Мелькнула у меня тут одна полубезумная мысля о Безликих, валирийцах, Многоликом, Р'Глоре и Старых Богах.
100%-тно известно лишь несколько фактов о Безликих.
Во-первых, орден Безликих старше, чем сам город Браавос. Добрый Человек сказал Арье, что первый Безликий появился в Четырнадцати Огнях, когда браавоссийцы ещё не бежали из Валирии.
Во-вторых, браавоссийцы, в том числе и Безликие, ненавидят рабство, которое великолепно процветало в Валирии. Собственно говоря, орден Безликих родился в рабских шахтах Валирии.
Безликий Человек утверждает, что рабы много раз пытались восставать против своих хозяев, но бесполезно, т.к. валирийцы владели ужасающей магией огня и крови. Если крупные побеги были невозможны, то как тогда смог образоваться Браавос? Другое дело, если возникла некоторая сила, способная несколько уравнять шансы. И именно тогда возникает первый Безликий, начиная убивать рабов, а затем и их хозяев. Безликие явно поучаствовали в основании Браавоса, раз они имеют такой авторитет в городе. Конспирация города в первые годы весьма соответствует идеологии Безликих, и если они следили за сохранением секрета, это объясняет, почему валирийцы не смогли найти пристанище беглых рабов.
Но что может противостоять Пламени? Ответ прост настолько, что заложен в название саги: Лёд.
Кто в саге связан со Льдом? Старки и Иные. Но никто из них не мог связаться с валирийскими рабами... если только не через Детей Леса.
Не буду сейчас расписывать связь Детей Леса с Иными (скорее всего Великого Иного создали Дети Леса...) и Старков (...из родоначальника рода Королей Зимы, чей сын потом поучавствовал в остановке Долгой Ночи).
Из каждого уголка мира Мартина говорят о Детях Леса, описывая их странными низкорослыми тварями с острыми ушами и зелёными хвостами. Это убеждает меня в том, что ДЛ имеют силы связыватся с людьми и магичить далеко за пределами чардрев.
Поэтому однажды Старые Боги, чьими посланниками стали Дети Леса, дали первому Безликому силу, способную противостоять Огню. Они дали ему силу Льда, силу тьмы и холодов, силу Иных и Старков.
По преданию, первый Безликий постоянно слышал мольбы рабов о смерти. Они молились тысячи разным богам, но мольбы оставались безответными. Тогда он понял, что рабы молятся не тысячи разным богам, а одному богу, имеющему тысячи лиц, и что орудие этого Бога - он сам.
И вот, ночью он выбрал того раба, который молился сильнее всех, и убил его, избавив от страданий.
Среди Детей Леса встречались очень сильные зеленовидцы, и нет сомнений, что они могли перемещаться из Земель Вечной Зимы к берегам Летнего Моря.
Кстати, Дети Леса живут в тайных лесных городках, Браавос же называют скрытым городом. Совпадение или?..
Также хотелось бы отметить, что браавоссийские лунопесенники очень уж напоминают северных зеленовидцев.
А теперь поговорим о Старых Богах, в которых верят северяне, Одичалые и Дети Леса.
"Каждый из Детей приобщается к божественному началу, когда умирает" - так Бринден Риверс объясняет Брану.
В прологе ТсД есть такие строки:
"Твой малыш теперь у богов, - сказала лесная ведьма плачущей матери. - ...Он перешёл в землю, в деревья. Боги повсюду - в ручьях и в камне, в зверях и птицах. Твой Пышка слился со всем, что живёт в этом мире".
А теперь обратим внимание на описание ощущений Варамира после смерти:
"На миг Варамир оказался в стволе чардрева, глядя красными глазами на умирающего мужчину . ... . Потом оба умерли, и он стал подниматься ввысь, несомый холодным ветром. Он был всюду - в снегу и в тучах, в белке, в воробье, в дубе. Сыч бесшумно пролетел между деревьями, преследуя зайца; Варамир был в нём, в зайце, в деревьях. Глубоко в промёрзшей земле копошились черви, и он был в них. "Я теперь лес и всё, что живёт в нём", ликующе думал он."
То есть, выходит, что то, что люди и Дети Леса называют Старыми Богами (во множественном числе), представляет из себя единую сущность, божественное начало, наполняющее собой весь живой мир. И Старых Богов нельзя убить, потому что это и есть та Сила, тот Дух, который даёт жизнь магии Льда, без которого Огонь уничтожит мир. Старые Боги - единый Бог всего мира, имеющий множество сущностей (в первую очередь - природу) и лиц, вырезанных на чардревах. (Чем-то напоминает нашу Святую Троицу). И этот Бог постоянно выбирает себе разные орудия среди варгов и зеленовидцев (см. Бран Старк и Бринден Риверс), которые ему зачем-то нужны.
