • Противопоставленные обращённые (англ. addorsed) — применяется к фигурам, изображаемым рядом, повёрнутым друг к другу задними сторонами, а к краям щита — передними сторонами.
  • Прыгающий (фр. salient) — изображается стоящим на сомкнутых задних конечностях, с передними конечностями, вытянутыми вперёд и несколько вверх.
  • Сидящий (фр. sejant) — изображается сидящим, опирающимся на прямые передние конечности.
  • Согнутый (англ. embowed) — применяется к рыбе, изображаемой вертикально и несколько согнутой в дугу вправо; также применяется к руке, согнутой в локте.
  • Соединённые (англ. conjoined) — применяется ко всем фигурам, расположенным так, что они касаются друг друга.
  • Спящий (фр. dormant) — изображается лежащим, с вытянутыми вперёд передними конечностями и положенной на них головой.
  • Стоящий (фр. statant) — изображается, в отличие от «шествующего», стоящим на всех четырёх прямых конечностях.
  • Шествующий (фр. passant) — изображается опирающимся на три конечности, причём правая передняя вытянута вперёд и немного вверх, левая передняя и правая задняя выставлены немного вперёд, а левая задняя несколько вытянута назад.

Коронованный лев с совершенно не впечатляющей гривой на гербе
Коронованный лев с совершенно не впечатляющей гривой

Значение имеет не только позиция туловища, но и подчеркивание «вооружений» (языка, когтей, зубов, рогов), пениса («со срамом такого-то цвета»), положение или вообще наличие хвоста (например, лев без хвоста — «опозоренный»), наличие гривы, короны на голове («коронованный») или шее («с шейной короной») и т. д. В гербах могут появляться и отдельные части животного — голова, хвост, рога, лапы или половина туловища. На одном туловище может располагаться несколько голов и хвостов, или, наоборот, к одной голове могут приставить несколько туловищ.

Некоторые позы геральдического волка
Некоторые позы геральдического волка

Специальные слова и порядок их употребления помогают четко обозначить позицию фигуры, как герб делится, какова форма границы деления, как одна фигура сочетается с другой, как цвет меняется при пересечении или разделении фигур и т. д. К счастью, гербы великих домов Вестероса, как правило, очень простые, и для их описания углубляться в эти детали не обязательно. Более того, Мартин использует геральдический язык умеренно, стараясь по возможности вообще к нему не прибегать, особенно в «Игре престолов». В земной истории для описания гербов тоже поначалу использовались народные языки, а специальный язык стал складываться лишь с появлением герольдов. Как уже указывалось выше, института герольдов в Вестеросе нет, все семь королевств говорят на едином общем (английском) языке, поэтому и Мартин предпочитает использовать обыденные названия цветов и позиций (хотя некоторые старофранцузские слова, описывающие позиции, нет-нет да и попадаются в тексте).

Геральдическое представление льва в Словенской геральдике в разные исторические периоды
Геральдическое представление льва в Словенской геральдике в разные исторические периоды

И наконец, последнее, что нужно отметить, прежде чем переходить к гербам великих домов Вестероса, это изменчивость графического воплощения гербов. Понятно, что раскрашенные вручную щиты не могут быть идентичны, но помимо стиля художника существовала еще и традиция изображения животных, отличающаяся в различных регионах и в различные временны́е периоды. Герб считается идентичным в том случае, если он имеет одинаковое геральдическое описание, и это существенное отличие гербов от современных логотипов — устойчивой графической эмблемы. (Впрочем, и здесь есть исключения: например, графы Тирштайн развлекались тем, что меняли животное (нем. Tier), но обязательно ставили его на камень (нем. Stein).)

Гербы великих домов Вестероса

Джим Стейнс — художник, изобразивший гербы в Игре престолов
Художника, создавшего все гербы, карты и письменный реквизит в «Игре престолов» можно увидеть в сериале прямо за работой — в седьмом сезоне он играет живописца, который по приказу королевы Серсеи расписывает пол в виде карты Семи Королевств в Красном замке.

Преимущество книг перед сериалом заключается в том, что воображение ничем не ограничено. Вы можете представлять себе герб смутно или вообще никак не представлять — в любом случае, он не будет конфликтовать с образами героев. В сериале этой свободы нет. Художник Джим Стейнс до «Игры престолов» уже рисовал гербы и эмблемы для исторических фильмов — для «Гладиатора» (2000), «Трои» (2004), «Царства небесного» (2005) и «Робин Гуда» (2010). Однако сейчас перед ним стояла новая творческая задача: не просто исторически достоверно скопировать уже существующий рисунок и стиль, а создать нечто новое. Давайте разбираться, как он решил эту задачу с гербами великих домов.

