Обещанное про Робба. Линия Робба и его матери - один из самых наглядных примеров авторских манипуляций.
Итак, что
говорит о Роббе и о творческих целях, поставленных Мартином при его создании, сам автор:
"Я убил Неда в первой книге, и это многих шокировало. Я убил его, потому что все думали, что раз он герой, он, несомненно, попадет в беду, но потом как-нибудь выпутается. Следующий ожидаемый поворот событий — его старший сын восстанет и отомстит за отца. Все этого ждали. Мой ответ — безотлагательное убийство Робба". Мол, "я убил Робба, потому что борюсь со штампами". Ну ОК, но зачем тогда такие сложности со сперва превращением Робба (до того ни разу не воевавшего) чуть ли не в полководца 80 левела, а потом его сливом? Робб вполне мог бы закончить как Владислав Варненчик. Был такой король Польши, который после избрания на трон Венгрии отправился воевать с османами, полез геройствовать на передовую (решил лично прорубиться к ставке султана) и был убит. Ну а уж после гибели Робба в бою, соответственно, Болтоны могут перехватить командование армией и захватить власть на Севере, вынудив Брана и Рикона бежать на Стену. И никаких офигительных твистов с Теоном Грейджоем, захватывающим Винтерфелл с помощью горстки ноунеймов, службой Рамси Теону в обличьи Вонючки и всем таким прочим для этого не требуется. На это, конечно же, наверняка последует возражение, что-де образ Робба Мартин создавал не просто так, а с высокой целью раскрыть тему
несчастий добродетели и успехов порока того, что в политике благородство и порядочность не всегда уместны и
всегда нередко ведут к поражению, будь ты хоть лучшим полководцем на свете. Посмотрим, к каким средствам он для реализации своего посыла прибег и насколько это всё в итоге смотрится.
Для начала автор ухитряется разрушить основной свой идеологический посыл... наделяя Робба способностями крутого полководца, чтоб его слив потом смотрелся красочнее и лучше подтверждал Главный Посыл. Дело в том, что все свои битвы Робб выиграл с помощью различных хитростей. Я не говорю, что это плохо - но в реальном Средневековье до определенного момента на подобные военные приемы
смотрели так себе:
"В полдень Рудольф [некоронованный кайзер СРИ]
ввёл в бой свежий кавалерийский резерв, скрытый за ближним лесом и холмами. Атака велась на уставший правый фланг Пршемысла Отакара [короля Чехии]
. Такие засады в то время считались делом бесчестным, и командующий кавалерией Ульрих фон Капеллен извинился за это перед своими собственными воинами". Уже в Новое время (1514 год) сефевидский шах Ирана Исмаил I отказался от идеи напасть на османов ночью, чтобы не нести потери от их мощной артиллерии при свете дня - и, в итоге, проиграл битву при Чалдыране. У Мартина Робб, назначенный на роль человека чести (именно потому, что в перспективе автор намерен его слить в рамках идеи "благородные - идиоты"), подобными приемами вполне себе пользуется без малейшей рефлексии. Ну ладно, этот момент ещё можно списать на незнание Мартином средневековых реалий. Самое веселое начинается, когда Мартин переходит непосредственно к сливу Старков, который осуществляется через (если не брать внешние обстоятельства типа победы Ланнистеров на Черноводной): 1) освобождение Теона, 2) женитьбу Робба на Жиенне, 3) освобождение Кэйтилин Джейме и встреча оного Джейме с Русе Болтоном - с закономерным финалом в виде Красной Свадьбы.
Все эти моменты иллюстрируют авторские идеологические фишки, связанные с концепцией "чувствительности как слабости". Мол, нельзя слишком доверять друзьям, любовь - слабость (ну, теме "всё зло от любви" так-то вся ПЛиО посвящена), а чрезмерная забота о близких может погубить тебя самого (Кэйтилин освобождала Джейме в надежде спасти Сансу). И тут мы видим, что Мартин с самого начала прибегает к идеологическому фальшивомонетничеству. Дело в том, что ни падение Винтерфелла, ни женитьба Робба на Жиенне, ни уход Карстарков сами по себе не были для Старков катастрофой. Катастрофой для Старков стало не то, что "они были слишком благородны", а то, что Болтоны всю дорогу, чуть ли не с самого начала, тайком действовали против них, а Старки об этом не знали до последнего момента (даже когда Рамси вырезал отряд Касселя, а Русе отправил на гибель два других лояльных Старкам отряда) и не задумывались даже на фоне отжигов Рамси на Севере - потому что автор сделал из них дурилок картонных. То есть без оглупления персонажей идейный посыл Мартина тупо не работает. Я уж молчу про то, что на роль ключевой силы, осуществляющей заклание Старков, автор назначил инфернальных некропедозоофилов Болтонов, каким-то образом ухитрившихся пережить, со своими-то милыми повадками, объединение Севера, и безнаказанно предающихся шалостям типа "права первой ночи" (хотя в реальных североевропейских обществах типа Норвегии это был верный способ очень плохо кончить, см. судьбу Хакона Могучего). Типа смотрите, "в политике даже карикатурные плохиши (или даже ОСОБЕННО карикатурные плохиши?) переиграют моих добрышей-для-битья
, потому что я так хочу".