Ничего не напоминает?
Вообще, у Многоликого много общего со Старыми Богами. Это и ликоцентричность веры, и эти двери из чардеревьев, да и вселение в дерево с ликом можно некоторым образом уподобить смене лица. Плюс Многоликий в некоторых вопросах довольно демократичен, как и Старые Боги (почти равнодушны к внешним проявлениям), стараются лишний раз не вторгаться в жизнь своих последователей.
Теперь подробнее.
Когда Сэм проводит Брана и Ридов через двери по Стеной, дверь из чардрева смотрит на него, спрашивая, кто он такой. Дверь открылась после того, как Сэм произнёс клятву Ночного Дозора. Когда Арья впервые подходит к Чёрно-Белому Дому, древь, половина которой сделана из чардрева, как будто наблюдает за ней. Эта дверь открылась, когда Арья сказала: "Валар Моргулис."
Также есть несколько параллелей Арьи в Браавосе и её братьев (Брана и Джона) на Севере.
Сын капитана корабля, на котором Арья переправлялась в Браавос, говорит Старк, что глаза Титана Браавоса сверкают как две золотые звезды. Это выглядит ка параллель с Джоном, которому примерно в это же время на Стене на Севере показалось, что он видит две золотые звезды. Вполне может быть, что используя одинаковые описания в двух разных местах, Мартин намекает, что Джон и Арья находятся в чём-то похожих местах. Хотя возможно, что это просто совпадение.
Арья ощущает, что небо мрачное, раздражённое и пахнет неизвестным запахом, на который она первоначально не обращает никакого внимания, но, по мере её продвижения вглубь Чёрно-Белого Дома, она узнаёт этот запах, напоминающий ей о Винтерфелле. Примечательно, что что-то подобное случается и с Браном Старком, когда он съедает кашицу из семян чардрев (или из Жойена, тут хз). Вначале ему не нравится сия субстанция, но чуть распробовав её, Бран начинает вспоминать выпавший снег, корицу и поцелуи матери. Начинает вспоминать Винтерфелл.
То есть Бран и Арья Старки употребили некое средство, которое им сначала не понравилось, а после напомнило о Винтерфелле. Хотя, опять же, это могут быть простые совпадения.
Так что я допускаю, что Безликие на самом деле поклоняются Старым Богам, то ли используя Многоликого как прикрытие, то ли они просто не знают, как на самом деле называются Старые Боги, но знают, что у них много ликов на чардревах.
Так ладно, с этим всё ясно.
Теперь отвлечёмся от этого и поговорим о другой, не менее сильной религии, - о Красном Боге Рглоре.
Откуда вообще взялась всеми любимая религия с фанатичным поклонением огню, сжиганием людей и такими харизматичными персонажами, такими как Мелисандра или Мокорро? На мой взгляд, ответ лежит на поверхности – Валирия. Если посмотреть на географию распространения рглорианства, то это в первую очередь Эссос. Если точнее, то Вольные Города. А Вольные Города, как известно, - бывшие колонии Валирии. Более того, в городах Залива Работорговцев культом Р'глора даже и не пахнет. Обратите внимание: догматы и обряды религии Владыки Света имеют массу схожих черт с культурой Валирии. Огонь, магия крови, пренебрежение к человеческой жизни и т.п. В обрывочной информации о Валирии говорится, что в республике, по крайней мере к её закату, поклонялись тысячам богов. И нет никаких упоминаний о роли Р'глора в культуре Валирии. Тем не менее наиболее вероятно, что Рглорианство либо родилось в самой Валирии в виде очередного культа, либо вскоре после Рока беженцами-валирийцами на основе их культуры.
Хмм... Маги Огня (валирийцы и красные жрецы) верят в Рглора, а маги Льда (сереряне и Безликие) верят в Старых Богов.
Основой веры в Красного Бога является противостоягие Бога Огня и Великого Иного, сотворённого тьмой и Льдом.
Великий Иной, скорее всего, является предком старобожников Старков.
Да ещё и Безликие отдельно ненавидят валирийцев, читай, возможные старобожники возможных рглорианцев.
Вполне вероятно, что Старые Боги и Р'Глор - это две враждующие религии. Сюда же тот факт, что рглорианка Мелисандра, увибев в огне старобожников Брана Старка и Бриндена Риверса, приняла их... за врагов.