Примеры земных гербов с волками
Примеры земных гербов с волками

Первое семейство, с которым знакомится читатель и зритель — это Старки. В книгах их герб описан как серый лютоволк, бегущий по белоснежному полю (а running grey direwolf, on an ice-white field), или, если использовать терминологию классической геральдики (в русской традиции) — на серебре пепельный бегущий волк (argent, a direwolf courant cendrée). Никакой связи герба лордов Винтерфелла с земной геральдикой, где волк предстает существом ненасытным и свирепым, нет: лютоволк стал гербом Старков лишь потому, что они нашли мертвую лютоволчицу в снегу — это был тот самый первый образ, который возник в голове писателя и с которого началась «Песнь Льда и Пламени». Цвета в гербе Старков являются отражением окружающей их природы, серого волка на снегу, но символика цвета по Ансельму здесь прекрасно работает: Старки в основной саге в большинстве своем действительно предстают благородными, правдолюбивыми людьми (серебро).

Происхождение герба внутри мира не объясняется, но можно осторожно предположить, что поскольку лес, на опушке которого стоит Винтерфелл, называется Волчьим, волки (и особенно лютоволки) здесь были одним из самых страшных и почитаемых хищников еще до андалов и распространения в Вестеросе геральдики. Для Старков, претендующих на роль Королей Зимы в эпоху раздробленности Севера, было бы естественно присвоить их себе в качестве эмблемы, или, если хотите, тотемного животного. Во всяком случае, в старинной балладе о временах задолго до прихода андалов войну Старков с варгом Гавеном по прозвищу Серый Волк уже называли «Схваткой Волков». (В земной истории волк частенько встречается в немецкой, испанской и английской геральдике, но королем лесов считался вовсе не он, а медведь.)

Герб Старков, исправленный по описанию в книгах
Герб Старков, исправленный по описанию в книгах

В «Игре престолов» у Старков сразу несколько эмблем — на пересечении серебром и зеленью (обращенный) стоящий пепельный волк или (обращенная) пепельная голова волка. Для земной геральдики подобные детали важны и являются достаточными для того, чтобы считать эти четыре варианта полностью разными гербами, причем ни один из них не соответствует описанию герба в книгах. Волк мало того что не бежит (вперед), но еще и изображен обращенным — иначе говоря, убегающим. Если привести изображение стоящего волка в соответствие с книгами, то получится набросок справа (признаю́, что отредактировала волка в духе собственной иллюстрации).

Волки в средневековых бестиариях
Волки в средневековых бестиариях

Еще одна особенность герба Старков, отличающая его от земной традиции изображения волков на щитах — это подчеркивание клочков шерсти по всему туловищу, так что кажется, будто волк покрыт чешуей. На земных гербах волков рисовали попроще, в некоторых случаях их даже можно спутать с ободранными львами, зато в иллюминированных рукописях, таких как Рочестерский бестиарий и других, клочки шерсти на шее или по всему туловищу встречаются часто.

В сериале вариант со стоящим лютоволком мелькает лишь в первом сезоне — на гобелене, созданном Роханом Харрисом для Великого чертога Винтерфелла, в барельефе над главными воротами замка и на знаменах на турнире в честь десницы. Голова волка в первом сезоне существует наравне с полным гербом, но уже во втором сезоне полностью его вытесняет. Такой сокращенный герб встречается и в книгах, но лишь в качестве личного герба Робба Старка. Упрощение фигуры до одной головы и зеленый акцент призваны, вероятно, сделать знак более узнаваемым.

В начале саги среди всех великих домов именно Старки связаны со своим геральдическим зверем теснее всех благодаря найденным лютоволчатам. Они не только отражают эмоции своих хозяев, но и выражают волю Старых богов и формируют способности к варгованию у молодого поколения Старков. В сериале эта связь теряется, поскольку волков стараются не показывать из соображений экономии на спецэффектах.