Но вернемся к тем событиям, которыми обычно объясняют поражение Робба. Вот возьмем то же освобождение Теона. На практике оно имело такие последствия не потому, что Робб чего-то там не рассчитал, а тупо потому, что так захотел автор. Какова вероятность того, что Бейлон IRL решил бы напасть на нищий Север, а не на богатый Запад или Простор? Нед Старк его унизил? Так его много кто унизил, до Ланнистеров и короны включительно. Железнорожденные с северянами
товарищи по несчастью коллеги по сепаратизму, и если Север задавят - терпеть независимость Железных Островов никто не будет. Про историю с Теоном, сперва захватывающему Винтерфелл с горсткой людей, а потом удачно встречающего там "Вонючку", я уж молчу. В линии с приключениями Рамси на Севере вообще "случайное совпадение" на "случайном совпадении" сидит и "случайным совпадением" погоняет. И всё в пользу Болтонов. В истории Джейме то же самое - сперва он удачно уходит от погони, потом удачно избегает смерти / выдачи Карстаркам, потом спасает Бриенну из ямы с медведем и т.д. и т.п.. Главное, сюжет с освобождением Джейме Кэйтилин под честное слово это очередной идиотский мяч Старкам от любящего автора. Что, Джейме раньше не нарушал клятв? Опять же, даже если он сдержит слово - решать вопрос с Сансой не ему, а его отцу. Чем Тайвина обязывает слово, данное Джейме? В реальной истории был эпизод, когда император Людовик Баварский освободил своего соперника, Фридриха Австрийского, в обмен на отказ от притязаний на трон и обещание уговорить родню прекратить войну с Людовиком - но тот поступок выглядел логичней, поскольку Фридрих был по крайней мере номинальным главой своего семейства, в то время как Джейме на момент освобождения гвардеец и ничего не решает. Ну а в общем и целом сцена с освобождением Джейме укладывается в общую авторскую линию изображения идиоткой конкретно Кэйтилин - которое началось ещё с ареста Тириона из первой книги - и представления женщин виной всех бед Вестероса (см. ниже про Жиенну).
Самая же фееричная мартиновская натяжка - эпизод с женитьбой Робба на Жиенне. Во-первых, как девушку из
вражеского лагеря пропустили лечить раненого
короля? Нет, я понимаю, что Библии в Вестеросе нет, про Юдифь с отрезанной головой Олоферна (или Иаиль с колом, вбитым в грудь спящего Сисары) там не слышали, но тем не менее - есть очевидные соображения. Во-вторых, первоначальная версия с ночью бурной страсти звучала ещё более-менее логично - но потом (видимо, как всегда, решив подбавить чернухи) Мартин нам намекает, что Сибилла дочь в постель к Роббу чуть ли не по приказу Тайвина укладывала. И вот тут опять же "или-или". Или Жиенна любила Робба и была к нему искренне привязана - что нам сам Мартин показал - или она легла к нему в постель по приказу матери и, косвенно, Тайвина. В-третьих, сам сюжетный ход с "Робб женился на Жиенне, чтобы её не бесчестить", основанный на представлениях о сексе и браке, сформированных уже в Новое Время, смотрится не так уж логично, если вспомнить, что в реальном Средневековье была, например, такая штука, как конкубинат, и статус конкубины, тем более королевской, далеко не всегда считался позорным (впрочем, тут уже, возможно, дело не в намеренной натяжке со стороны автора, а в банальном незнании матчасти, но как можно не знать про конкубинат в Средневековье - хз). Средневековые люди точно также любили, как люди современности - но для них любовь не обязательно была связана с браком. Опять же, весь этот эпизод с Роббом рисует его человеком без малейшего сексуального и иного опыта с женщинами, которому однократного секса хватило, чтобы влюбиться с головой в девушку, с которой он... любился. То есть автор рисует чуть ли не монашком человека, лучшим другом которого является закоренелый развратник Теон Грейджой, о похождениях которого в Винтерфелле Робб был более чем в курсе. Верю, ага.
Опять же, сюжетный ход с "Робб погиб потому, что женился на девушке, которую любил" является авторской натяжкой ещё и потому, что у Мартина с самого начала, до всякого Крэга, те же Фреи делают всё возможное, чтобы в случае неудачи Робба иметь возможность при необходимости его покинуть или даже предать. Ну то есть они как бы дают ему войска, но при этом Уолдер, договариваясь с Кэйтилин о союзе, не настоял на немедленном браке Робба с одной из своих внучек, в то время как Хостер Талли в аналогичной ситуации во время Восстания Роберта добился того, чтобы Эддард Старк и Джон Аррен взяли в жены его дочерей немедленно. Более того, не было даже четко оговорено, на какой из внучек Уолдера Робб женится. И, наконец, самое главное - точкой невозврата для Королевства Севера и Трезубца в Войне Пяти Королей в плане внешних, а не внутренних (Болтоны) факторов стало возникновение союза Тиреллов и Ланнистеров с их последующей победой на Черноводной (железнорожденных как-нибудь выгнать с Севера можно было). А к нему ни освобождение Роббом Теона, ни потрахушки в Крэге, ни освобождение Кэйтилин Джейме непричастны. Вот военные ошибки Робба, не давшего Эдмуру Талли четких инструкций, что привело к Каменной Мельнице - да, причастны, но автору ведь интереснее бесконечно обсасывать тему "благородства как слабости", верно?