Цезарю многое непозволительно именно потому, что ему дозволено всё. Л.А.Сенека
Внимательно читала некоторые темы, но каюсь, меня хватило только на небольшую часть огромного объема обсуждений, накопившихся здесь за годы. Поэтому прошу извинений, если написанное станет очередным повтором ранее высказанных мыслей.
Цельный образ Дейнерис – ни книжный, ни сериальный, – у меня никак не складывается. В отличие от Джона. Отмечу, что здесь будут только общие впечатления. С сериальной Дейнерис происходит в моем восприятии нечто странное. После 6-го сезона это явное раздвоение, а после 7-го уже прямо-таки растроение ее личности. В первых двух сезонах и, может быть, немного далее, это все-таки живой человек с личной историей, меняющийся, приспосабливающийся или преодолевающий обстоятельства. Ключевое здесь, как уже говорилось, – осознание своей драконьей сущности и следование «путем судьбы». Всё это было показано с более-менее внятными причинно-следственными связями. Это «первая Дейнерис». Дальше – человек исчез, и на его месте появился персонаж – лозунг, персонаж – манифест демократии. «Я Истинная Королева»… «Свобода рабам и угнетенным в добровольно-принудительном порядке». Простите, я так поняла. Смотреть на этовотвсё было крайне неприятно, да и признаться, безмерно скучно. Особенно – на её явное упоение восторгами толпы и своей над нею властью. Это было просто омерзительно. Именно это. А отнюдь не казни, не сожжения, за что так много порицают Дейнерис. Ну и что ж, что расправа над господами? Она же Завоевательница, в конце концов, и вполне в своем праве победителя. Это демонстрация силы, без которой не удержать даже свой кхаласар, а тем более захваченный город. Не мирные же деревни она приказала вырезать, не целые непокорные племена, как какой-нибудь Александр Македонский.
Неудивительно, что весть о ее романе с Джоном вызвала искреннее к нему сострадание. В моем восприятии ее образ намертво отлился в бронзе: «женщина-пафос, летящая на крыльях бронетанка». Она «царствует» и чудесным образом разруливает любые проблемы на раз. Это уже совсем другая Дейнерис, вся сущность которой – «одна, но пламенная страсть» к самой себе на троне. То ли эта Дейнерис ненастоящая, злодеи-сценаристы подменили ее на персонаж-функцию. А может, девушка из первых сезонов малость того… на почве одержимости властью, вот у нее почти и не осталось нормальных человеческих чувств. Так это ж драма, которую режиссерам надо как-то визуализировать, чтобы зритель за героиню переживал. Хотя нет: судя по развитию сюжета, дела у нее идут как нельзя лучше, один за другим появляются новые союзники; умнейшие люди бьют себя в грудь, клянясь ей в верности до гроба. То есть, им это нормально, что такая вот «истинная королева»? Ну что ж, им жить под ее властью…
Я не критикую Дейнерис как человека, не оцениваю ее деятельность в Заливе работорговцев (завоеватели приходят и уходят, приносят кровь и смерть, но вековые традиции быстро восстанавливаются, пока не изменятся сами, естественным порядком). Речь о том, что человека как такового в этой части сериала я вообще не увидела. Показан иллюстративный материал: какие-то ее поступки, выборы, озвучены намерения, даже некие чувства обозначены в сцене с Джорахом. Но и им я уже не поверила, настолько пустым и формальным стал персонаж. Сценарий просто уничтожил его для меня. Анализировать все это даже не хочется, настолько грустно, обидно и противно видеть такую вот «Дейнерис».
Но вот 7-й сезон неожиданно удивил, показав «Дейнерис с человеческим лицом». С эмоциями человека, с естественными ошибками и промахами, которые являются именно ошибками и промахами, а не полностью игнорируются или подаются зрителю как должное. Вот эта Дейнерис уже похожа на повзрослевшую себя из первых сезонов. Но и тут вижу некую нестыковку. Рефрен всей ее линии – желание завоевать ЖТ, чтобы сделать мир лучше и добрее. И постепенно это желание приобретает уже неприкрыто маниакальный характер, причем в обеих своих частях.
Прямым текстом она заявляет Джону, что намерена действовать силой. Но начинает слушать Тириона, некогда трезвомыслящего, решительного и жесткого десницы, а ныне совершенно перековавшегося в гуманиста-почвенника, который ради родимых своих корней готов… ну, буквально на всё, даже на потерю доверия своей королевы. А сие очень даже чревато, учитывая ее недавнюю беседу с Варисом. Ну хорошо, она человек, сострадающий угнетенным, да и начать свое правление с сожжения столицы как-то не очень… Ведь пострадают простые люди. Сжечь только КЗ – они тоже пострадают: конюхи, посудомойки, горничные, прачки, садовники. То есть, существуют только два способа взятия КГ: Дрогон и осада? С чего вдруг? А продемонстрировать драконов, попытаться поднять бунт среди простонародья, кинуть клич: Драконья королева обещает милость всем, кто покинет город добровольно и поклянется ей в верности? Да люди сами высадят ворота и встретят ее хлебом-солью. Сколько таких примеров в истории – не счесть! Вон Путивль, уж насколько был неприступной крепостью, с хорошим гарнизоном, с воеводой, что Лжедмитрий и в мыслях боялся его осадить. Ан нет, посадские люди повязали бояр и открыли ему ворота. А почему? Слухи и листовки пропаганда. Впрочем, здесь речь не об этом. Мы слишком далеки от реального-то средневековья, а тут вообще фэнтези, так что можем долго излагать свои домыслы, которые все равно домыслами и останутся.
Не понимаю: вот за те годы, когда у Дейнерис зрело и крепло решение двинуться на Вестерос, когда она устроила несколько вполне годных «генеральных репетиций», она не разрешила для себя дилемму – силой захватить власть на целом континенте или не запачкать своих рук кровью? Не обманывая себя, что кровь «угнетателей – мироедов» можно, а «голодных и рабов» – нельзя? Без второй ой как не обойдется! В 6-м сезоне было впечатление, что вроде бы разрешила. Так откуда теперь ее экранные метания, которые говорят об обратном? Самой себе не может признаться в том, в какую сторону были разрешены сомнения? Или (тут я ступаю на весьма скользкую почву) кровь и жизни «чужих» туземцев обитателей неродных ей земель не в счет, а когда дело касается Вестероса, «своих», – тут всё иначе? Может быть, она просто хочет использовать малейшую возможность, чтобы избежать кровопролития? Тем более, об этом постоянно талдычит Тирион, весь такой урожденный вестеросский лорд. Что ж, хорошо и похвально. Но опять-таки, можно было испытать, послушать его в первый раз, потерять союзников, продлить войну и даже вообще поставить под угрозу ее результат. А вот потом? Устроить хотя бы видимость осады КГ, чтобы припугнуть людей, было вполне реально, так зачем устраивать весь этот смертельно опасный (для некоторых) цирк с убеждением Серсеи? Опять-таки, не понимаю. Ну, цели Тириона в данном случае ясны, а королева-то почему уши развесила? Спалить сотни или сколько там, людей Ланнистеров – можно, а КЗ – нет. Так в обозе, небось, тоже не обошлось без гибели конюхов, поваров и мальчишек-оруженосцев. Чтобы перед Джоном хорошо выглядеть? Повторюсь: затягивание войны – дело очень и очень опасное.