Убившие друг друга олень и волк в самом начале повествования воспринимаются Старками как дурной знак
Убившие друг друга олень и волк в самом начале повествования воспринимаются Старками как дурной знак
Примеры земных гербов с оленями
Примеры земных гербов с оленями

Тишину северной жизни нарушает визит короля Роберта Баратеона, чей предок, Орис Баратеон, сразив в бою последнего из Штормовых королей династии Дюррандонов, взял в жены его дочь и принял герб как свой собственный — на золоте увенчанный короной олень чернью. Символику цветов герба увязать с классификацией Ансельма едва ли возможно, зато олень как средневековый символ воинской доблести Роберту, пожалуй, подходит; античная и раннесредневековая традиция, рассматривающая оленя как символ похотливости и сексуальности, тут тоже справедлива.

Позу оленя Джордж Мартин не уточняет, но на первых иллюстрациях в книгах он изображен прыгающим, что не слишком согласуется с гордым и упрямым нравом основателя династии Дюррандонов по прозвищу Богоборец. Личный герб Джоффри Баратеона описан как борющиеся олень и лев — следовательно, обе фигуры изображены восстающими, или вздыбленными — в таком виде Джим Стейнс и изобразил первый герб Баратеонов, украшающий королевские знамена и щиты их гвардейцев. (Герб Джоффри соответствует книжному описанию.)

Среди читателей бытовала теория, что Орис Баратеон избавился от короны в гербе Дюррандонов, поскольку присягнул Эйгону Таргариену. Однако ни в земной, ни в воображаемой истории корона в рисунке щита не означала королевский статус его владельца. Так что Эйгон Таргариен при учреждении герба не использовал корону, а Орис Баратеон не стал ее убирать. В сериале же написали специальную сцену для первого сезона, в которой Бран говорит о том, что корона на гербе Баратеонов появилась после коронации Роберта. Именно поэтому в книге «Происхождение и история великих домов Семи Королевств…», изучение которой подтолкнуло Джона Аррена и Эддарда Старка к разгадке происхождения детей Серсеи Ланнистер, олень нарисован без короны и стоящим. В такой же позе, но с короной, олень изображен и на знаменах, украшающих королевский помост на турнире в честь десницы.

В Вестеросе крупные феодалы не имели права чеканить собственные монеты, как это случалось в земной истории, но в книгах вторая по достоинству монета после золотого дракона — серебряный олень. Нетрудно догадаться, кто изображен на ее реверсе, но почему именно олень — в книгах не объясняется. По словам Элио Гарсии, соавтора Мартина по «Миру Льда и Пламени», обсуждая монетарную систему мира с Shire Post Mint, писатель для себя решил, что Эйгон заимствовал монеты, имевшие хождение в присоединенных королевствах. Непосредственно в книгах упоминается только серебряный олень Дюррандонов/Баратеонов, зато в ролевой игре по мотивам — еще и серебряная луна из Долины Арренов.

В Средние века земной истории оленей изображали не только в полный рост; существуют гербы с головой оленя или с одними лишь рогами, причем учитывалось даже количество отростков. От варианта с рогами в сериале остался лишь набросок, также рога образуют короны и используются в декоре одежды. Голова же оленя с короной на шее используется на королевской печати Роберта (что дает основание полагать именно этот вариант основным) и на стягах всех трех братьев Баратеонов.

Младшие братья Роберта не копируют родовой герб полностью: в честь Рглора Станнис Баратеон помещает голову оленя в красное горящее сердце, а Ренли после свадьбы с Маргери Тирелл перекрашивает свой герб в цвета Тиреллов — теперь это золотой коронованный олень на зеленом поле вместо черного на золотом (в книгах Ренли использует семейный герб без изменений). Впрочем, нельзя сказать, что Станнис и Ренли Баратеоны используют только голову оленя: на щитах их воинов мы видим вздыбленного оленя с соответствующими изменениями.

На гербе Ланнистеров, из которых происходит супруга короля Роберта Серсея, как и на тыщще земных гербов, изображен на червлени золотой лев. Символика цвета по Ансельму Ланнистерам в основной саге очень подходит: они богаты и могущественны (золото), не лишены смелости и великодушия (червлень), ну а страстная любовь двух Ланнистеров и вовсе служит толчком для развития событий саги.

