Предлагаю обсудить параллели в творчестве Джорджа Мартина и Майкла Муркока.
Насколько мне известно, Джордж Мартин - друг другого знаменитого англоязычного автора в жанре фэнтези, Майкла Муркока. При внимательном анализе творчества Мартина нетрудно заметить у него ряд отсылок к произведениям Муркока из цикла о Вечном Воителе. Например, обстоятельства рождения любимого персонажа Мартина - Тириона Ланнистера - при родах которого умерла его мать, из-за чего его недолюбливал отец - отсылают к обстоятельствам рождения, пожалуй, самого знаменитого воплощения Вечного Воителя: императора Мелнибонэ Элрика с его сложными отношениями с его отцом Садриком. Вражда Великих Бастардов Эйгона Недостойного - Бриндена и Эйгора - за Ширу Морскую Звезду и то, кто будет сидеть на Железном Троне, отсылает уже к соперничеству Элрика с его кузеном Йиркуном - за сестру Йиркуна Симорил и трон Мелнибонэ. Да и борьба за власть Дейрона Доброго с Деймоном Блэкфайром, в принципе, отсылает к нему же, поскольку Деймон до кучи влюблен в сестру Дейрона, а в агитации за Деймона и против Дейрона важную роль играло убеждение аудитории в том, что Дейрон слишком слаб для труЪ-короля также, как Элрика мелнибонийские консерваторы во главе с Йиркуном обвиняли в забвении традиций и недопустимой для короля слабости. Сюжет о Азор Ахае, убивающем Ниссу-Ниссу, свою возлюбленную, чтобы выковать Светозарный для победы над злом, отсылает к всё тому же Элрику - который убил своих возлюбленных Симорил и Заринию и меч которого Буреносец послужил победе над силами Хаоса (одно из имен Азор Ахая - Элдрик Гонитель Тени). Важная тема ПЛиО - возрождение драконов (на могуществе которых строилось могущество Валирии, как у Муркока - могущество Мелнибонэ), а у Муркока как раз в одной из книг цикла про Эрикезе (другое воплощение Вечного Воителя) главный герой должен освободить дракона из меча (ср. с легендой о Азор Ахае, опять же). Герои Мартина часто являются калеками (Бринден, Варис, Джейме, Тирион, Теон) - у Муркока ещё одно воплощение Вечного Воителя, Корум, потерял собственные руку и глаз, и пользуется искусственными. И даже сериальный поворот с Джоном, убивающим свою возлюбленную Дейнерис, напоминает финал Корума, убитого своей любовницей Медб после победы над фоморами Фой Мьер, которые у Муркока изображены как мартиновские Иные могущественные демоны холода, командующие армией живых мертвецов (гулегов).
При несомненных отсылках к Муркоку, однако, нетрудно заметить и различия - заимствует Мартин далеко не механически. Скажем, Элрик, по большому счету - идеалист и человек не особо жестокий, особенно по меркам того мира и того народа, среди которого живет (мелнибонийцы - нелюди-демонопоклонники с повадками классических фэнтезийных темных эльфов); большинство своих преступлений он совершает вообще под влиянием Буреносца, питающегося душами им убитых и часто убивавшего других людей даже против воли Элрика. Симорил погибла по вине Йиркуна, прикрывавшего ей в бою с Элриком, а Заринию он убил вообще по её же просьбе, поскольку силы Хаоса изуродовали её. И Тирион, и Бринден - персонажи куда более морально сомнительные и алчные до власти, в то время как Элрику по большому счету власть не нужна - он ищет знаний о мире. Точно также если Симорил у Муркока искренне любила Элрика, то у Мартина Шира просто искательница удовольствий со скверным нравом. Опять же, в противостоянии Элрика и Йиркуна исходно именно Йиркун обратился к черной магии, чтобы убить Элрика и узурпировать власть - в то время как Эйгор, насколько можно судить, привык решать вопросы сталью, в то время как магию использовал Бринден (да и Деймон, сторону которого держал Эйгор, по личным качествам гораздо лучше Йиркуна). У Муркока Йиркун требует от своей сестры Симорил разорвать отношения с Элриком, которого он считает недостойным трона - у Мартина, наоборот, Дейрон Добрый, отчасти соответствующий муркоковскому Элрику (в роли "слабого монарха, чей трон непрочен"), отказывается выдать свою сестру Дейнерис замуж за Деймона Блэкфайра, отчасти соответствующего муркоковскому Йиркуну (в роли "популярного претендента на трон"). Кроме того, если Элрик убил своих возлюбленных одну (Симорил) случайно, другую (Заринию) по её же просьбе - мартиновский Азор Ахай намеренно жертвует женой. То есть художественные образы, отсылающие к Муркоку, как и отсылки к Толкину, Мартин модифицирует в заметно более мрачную сторону, прибегая также к такому своему любимому литературному приему, как инверсия.
Развивая параллель вселенной ПЛиО с Мультивселенной Муркока, можно также задаться вопросом, возможен ли вообще в мире ПЛиО хэппи-энд. Дело в том, что муркоковские герои - скажем, Элрик или Корум - сплошь и рядом заканчивают даже не плохо, а очень плохо, и выступают, в сущности, марионетками в руках судьбы. Так, "пережившего свою полезность" Корума убивают его же союзники, как я уже упоминал выше - причем хотя Иные Фой Мьер оказываются им побеждены, вместо них в мир проникает новое зло, демоны-малибаны (то есть победа над Иными, возможно, будет означать не спасение мира, а смену одной пакости на другую). Лейтмотив муркоковской Мультивселенной - борьба Порядка и Хаоса - вовсе не тождественен "борьбе добра со злом", поскольку хотя Хаос несет миру гибель, победа Элрика над Хаосом вовсе не спасает мир от гибели - наоборот, она должна завершить одну эпоху в мировой истории и начать новую, что будет означать гибель для всех жителей прежней эпохи - включая самого Элрика. Опять же, если соотносить Светозарный с Буреносцем, мечом Элрика (а Азор Ахай отсылает к Элрику) - то получается, что Светозарный / рглорианство в целом в конечном итоге имеет демоническую природу, на что, впрочем, указаний и намеков через параллели с тем же Толкином и так немало.
Что думаете, коллеги?