Давайте прикинем. Чьей смерти нельзя было пожелать?
Моя любимая тема про убивашек, по недоразумению ДиДов считающихся положительными персонажами. Простите за слово
персонажами. Главная проблема в том, что и Мерринт Трант, и Уолдер Фрей с выводком,
персонажами являются, пусть и мерзотными, но вполне органичными в мире Мартина. Убивают и третируют они тоже живых
персонажей, причем не по желанию левой пятки и не по авторскому произволу - все их поступки закономерно вытекают из их характеров, складывающейся обстановки и обстоятельств. Например: молодой Роб Старк совершает стратегическую ошибку (опять же вытекающую из его склада ума и характера) и фактически обманывает союзника, славящегося подлостью, поганым нравом и привычкой везде искать выгоду только для себя. Этот союзник закономерно устраивает массовый выпил свите Роба. И опять же - Красная Свадьба происходит не по взмаху волшебной палочки, даже конкретным отморозкам приходится считаться с условиями окружающего мира и подстраиваться под них.
а) проводится определенная диверсионная, разведывательная и организационная подготовка, но при этом все равно план срабатывает не на 100% - кто отлить отошел и спасся, кто не явился на мероприятие, кто-то воскрес и теперь доставляет проблем...
б) ежу понятно, что без обещанной поддержки и содействия Тайвина Ланнистера, старый хорек даже не рыпнулся бы и молча проглотил все обидки.
Сира Меррина же вообще можно считать злодеем с большой натяжкой - это просто козел и моральный урод, который ничего не решает и просто исполняет приказы.
К чему все это - ситуации вокруг поступков этих типов реалистичны, и потому вызывают сопереживание и эмпатию. Нам жалко их жертв и хочется возмездия, это правильно. Мы сочувствуем
персонажам и ненавидим
персонажей в хорошо прописанной, красочной и неоднозначной (как и в жизни) истории - вот в чем немаловажная доля успеха книг Мартина.
Так вот. Сценаристы сериала просто берут и кладут на все это огромный тяжелый болт. У них на сцену с 5го сезона выходит ОНА. Мэри Сью всея Планетоса, нагибатор от Многоликого и мисс Всемогущество-301 от З.Э. "Арья Старк". Она шутя избегает промывки мозгов в секте убийц. Она скачет с дырками в пузе. Она выносит в поединке намного более опытного стажера (а потом и профессиональному воину просраться дает). Она ничем не платит и не жертвует за свои навыки. Она кидает понты налево и направо. Она имеет непомерные амбиции на основании того, что ее перекачали по сценарию и теперь эти скилы надо куда-то применять. Понимаете, куда я веду? Все это настолько гротескно, пафосно и неестественно, что аж трясет. От смеха. А когда нет эмоциональной вовлеченности, о каком сопереживании может идти речь? О какой цельной истории можно говорить, когда ради этой Сьюшки создатели корежат ЛОР, насилуют сюжет и переписывают других персонажей?
Вспомните эпизод с убийством Меррина Транта. Сценаристы же не могут просто так позволить нашей спортсменке-комсомолке-красавице исполнить месть и убить человека! Нет, что вы! Арья высокоморальна, не то что прочее быдло - она убивает только Полных Чудовищ™, и поэтому Трант намеренно изображен поганым педофилом. Педофилом. В Средневековье. Где замуж выдавали едва сиськи расти начнут. Странно, кстати, что он был не по мальчикам, наверное норму по гомосекам к тому времени выполнили. И все это только для того, чтобы ткнуть носом современного зрителя в то, кто тут плохой, а кто хороший.
Дальше - больше. В последнем сезоне она-таки осуществляет свою месть и выпиливает Фреев. Знаете анекдот о том, как убрать слона в холодильник за три шага? Вот так же и тут - как уничтожить великий Дом? Берешь и убиваешь всех прямо в родном замке, делов-то. Никакой подготовки, никаких неувязок и осложнений - одна девочка за пять минут экранного времени проделывает то, на что у целого политического союза пару книг ушло. Раз и готово. А нет трудностей - нет и беспокойства за героя.
Но, может, создатели сериала хотят этим сказать, что тот, кто обретает такую силу и становится вершителем судеб по мановению мизинца, теряет нечто большее? Себя, например? Или месть не приносит удовольствия? Или внезапно оказывается, что одной местью жить нельзя, и когда дело сделано герой не знает, как ему жить обычной жизнью? Я вас умоляю, это Игра Престолов и Арья Старк. Забудьте вообще обо всем, кроме фансервиса и неепической крутизны. Прямо в той же серии она будет мило беседовать и потягивать пивасик с Эдом Шираном и Ко, вспоминать о семье и друзьях и вообще ей норм. Понимаете, да? Если
персонаж Мэри Сью существует вне условий мира, не парится и не переживает вообще ни по чему, то с какого я-то должен? С таким подходом вся история разваливается, а подавление недоверия становится отрицательной величиной. На экране вроде происходят вещи, которым должен радоваться - злодеи получают по заслугам, Старки крепнут и все такое, но ты в них не веришь. Отчетливо понимаешь, что они происходят, потому что в сценарии так написано, а не потому что история так сложилась.
Опять же, я не утонченный критик и не сноб, но я уверен, что нельзя адекватно воспринимать произведение, которое началось как жесткая жизненная история с серо-серой моралью, а закончилась как типичная серия мультика про девочек-старшеклассниц, которые спасают мир с помощью суперсил во внеурочное время.