Примеры земных гербов со львами
Примеры земных гербов со львами

По умолчанию льва изображают в восстающей позиции, и вообще лев как царь всех зверей и символ воинских добродетелей, власти, гордости и силы — самая популярная обыкновенная фигура в западноевропейской геральдике. В рыцарских романах даже встречается поговорка «у кого нет герба, тот носит льва», а во второй половине XII века щит со львом становится стереотипным щитом христианского рыцаря во всех произведениях латинской, французской и англо-нормандской литературы. В Вестеросе львы как фигура герба распространены куда меньше. Помимо Ланнистеров, на ум приходят разве что их соседи Рейны из Кастамере, Грандисоны из Штормовых земель и дома поменьше.

Для средневекового европейца лев был диковинкой — примерно как дракон в Семи Королевствах при Таргариенах; в обоих случаях эти звери действительно существовали, но простой обыватель чаще видел их на гербах и в скульптуре, чем в реальности. А вот в Вестеросе львы все еще встречаются — один из них едва не растерзал деда Джейме и Серсеи на охоте. (Быть может, это даже был тот самый «большой лев с западных холмов», о вымирании которых Брану рассказали Дети Леса.)

Происхождение герба Ланнистеров неизвестно. Возможно, они переняли его вместе с замком у Кастерли. По легенде, основатель дома Корлос Кастерли был охотником, который выследил и убил льва и львицу, но пощадил их детенышей, за что Старые боги указали ему место золотых приисков. Благодаря обретенному богатству охотник возвысился, и для него было бы вполне естественно поместить на свой герб льва, однако Мартин этого не уточняет. Ланнистеры же происходят от единственной дочери последнего Кастерли и его домашнего рыцаря, образ которого со временем смешался с героем песен и сказаний Ланном Умным. Потомки Кастерли по женской линии не имели бы права на имя Кастерли, но могли утвердить свои претензии на их земли, в том числе через герб притязания.

«Для льва Ланнистеров мы пересмотрели сотни возможных вариантов: совсем древние, средневековые и даже эмблемы с логотипами XX века, чтобы подобрать подходящее изображение льва», — говорит Джим Стейнс. В результате в «Игре престолов» используется сразу три варианта начертания — три разных герба с точки зрения земной геральдики: голова для печатей, шествующий лев для знамен и восстающий лев для стягов. Львы выглядят симпатично и по-средневековому, если не считать медвежьих лап, ведь на земных гербах львиные лапы обычно рисовали напряженными и растопыренными, чтобы подчеркнуть вооружения. Львы в разных позах украшают и одежду Ланнистеров: чаще всего это вышитый восстающий лев или львиная морда анфас.

Примеры земных гербов с розами
Примеры земных гербов с розами

Для тучного Простора растительные мотивы в геральдике характерны, но детали происхождения герба Тиреллов — на зелени золотой розы — неизвестны. В этом гербе соблюдается и правило наложения тинктур, и символика цвета: изобилие и радость плодородного Простора (зелень) сочетаются с могуществом и богатством (золото), которое Тиреллы приобрели после присяги Таргариенам.

На гербах роза, как правило, изображается в виде распустившегося цветка, состоящего из пяти лепестков сердцевидной формы, часто с загнутыми краями, с семенами и тычинками в середине и заостренными зелеными листиками цветочной чашечки. Махровые розы с двумя и более рядами лепестков, а также розы со стеблями и листьями встречаются гораздо реже, и конечно, при блазонировании это подчеркивается. Если роза красная и содержит пять лепестков, то при описании герба это указывать не нужно. Самой верхней точкой рисунка должен быть один лепесток и два чашелистика, иначе роза называется падающей.

Золотая роза была одним из гербов английского короля Эдуарда I Плантагенета, но, конечно, махровая роза Тюдоров, объединяющая красную розу Ланкастеров и белую розу Йорков — гораздо более узнаваемая эмблема. Война Алой и Белой розы послужила одним из источников вдохновения Джорджа Мартина, так что не удивительно, что роза Тиреллов в «Игре престолов» напоминает герб Тюдоров.

Примеры земных гербов с рыбами
Примеры земных гербов с рыбами

Прыгающая форель (leaping trout) на фоне красно-синих волн (rippling blue-and-red field) — так описывает герб Талли Джордж Мартин. Средневековый герольд описал бы иначе: на лазури волнистые пояса или столбы червленью и серебряная всплывающая (согнутая?) форель. Джордж Мартин вместо поясов и столбов использует «волны», которые могут располагаться как горизонтально (пояса), так и вертикально (столбы). «Прыгающая» у Мартина может значить как «согнутую» (горизонтально расположенная с перегибом туловища), так и «всплывающую» (вертикально расположенная с перегибом), поскольку геральдическое «прыгающий» для рыб не употребляется. Символика цветов герба по Ансельму значит честность, верность и мягкость (лазурь), смелость и великодушие (червлень), правдивость и благородство (серебро), и, судя по девизу «Семья, долг, честь», Талли действительно стремились к этим качествам.

