Санса не вспомнила правду, она соврала, и читатели прекрасно об этом знают. Сделал все Джоффри - он та переменная, убери которую, ничего бы не произошло. Арья, а тем более Нимерия не являются причиной и катализаторами конфликта.
Но речь-то идет не о том, кто начал первым резать щеку мясничонку, а о том, кто на принца напал. И это на самом деле сделали Арьи и Нимерия. А доказательство того, что щека Мики никому не интересна - это никому не интересный труп Мики.
Загвоздка и нюанс в рассматриваемой ситуации (Санса времен первого тома) в том, что Санса ради сохранения картинки мира в розовых тонах, готова обманываться и обманывать, преломляя лучи реальности как ей удобнее. Она натягивает удобный шаблон на людей, и ее оценочные суждения основаны на шаблоне. «Красивая королева» - априори хорошая и благородная, «принц» - галантен и благороден, «грязный дозорный» - значит в Дозоре все плохо. Все рыцари у нее - благородные и прекрасные спасители принцесс.
Но Сансу нельзя рассматривать как уже сформировавшуюся личность. Да, она от природы спокойна, неконфликтна и послушна - и ей такой быть нравится, поэтому я никогда Сансу не рассматривала как педагогическую удачу септы и Кейтилин, им просто повезло, что Санса от природы такая. Но согласитесь, если ребенок в 11 лет мыслит вот такими поверхностными категорями - то это не только потому что таков её сознательный выбор, но и потому что ей материала для размышления никто до сих пор не давал, да еще наверняка похваливали, какая она молодец и истиная леди. Девочка выглядит как идеальная леди? Ну так мы её для этого и растим. Девочка думать не умеет? Ну так а ей зачем вообще? А тот факт, что Сансе за пределы замка по темпераменту выходить просто не не нравится, а значит существует она в достоточно узком кружке, состоящем из матери, септы и девочек её возраста, еще больше закупоривает её в этом состоянии. Откуда ей вообще знать, что жизнь может быть другой? Арья в силу темперамента и природной любознательности хотя бы снаружи наблюдает самых разных людей, а Санса не положено - значит она и не хочет.
Так что и тут в общем-то есть претензия к родителям. Одну с неподходящим темпераментом впихивают в тесный корсет "леди", а на вторую вообще не обращают внимания, потому что считается, что она и так уже всеми навыками владеет, а развивать мышление - да зачем ей, и так хороша. Санса не самая умная на свете девочка, но и не дурочка - и как только она регулярно начала получать информацию для размышления, плюс взросление - у неё с оценкой людей постепенно все становится все лучше и оценка её в общем-то правильная. Хотя определенная "тормознутость" остается, но это скорее уж склад ума такой - ей свойственна медленная обработка информации (допустим, она Мизинцу до конца не доверяет, она имеет для размышления информацию от Лизы - но обрабатывает её крайне медленно, пока что вообще отложила в дальний "ящик").
Думаете, мне нравится что Санса вот так оценивала поначалу Серсею или Джоффри? Да бесит, если честно. Но я просто смотрю на Сансу - какой её описал Мартин, и не нахожу в этом ничего неестественного, или, упаси боже, порочного. Было бы странно, если бы тепличная девочка, которая так любит песни и рассказы о рыцарях, которая о жизни не знает ничего, как-то иначе отнеслась бы к Серсее, очарование и блеск которой производили невольное впечатление даже на Неда Старка. Не увидела что Джоффри - сволочь? Да, но с учетом предыдущего жизненного опыта, а точнее - его отсутствия, не совершить такую ошибку тоже было бы трудно, тем более что по факту она предоставлена самой себе во всем, что касается духовного и умственного развития.
Но потом мы видим Сансу в развитии - она сама о своих ошибках знает и судить её строго можно было бы если бы она и после всего произошедшего уперлась бы в нежелании видеть правду - вот тогда это было бы четкая характеристика личности. Но так как Санса больше ошибку не повторяла, то лично я считаю это просто ошибкой, которая бесит и раздражает, но которая достаточно естественна для девочки её возраста, характера и жизненного опыта.
Ведь есть посмотреть внимательно, то первым человеком, который с Сансой говорил как со взрослой, не выбирая красивых слов, который показал ей и другую сторону значения "рыцарь" к примеру, был Сандор Клиган (и это не мелочи - это как раз тот пунктик, который присутствует у обоих - одна понятие абсолютизирует, второй полностью отрицает, оба ошибаются, но для обоих вопрос принципиальный). И у Сансы не возникло вообще никакой ломки и за иллюзии "рыцарь - значит благороден, урод - значит...." она больше не цеплялась. Появилась информация - информация обработана, и отношение к
этому, не самому простому человеку, строится уже не на основе штампов, а по-взрослому. В общем, я считаю так - девочка не нравственный дефект имела, а дефицит обычного всестороннего общения с самыми разными людьми. Дурочкой маленькой назвать можно, а судить.... я лично не возьмусь.
но Санса в первой книге покорна с теми, с кем не нужно быть такой, и весьма своенравна там, где нужно быть покорной.
Ну, давайте не будет детей лишать их естественных качеств - детского притворства и непослушания. В этом плане обе сестры друг друга стоят
Я считаю, что история сестер - зеркальная. Санса обретает цельность, Арья - приобретает маски. Санса лепит Винтерфелл из снега, Арья прячет Иглу. Санса учиться быть твердой, Арья - менять лица, лицедейничать. Санса мечтает вернуть Дом, Арья пока потеряла надежду это сделать. Они как Инь и Ян - каждая несет частицу другой в себе, а вместе они гармонируют.
А у меня немного другое впечатление - мне наоборот кажется, что истории сестер идут параллельно. Они обе избавились от иллюзий (только у Арьи страшнее вышло, она человеческую мерзость увидела в самом страшном и животном виде), они обе приспособились, каждая к своему ужасу, обе "подморозились" и свыкаются жить с ранами, и в один и тот же момент они обе надели свои маски, Одна - маску Алейны, которая не знает никакого отца по имени Нед Старк, вторая - маску кого угодно, с разными именами, и у кого нет Иглы. Но под обеими масками живут и взрослеют все те же Санса и Арья, только более взрослые, сильные и пока еще сильно травмированные. Такие разные - но этапы практически одинаковые.