Герб Талли, исправленный по описанию в книгах
Герб Талли, исправленный по описанию в книгах

Несмотря на значение рек для Речных земель, лишь немногие местные семейства поместили на свой герб рыб; кроме Талли с их форелью есть еще Мутоны с лососем и Фишеры с сомом. Старки называют себя волками, Ланнистеры — львами, Талли же этой традиции не придерживаются. В земной геральдике рыбы тоже почитались куда меньше четвероногих созданий. Чаще всего они возникают на «поющих» гербах или изображаются на гербах городов с развитым рыболовецким промыслом и/или расположенных на реке. Риверран действительно стоит на пересечении двух рек, но благополучие Талли зиждется не на рыболовстве, а на охране переправ и речных путей. Да и форель вряд ли можно назвать королевой рек; в Средние века самой почетной рыбой (sic!) был дельфин.

В «Игре престолов» щит Талли пересечен на червлень и лазурь, в червлении серебряная форель, а в лазури — два повышенных волнистых тонких пояса серебром. Форель изображается то согнутой (основной вариант), то всплывающей (на флагах). Согнутую форель можно увидеть на воротах Риверрана, на погребальном покрывале Хостера Талли и на доспехах его брата Бриндена. Как выглядел бы герб, если бы художник точно следовал описанию в книгах, показано наверху слева.

В книгах описание герба Арренов нужно собирать по крупицам: в одном месте говорится, что «знамя небесно-голубое и белое, с луной и соколом», а в другом сообщается, что Джон Аррен хотел латы с перламутровой луной и яшмовым соколом поверх нее. Художники, работавшие над оформлением книг в конце 90-х, не обратили на это внимания и изобразили на лазури серебряных сокола и месяц. Позднее Джордж Мартин подтвердил, что всегда представлял герб Арренов иначе: на лазури (или небесно-голубом поле) луну серебром, обремененную лазоревым летящим вверх соколом.

Примеры земных гербов с соколами
Примеры земных гербов с соколами

Первоначально герб был эмблемой сира Артиса Аррена, первого короля Гор и Долины, образ которого со временем смешался со сказочным Крылатым Рыцарем, летавшим на гигантском соколе во главе орлиного войска. В гербе Арренов соблюдается правило наложения тинктур и даже символика цвета примерно соответствует: претензия на правдивость, благородство (серебро), честь, честность, верность и безупречность (лазурь) усматриваются и в девизе Арренов — «Высокий как честь».

Герб Арренов, исправленный по описанию в книгах
Герб Арренов, исправленный по описанию в книгах

В русском переводе  фамильный замок Арренов переведен как Орлиное Гнездо (англ. Eyrie — гнездо хищной птицы; неприступная крепость на скале). Переводчика можно понять: орел с большим клювом и когтями, растопыренными крыльями и хвостом — король всех птиц и символ имперских амбиций в геральдике, он куда больше подходит для королевского герба, чем сокол, изображаемый обычно сидящим с колпачком или бубенчиком. В земной истории обученные охоте соколы, конечно, очень ценились — например, французский король Филипп Август в одном из крестовых походов выкупил своего сокола, пойманного неприятелем, за цену, за которую мог бы выкупить «нескольких пленных христиан», — но это все-таки не царская птица. Не исключено, что Мартин намеренно использовал сокола в значении орла, чтобы избежать, к примеру, отсылок к американскому гербу. В таком случае сокола на гербе Арренов, возможно, следовало бы изображать в столь же агрессивных позах, как и традиционного орла.

В «Игре престолов» Джим Стейнс поначалу рассматривал орлиную позу, но остановился все-таки на другой: герб Арренов в сериале — это вписанные в кольцо серп полумесяца и падающий на него сокол. Образ получился простым, лаконичным и непохожим на изобилующих мелкими деталями львов или волков, рассмотренных выше. Слева наверху показано, как будет выглядеть герб Арренов, если исправить его по описанию в книгах.

На гербе Грейджоев красуется кракен — легендарное головоногое чудовище, которое изображают не то гигантским кальмаром, не то гигантским осьминогом. В немецком языке слово krake значит осьминог, но английское слово kraken происходит из исландского языка. Первые упоминания чудовища под именем хавгува обнаруживаются в древнеисландской саге XIII века об Одде Стреле.

В мире Мартина известно несколько морских чудовищ: морской змей (дракон), левиафаны и гигантские кракены, способные утянуть на дно корабль или даже дракона, как считал Лодос, проповедуя против Эйгона Завоевателя. Кракены поменьше — обычная морская живность, и все же образ кракена для островов особенный.

Кракен в фильме «Пираты Карибского моря»
Кракен в фильме «Пираты Карибского моря»

Среди железнорожденных существует легенда о том, как их пращуры, поселенцы из Первых людей, прибывшие некогда на Железные острова, нашли здесь трон из маслянистого черного камня, высеченный в форме кракена; железнорожденные считают трон даром Утонувшего бога и символом верховной власти. Можно только гадать, насколько высок был авторитет первых Грейджоев, если они отхватили себе такой значимый символ в качестве эмблемы (были ли они первыми, кто нашел трон на Старом Вике? или самыми кровожадными, чтобы отстоять свое право на эмблему?). Правило наложения тинктур в гербе Грейджоев соблюдено, символика цветов соответствует: осторожность и мудрость (черный) и могущество, постоянство, слава, превосходство и щедрость (золото).

В земной геральдике головоногие моллюски — осьминоги, каракатицы и кальмары — не разделяются на виды, редки и появляются на гербах лишь в Новое время в виде существ, напоминающих скорее осьминогов с двумя удлиненными щупальцами. В «Игре престолов», похоже, тоже до конца не определились, как изображать кракена. Джим Стейнс использовал скорее облик гигантского кальмара, который, как предполагают, вдохновил моряков на легенду о кракене. Три варианта герба с кракеном-кальмаром украшают одежду, стяги и паруса Грейджоев. В то же время, в декоре Пайка и боевого топора Эурона используется кракен-осьминог, очень похожий на один из ранних гербов Грейджоев с туловищем, напоминающим перевернутый шлем.

Примеры земных гербов с солнцем и копьем
Примеры земных гербов с солнцем и копьем

Гербом Мартеллов в эпоху андальских завоеваний было золотое копье — возможно, на оранжевом поле. Взяв в жены королеву Нимерию, Морс Мартелл избрал новый герб, пронзив на оранжевом поле ройнарское солнце жены своим золотым копьем. После этого правило наложения тинктур в гербе Мартеллов перестает соблюдаться, однако политические выгоды от союза куда важнее. Геральдическая символика оранжевого цвета — скрытность и лицемерие — подходит многим Мартеллам основной саги.

В геральдике пронзить можно горизонтально, вертикально, наискось справа или слева, но Джордж Мартин не уточняет направление. Учитывая начавшееся после брака объединение Дорна под властью Мартеллов, копье стоило бы расположить острием вверх. Солнце в земной геральдике, как правило, изображали золотым, «с ликом» и чередующимися прямыми и волнистыми лучами. Если лик отсутствует, то говорят о «тени солнца».

Появившись в «Игре престолов» позже других, Мартеллы используют солнечные мотивы сдержанно: солнце, пронзенное копьем, можно увидеть лишь на стягах, кафтане Оберина Мартелла, на куяках стражи, а также на парусах кораблей, причем, исходя из земной геральдики, художник изобразил лишь тень солнца. Гораздо активнее для Мартеллов в сериале используется змеиная символика (подробнее об этом читайте в статье о костюмах дорнийцев).

Герб драконовластных Таргариенов

Пришедшие в Вестерос последними из великих домов, Таргариены, по существу, являются первым домом королевства, ведь само государство Семи Королевств основано ими. Неизвестно, какая эмблематика была распространена в Валирии, но Таргариены, основав колонию на Драконьем Камне, в архитектуре замка использовали исключительно образ драконов. Когда спустя век Эйгон Таргариен решил, наконец, завоевать западные королевства, он учредил новую эмблему в честь трех змеев своей семьи в буквальном и переносном смысле. Трехглавого дракона стали чеканить и на самой крупной монете Семи Королевств — золотом драконе.

Знамена с гербом имели давнюю традицию среди лордов Вестероса, но никогда не были в ходу у повелителей драконов старой Валирии. И потому, после того как рыцари развернули огромный боевой стяг Эйгона — шелковый, с красным трехглавым драконом, изрыгающим пламя на черном поле, — лорды восприняли сие знаком, что Таргариен воистину один из них, достойный верховный правитель Вестероса.
«Мир Льда и Пламени»

Оформление стен в зале Расписного стола в Драконьем Камне
Оформление стен в зале Расписного стола в Драконьем Камне

Первое, что бросается в глаза в описании герба Таргариенов — это нарушение правила сочетания тинктур. Если бы позже Мартин не сочинил десятки гербов, где это правило тоже нарушается, то можно было бы предположить, что последние валирийцы сознательно пошли против правил вестеросской геральдики, чтобы в цветах сослаться на эмблематику Валирии (какой бы необычной она ни была) или хотя бы на ее природу — черными вулканическим породам и красной лаве Четырнадцати Огней. Но есть объяснение и поинтереснее. В «Доме драконов» с подачи Джорджа Мартина ввели пророческий сон Эйгона Завоевателя о вторжении Белых Ходоков и важной роли драконов для противостояния им. Это по смыслу связывает Таргариенов с Ночным Дозором и черным цветом, являющимся символом этого ордена. Красный цвет в свою очередь отсылает к девизу Таргариенов — пламени и крови. Увязать с Таргариенами средневековую символику цветов не составит труда: черное поле — мрак и печаль, ведь последние драконьи владыки, по существу, изгнанники, лишенные родины, а красный — помимо прямой отсылки к девизу дома, пламени и крови, еще и знак смелости и великодушия, которые Эйгон стремился продемонстрировать в ходе завоевания Вестероса.

Концепт-арт взрослого дракона Дейнерис (рисунок Robert Simon)
Концепт-арт взрослого дракона Дейнерис (рисунок Robert Simon)

В земной геральдике дракона чаще всего изображали в знак победы над ним, знаменуя этим и победу над связанными с драконом пороками. Однако христианская символика используется не повсеместно. Например, у кельтов дракон ассоциировался с королевским титулом: знаменитый валлийский дракон украшал, как говорят, знамя легендарного короля Артура, и поэтому под конец Войны роз Генрих Тюдор поместил его на личный герб в виде щитодержателя и даже чеканил с ним золотую монету. (Между Дейнерис Таргариен и Генрихом Тюдором вообще прослеживается немало параллелей.)

Драконы в средневековых бестиариях
Драконы в средневековых бестиариях

Фантастические для нас с вами, драконы для средневекового обывателя были вполне реальными чудовищными созданиями, побежденными милостью божией в далекие времена. Согласно Pimbley’s Dictionary of Heraldry, геральдический дракон — «чешуйчатое четырехногое существо с крыльями, длинным хвостом, часто закрученным в узел», а разновидностями дракона или его родственниками являются lindworm/линдворм (дракон без крыльев и задних лап), serpent/змей (без ног, но не путать со змеёй), dragonnee (верхняя половина — льва, нижняя — дракона), wyvern/виверна (две передние лапы и крылья), basilisk/василиск (виверна с головой петуха) и гидра (трех-, семи- или девятиглавый дракон с крыльями или без них). Драконов в средневековых бестиариях и на щитах часто изображают с ушами, в ранних рисунках присутствуют перья вместо перепончатых крыльев, а остриё на конце хвоста стали рисовать лишь ближе к XVIII веку.

В Вестеросе драконы не просто живы — они приручены, и, вне всякого сомнения, Таргариены не стали бы помещать на свой герб существ, отличающихся от их собственных драконов количеством ног. «Создавая драконов, я тщательно продумывал их, — говорит Джордж Мартин. — И мои драконы — двуногие, вторая пара конечностей развилась у них в крылья. С геральдической точки зрения они, вообще говоря, не драконы, а виверны». В «Игре престолов» видно, что «живые» драконы Дейнерис и каменные изваяния змеев на Драконьем Камне соответствуют задумке автора и вообще выглядят похоже. (Любопытно, что в переписке с Элио Гарсией Мартин настаивал на одной паре ног у дракона Таргариенов, но допускал две пары ног у драконов Вэнсов, иначе говоря для них драконы существа фантастические в полной мере.)

Однако в сериале первый герб Таргариенов изображал дракона совершенно иначе: это змей с тремя небольшими головами, венчающими длинные шеи, с крупным туловищем, четырьмя лапами и хвостом, закрученным кольцами. В целом, по стилю такой рисунок напоминает скорее гравюру со Змеем Горынычем Ивана Билибина, чем виверну или гидру в западноевропейской геральдике. О проблемах с конечностями создатели сериала узнали, вероятно, во время визита Джорджа Мартина на съемки пилотной серии. После этого Джим Стейнс спешно обновил герб, разрушив композицию рисунка и превратив дракона в существо с огромными ногами, грузным коротким туловищем и крыльями — смесь прежнего рисунка и динозавра целофизиса.

Дракона-целофизиса в «Игре престолов» можно увидеть на знаменах Дейнерис в Миэрине и Волантисе, на груди доспехов рыцарей Королевской гвардии при Эйрисе, а главное — на печатях, что подтверждает его «официальный» статус. Однако четырехногий герб появляется не только в книге о великих и малых домах и на одежде Визериса Таргариена в первом сезоне: из-за повторного использования костюмов Визериса старая вышивка украшает также дублет Рейгара Таргариена в седьмом сезоне, четырехногий дракон изображен на двери каюты Дейнерис в седьмом сезоне и на компьютерных моделях знамен и парусов с пятого по восьмой сезоны.

Герб Таргариенов в исполнении различных художников, включая несколько моих рисунков. У каждого из этих вариантов есть свои проблемы.
Герб Таргариенов в исполнении различных художников, включая несколько моих рисунков. У каждого из этих вариантов есть свои проблемы.

Использование в гербе Таргариенов восточноевропейских мотивов не лишено смысла — таким образом можно показать инаковость Таргариенов по сравнению с Вестеросом. Во всех произведениях латинской, французской и англо-нормандской литературы второй половины XII века щит с драконом характерен именно для нехристианского воина (в противоположность щиту со львом) — и действительно, в «Песни Льда и Пламени» Таргариены — носители чуждой для Вестероса культуры, что уже при сыновьях Эйгона вылилось в гражданскую войну на религиозной почве. По мере ассимиляции с населением Вестероса восточные мотивы из герба Таргариенов стали бы, вероятнее всего, вымываться, но в сериале изменчивость геральдического стиля с течением времени не показывают.

Хуже, что дракон на гербе Таргариенов не выполняет идентификационную функцию. Глаз поневоле смотрит туда, где концентрируются самые крупные и яркие элементы фигуры, воспринимая их как самые важные, поэтому в геральдическом стиле предполагается преувеличение элементов, по которым предмет может быть узнан — например, головы́ зверя или листьев дерева так, чтобы все элементы фигуры были примерно соразмерными и не терялись на расстоянии. В случае герба Таргариенов головы и хвост воспринимаются скорее как орнамент и теряются на фоне красного пятна, образованного здоровенной задницей, бедрами и крыльями.


Говоря о гербах, писатель предпочитает использовать слово sigil («знак, символ, печать»), реже coat of arms (герб), heraldry (геральдика, от лат. heraldus — глашатай) и никогда blason (геральдическое описание герба, от нем. blasen — трубить в рог). В «Песни Льда и Пламени» нет герольдов во всей полноте их прав, больше цветов, нет правил их сочетания, а для описания гербов, как правило, используются обыденные слова, однако в остальном гербы в Семи Королевствах по духу и значению соответствуют XII-XIII векам земного Средневековья.

Оценивать гербы в сериале можно по-разному. С одной стороны, эти эмблемы не соответствуют описанию в книгах, не всегда соотносятся по стилю с персонажами и представляют собой скорее тотемы, чем гербы — поэтому-то у дорнийцев змея замещает солнце, а львы и волки принимают геральдически различные позы. Даже идентификационная функция в некоторых случаях выполняется преимущественно за счет цвета, а не фигуры, что возможно лишь потому, что гербы малых домов в сериале почти не представлены. С другой стороны, это красивые рисунки, маркирующие армии противников и привлекающие симпатии зрителей, желающих приобрести соответствующую атрибутику.

Напоследок проголосуйте за самый красивый герб в «Игре престолов» (не за любимый дом или персонажа, а за герб!), а самых смелых приглашаю поиграть на форуме с толкованием гербов малых домов «Песни Льда и Пламени».

Какой из перечисленных гербов (!) в «Игре престолов» самый красивый и запоминающийся? (max 2) [к статье]

Результаты
Загрузка ... Загрузка ...